На Дальнем Востоке студентам предложили лекции по высшей математике слушать в видеоформате, зато от преподавателя Московского государственного университета. Нововведение многим не понравилось – разъяснений недостаточно, практических разборов не хватает. Преподаватель МГУ Татьяна Краснова – о разнице между лекторами, учеными и преподавателями, и странном «ламповом» формате получения знаний.
Скажу сразу – я очень люблю слушать записи хороших лекторов. И записи лекций великих ученых – тоже люблю. Просто 30 с лишним лет преподавания научили меня тому, что это не одно и то же. То есть, вы уж меня простите, но это три разных человека: лектор, ученый и преподаватель. Бывают счастливые «три в одном», но скажу вам честно, мне такие попадались редко.
Зато вот гениального филолога и знатока, погруженного в себя, занятого собственными потрясающими сопоставлениями и гипотезами, я видела. И аудиторию из ста оболтусов-первокурсников, спящих на его лекции – тоже видела.
И человека с довольно посредственным, но грамотным английским, который вытаскивал на свой совсем неплохой уровень безнадежных двоечников – тоже наблюдала. Они с его семинаров уходили, пошатываясь от пережитого напряжения, и то, что им вдолбил этот «не-гений», составляло на всю жизнь крепкую базу их знаний.
А еще мне попадались лекторы с потрясающей эрудицией и талантом говорить, и полной неспособностью слышать свою аудиторию. Такого человека и правда хочется «перемотать» – если ты чего-то не успел и не понял – он не остановится. Ему, в общем, безразлично, как там барахтается в его руладах недотепа Вася Пупкин…
А еще мне приходилось примерно тысячу раз объяснять разным группам своих студентов сложную систему времен английского глагола. Так вот, ни разу (ни одного-единственного разу!) я не сделала этого одинаково. И система та же, и я не изменилась, но они – сидящие напротив меня – они-то разные.
И как ты их ни оптимизируй, как ни впихивай их в стандарты и компетенции – одним все равно надо чуть проще, другим – чуть сложнее, третьи вообще после физры пришли, и им сначала надо про смешное и забавное, а потом уж посерьезнее…
И лелеять, откровенно говоря, в них, как и в нас, как и во всех вообще – надо именно эту самую разность и индивидуальность. Непохожесть и своеобразие.
И роль наша, преподавательская, должна быть скорее не в том, чтобы с кафедры или экрана сообщить им некие сведения, а в том, чтобы дотянуться до каждого, чтобы они влюбились в нас, а мы в них, потому что отношения между людьми – это всегда «химия», и без нее ничего не будет, как ни старайся.
А лекции великих ученых непременно надо записывать. И слушать дома. И обсуждать на семинарах.
Впрочем, иногда лекции великих бывают в таком странном «ламповом» формате… Знаете? Прямоугольные такие. С бумажными листами внутри. КНИГИ они называются.