Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

17.09.2018 7:12 16

Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

«С такой архаичной системой управления, которая есть сейчас, я бы больше ни копейки не вложил в образование» – почему нововведения в школах встречают сопротивление, как нужно изменить подход к оцениванию ребенка, почему профессия учителя должна стать временной и как власть и общество смогут поверить в образование – рассказывает научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Ребенок как был наказуемым, так и остался

– Хотелось бы в связи с началом учебного года поговорить с вами об ожиданиях, надеждах, предположениях, связанных со школьным образованием. Есть ли проблема, о которой вы бы хотели сразу заявить?

– Я считаю, что ключевым фактором, влияющим на то, получают дети плохое или хорошее образование, является отношение общества к детям и к образованию, а не конкретная школа, учитель, министерство и все остальное. И серьезная задача, о которой стоит разговаривать и пытаться с ней что-то делать – это изменение отношения к ребенку в семье, в обществе и в государстве. Это то, что находится на уровне нравов, и это более значимо для образования, чем то, что непосредственно касается образовательного процесса (хотя это тоже, конечно, имеет значение).

– Что не так с отношением в обществе и в семье к ребенку?

– У нас доминирующим и ключевым остается отношение к ребенку как к чему-то недоделанному, несовершенному, как к полуфабрикату, которого надо постоянно поучать, одергивать, вставлять в рамки, кричать на него и даже бить его. Это определяет и все остальное – отношение к нему школы, министерства, учителя и так далее.

Можно долго обсуждать, что является первопричиной, но мы имеем то, что имеем, а именно – фактическую дискриминацию детства в общественном сознании.

И дискриминируют детей не власть, не Путин, не министерство образования, а их родные и близкие, обычные люди.

Достаточно оглядеться вокруг себя, чтобы увидеть, в чем это выражается: «стой», «замолчи», «я тебя отдам этому дяде» и так далее. Это современная норма отношения к ребенку в нашем обществе. И я не знаю, что с этим делать. Единственное, что я понимаю – что если на ребенка кричат, постоянно делают ему замечания, вставляют его в рамки и так далее, то это проявление отношения к нему как к дефективному.

– Любой родитель, который придерживается такой политики в отношении ребенка, дочитав до этого места, обидится и возразит вам, что он это делает из лучших побуждений – он корректирует неправильное поведение ребенка, учит его соответствовать общественным нормам, заботится о его безопасности, о комфорте окружающих и так далее. «Что мне делать, – скажет родитель, – если он швыряет песком в других детей на пляже? Конечно, я его одерну».

– Да, но, во-первых, надо понимать, что он швыряется песком, потому что по-другому не может привлечь к себе внимание, или он не умеет подойти и сказать: «Можно я с вами поиграю?», познакомиться и так далее.

Во-вторых, хорошо бы объяснить этому родителю, что он приучает ребенка к тому, что когда на него смотрят, когда кричат на него и его одергивают, то бросаться песком нельзя, а во все остальные моменты можно. И поэтому, кстати, сегодня детство в большинстве семей является источником криминогенного сознания, а не нормального развития, как сказали бы психологи.

Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

Александр Адамский. Фото: Общероссийский гражданский форум / Facebook

– В чем это выражается?

– В том, что из-за постоянных одергиваний, крика и так далее ребенок вырастает в уверенности, что плохо делать нельзя тогда, когда тебя контролируют, а когда тебя никто не видит, то можно. Отсюда растет «если нет камеры, нарушаю как хочу», можно нарушать закон, если не попадаться, можно хамить, если некому заступиться. И вопрос о том, может ли хорошая школа и учитель победить общественный настрой – это вечный вопрос педагогики. Именно поэтому я и занимаюсь образовательной политикой: институты могут приучить людей думать и действовать по-другому, жить по другим правилам и так далее. Но как изменить эти нормы? Это вопрос.

– Мне как раз кажется, что сейчас растет доля родителей, которые, наоборот, позволяют ребенку все, и он растет в полной уверенности, что он – центр земли, он может перебивать взрослых, если ему надо, отобрать что-то у соседа, заняться чем-то, чем ему хочется, посреди урока, и так далее.

– А это вопрос общественных договоренностей о том, что можно, а чего нельзя. Есть случаи, которые за гранью нормы – их немного, но они есть. Остальное можно.

– Где эта грань между принятием, нормой и запретами?

– Эта грань зависит от того, как про это договориться. И она, к сожалению, не внутрисемейная, потому что если ребенок или взрослый видят, как по телевизору ругаются большие политики, то им очень сложно вести себя по-другому. Тяжело объяснить ребенку, что нельзя орать на собеседника, перебивать его и швыряться в него предметами, если по телевизору взрослые люди это делают у него на глазах.

– Получается, что это вопрос глобальных решений – срочно менять всю политику на телевидении, пересматривать общественную систему ценностей?

– Я все-таки думаю о другом – о том, как в обществе достигать согласия. Нужно искать внутри человеческого диалога, что хорошо, а что плохо. Обратите внимание – когда случаются критические ситуации, никто не спорит о том, что такое хорошо и плохо, и политические разногласия не мешают людям идти и спасать друг друга. В таких ситуациях возникает ощущение нормального поведения, и оно нерукотворно – его же никто не сделал, не отрегламентировал, но оно есть. В человеческой природе это заложено, но почему эта нормальная логика не работает по отношению к детям, я не могу понять.

– Но разве нет такого, что в последние 15-20 лет, с тех пор, как стала модной теория привязанности, все немножко изменилось в лучшую сторону? Мы как раз недавно по другому поводу говорили с психологом о том, что в нашем детстве, в советское время было нормой запихивать ребенку недоеденную еду за шиворот в детском саду, пугать его милиционером и так далее, и что сейчас это скорее экзотика. А тогда и дети не жаловались, и взрослые не бегали их защищать. Может быть, сегодня все-таки ситуация немножко лучше?

– Немножко да, но по сути произошло просто смягчение нравов, однако ребенок как был наказуемым, так и остался. Поэтому мы так удивляемся, когда попадаем в другие общества и видим, что там ребенку все можно, и феномен наказания отсутствует как таковой. А мы нашим отношением внушаем ребенку стремление подавить другого, доминировать, и оно остается с ним на всю жизнь. Он идет с ним в школу из детского сада, а там учительница начинает его сравнивать с другими, постоянно оценивать, и ощущение, что ты недоделанный и дефективный, усиливается.

Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

Художник Norman Rockwell

И накануне учебного года я думаю именно об этом: а вдруг детям повезет и у них будет хороший учитель и хорошая школа, и что тогда? Конфликт с родителями? Получается, что если мы хотим сделать школу хорошей, то это неизбежный конфликт с родителями. И я знаю от своих знакомых, которые сидят в родительских чатах, что там вовсю процветает агрессия.

Но, с другой стороны, вы правы про изменения – да, они происходят. Сформировалась социальная группа молодых, интеллигентных, образованных родителей, чаще всего хорошо устроенных в жизни, которые смотрят в правильную сторону и даже создают такие школы. Самый известный такой родитель – Герман Греф, но много и менее известных, и более молодых людей. Относительно много, конечно, но по сравнению с общей массой родителей – немного. Но благодаря им создается ниша садов и школ, где дети из этих семей группируются, и получается такая страта. И это, конечно, и хорошо, и плохо.

– В чем минусы отделения от общей массы, если эти люди отличаются от нее интересами, взглядами, принципами?

– В советское время я работал в английской школе здесь неподалеку (теперь я там председатель управляющего совета), и там концентрировались дети из творческих семей, из семей партийных руководителей

– Было несколько таких закрытых школ.

– Да, причем они были закрытые не по постановлению горкома, а сами собой отделились. Двадцатая, пятьдесят седьмая, вторая, сто пятидесятая испанская… Была стратификация, и вот она есть и сейчас, но уже другая. Это вечный вопрос образовательной политики: что лучше – демократическая школа, куда берут всех подряд, или школа, где собираются мотивированные дети – им интересно друг с другом, с учителями, им интересно учиться, и они двигаются дальше. Это вечный вопрос. Почему ненавидят Калину? Он сломал эту элитарную историю. Он сказал: «Мы дадим всем равные условия». Это хорошо говорить в общем, но когда ты папа, мама, дедушка или бабушка конкретного ребенка, то ты сделаешь все, чтобы твой ребенок учился в хорошей школе с правильными детьми.

Профессия учителя не может быть вечной

– Допустим, есть учитель, который искренне хочет ломать этот общественный стереотип отношения к детям, он талантлив, он большой молодец и так далее, но при этом у него дикая нагрузка, маленькая зарплата, репетиторство, а еще у него огород, чтобы выжить, семья, а еще у него чиновник, который говорит гадости и глупости по поводу того, что надо было удачно замуж выходить, а не в пединститут идти, и так далее. Как быть с этим?

– Такие аргументы на меня не действуют по нескольким причинам. Во-первых, я сам это все прошел – и маленькая зарплата, и огромная нагрузка, и начальник – дурак: я работал в сельской украинской школе.

Во-вторых, я общаюсь с Федором Шеберстовым, проект «Учитель для России», они отбирают ребят, которые хотят быть учителями, учатся, а потом едут в сельские школы. Потрясающие ребята, которым это интересно – они переживают намного более драматические обстоятельства, чем я и большинство учителей, потому что они попадают в плохие слабые школы к самым некомпетентным, непрофессиональным учителям, вокруг все пьют, и им надо в этих условиях учить детей. Но у них есть сообщество, которое их поддерживает, где они это обсуждают как некую миссию.

И в-третьих, я считаю, что профессия учителя не может быть вечной на всю жизнь. Мне кажется, семь лет отработал учителем – ищи другую работу.

– Во избежание выгорания?

– Выгорание происходит позже – лет через семь появляются штампы. Когда я первый раз пришел в газету, меня один «опытный» журналист учил брать интервью: «Это очень просто. Задавай герою три вопроса. Первый: как он дошел до жизни такой? Второй: вначале было трудно? Третий: товарищи помогали? Вот тебе и все интервью». И все его интервью были одинаковыми. Так и учитель. Если ты уже один раз прошел это с детьми, для тебя в этом уже нет ничего нового.

Сравнивайте результат ребенка с его проекцией в будущем

– Что бы вы назвали важнейшим изменением, которое ждет нас в ближайшее время?

– Мы сейчас находимся на распутье. До сегодняшнего момента система оценки результата строилась на фиксированных внешних показателях: были установки, что надо знать то-то и то-то, и знать это хорошо. Мы дошли до пика этой системы оценки результатов.

Сейчас из-за того, что есть блокчейн, есть разные «большие данные», можно собрать про ребенка гигантское количество информации, выявить его установки и способности, а кроме того, можно собрать данные не только про образование, но и про экономику, производство, социальные процессы и так далее, и понять, как способности ребенка могут развиваться, реализовываться, в какой деятельности, и можно построить личный так называемый маршрут успеха ребенка. И тогда оценка результата будет делаться не кем-то по внешним критериям, а относительно способностей ребенка, возможности его социализации в будущем.

Старая система оценки себя изживает, поэтому она трансформируется в жесточайший тотальный контроль.

Потому что иначе как оценивать? Значит, нужно проводить еще больше контрольных и тестов. Но оценка, привязанная к внешним критериям – это и хорошо, и плохо.

Помните карикатуру, где изображены обезьяна, ворона, пингвин, рыба в аквариуме, слон, морж и волк, и экзаменатор им говорит: «Чтобы оценивание было максимально честным, задание для всех одно: залезть на верхушку дерева!» И то, что сейчас стало возможным, то, что я буду продвигать, поскольку это для меня ключевая проблема в технологиях образования – это одна система оценки результатов для рыбы, другая – для птицы, третья – для волка, четвертая – для слона и так далее.

Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

– Есть ли это сейчас уже где-то в мире?

– Нет – мы можем стать в этой области пионерами. И, кстати, мы здесь всегда были пионерами, просто были разные условия, потому что история советской педологии в 30-х годах – это про то же самое: давайте исследуем ребенка и его способности и простроим ему индивидуальную траекторию.

Поэтому для меня основными моментами в современном образовании являются: во-первых, общественное родительское потепление по отношению к собственным детям – но я не знаю, как этого добиться, и во-вторых, индивидуализация, причем не в смысле индивидуального учебного плана, а в смысле индивидуального маршрута успеха и оценки результатов относительно этого.

– Как эта индивидуализация оценивания выглядит технически? Необходимо тщательно исследовать каждого ребенка?

– Нет – сейчас есть огромное количество инструментов. Смотрите: ребенок совершает учебное действие, и оно оставляет электронный след. Таких следов может быть огромное количество – он позанимался в физической лаборатории, сходил на занятие драмкружка, посидел на уроке математики, сходил на спорт, занялся социальной активностью и так далее – все это оставляет электронные следы. Их можно фиксировать и благодаря этому видеть, в чем, в каких направлениях он успешен – в исследовании, в инженерных задачах или в творческом профиле, в социальных активностях или в спорте.

– Предположим, мы обнаружили, что он успешен в драмкружке. Что происходит дальше?

– Дальше мы понимаем, что его самореализация в том, что он создает образ. При этом не надо думать, что он из-за этого обязательно будет актером – своим успехом в этой области он просто показывает, что обладает определенным набором компетенций, которые будут востребованы и в других сферах.

И мы понимаем, что этот набор компетенций сейчас, в 2018 году, успешно реализуется в таких-то областях – ведь у нас база данных не только по школам и образованию, мы понимаем, что творится в высоких технологиях, в экономике, искусстве. Во всех этих областях есть люди, которые себя проявляют, и мы можем брать эти примеры и по ним говорить ребенку: «Вот маршрут такого-то человека, который обладает похожим с тобой набором компетенций и успешно реализует себя в этой области. Давай мы свяжем твой результат с этим? Ты до себя будущего немножко не дотягиваешь вот здесь и здесь».

– Как мы сделали эту проекцию на него в будущем?

– По сегодняшним достижениям тех, кто обладает аналогичными компетенциями. Это прогнозирование отлично работает в медицине. Артем Ермолаев, руководитель Департамента информационных технологий, рассказывал, что можно прогнозировать визиты к врачу или заболевания, потому что ваше состояние, при всем уважении, не уникально, и такие же симптомы у массы людей.

– Собственно, на этом стоит вся медицина.

– Совершенно верно, поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что с вами будет завтра или послезавтра на основании анализа данных других людей, обладающих теми же симптомами. И точно таким же образом можно на основании анализа данных людей, обладающих такими же компетенциями, прогнозировать, что будет с ребенком – с той или иной степенью вероятности.

– Получается, что фактически мы сравниваем уникального ребенка с другими людьми?

– Сравниваем, но не одного с другим, а с уже реализованными компетенциями. Если ребенок хочет быть образовательным политиком, то пусть возьмет мои данные и посмотрит, что с ним может быть через столько-то лет, и решит, хочет он этого или нет.

– То есть мы берем данные успешно реализовавшегося в этой области человека за условную пятерку?

– Да, решаем, хочет ли ребенок и его семья такой же реализации, и сравниваем пример, который мы видим, с собой.

– Тут можно сказать: а если у подростка идеал – некий успешный с его точки зрения человек, который лежит под пальмой и ничего не делает?

– Во-первых, если это его идеал, то что бы вы ни делали, вы все равно ничего не измените. Во-вторых, тут начинаются вещи, которые мне не очень приятны, но они необходимы: должен быть некий обязательный базовый блок, потому что есть государство, общество, которое считает, что он должен быть.

Вы не можете вставить в галеру ракетный двигатель

– Какую проблему бы вы назвали одной из основных на сегодняшний день?

– Если говорить о каких-то конкретных вещах, то больше всего меня волнует развал школьных зданий: до 60% зданий изношены до критического состояния. На них нужны средства, а в бюджете этих средств нет. Я полагаю, что нужно за три года создать 4 миллиона новых ученико-мест, для этого нужно порядка 3,5 триллионов рублей. Этих денег нет.

Чтобы решить эту проблему, надо переходить на инвестиции – мы берем деньги, в том числе и за рубежом, строим школы и за счет нормативно-подушевого финансирования и эффективного управления этими школами возвращаем эти инвестиции. Другого выхода нет, иначе все развалится. 3,5 триллиона – это консолидированный бюджет системы образования, это примерно 3-4% ВВП. Это основная, самая неприятная проблема.

Второй сюжет из области образовательной политики, который меня волнует, – это осовременивание школы. Столкновение архаичных институтов управления и цифровизации до добра не доводит.

Вы не можете вставить в галеру ракетный двигатель, просто потому что гребцы на галере, в совершенстве владеющие своим мастерством, будут саботировать процесс внедрения двигателя.

Сейчас именно это и происходит, потому что цифровые технологии, блокчейн делают ненужной министерско-департаментскую структуру управления образованием: система сбора больших данных и их автоматизированный анализ может провести аккредитацию школы в автоматическом режиме, и сразу огромное количество людей остается без работы. Но нет, у нас же есть гребцы на галерах, так называемые эксперты и чиновники.

– Получается, что дигитализация должна уничтожить бюрократический аппарат?

– Конечно. Цифра заменяет рутинный, кропотливый труд, снижает роль человеческого фактора, автоматизирует и унифицирует процессы. Если у нас есть много данных и мы понимаем, как их агрегировать и анализировать и так далее, то это и есть управление, особенно если есть мониторинг, который собирает эти данные на уровне школ в автоматическом режиме. Тогда управление, которые как было во времена Ивана Грозного сделано по принципу дьяков и приказов, так и осталось, вроде бы и не нужно.

Нельзя вставить в галеру ракетный двигатель – но именно это сейчас происходит с системой образования

Фото: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

– И учителям не надо будет заполнять тонну бумаг?

– Не только учителям не нужно будет их заполнять – чиновникам нет смысла их собирать и отправлять дальше. Раньше на железных дорогах переводили стрелки вручную, но сейчас представить себе такое странно. Здесь ровно такая же ситуация.

– Но это скорее не проблема, а тенденция?

– Технических проблем здесь нет, есть исключительно человеческая – сопротивление чиновников. И в результате все наши государственные контракты и стратегии, национальные проекты и так далее редуцируются в написание бумаг, а не в дело. Здания рушатся, но с такой архаичной системой управления, которая есть сейчас, я бы больше ни копейки не вложил в образование, потому что чем больше в такую систему управления вкладываешь, тем хуже становится система.

– Какой же выход?

– Принципиально изменить систему управления на современную с минимумом контрольно-надзорных и отчетных процедур, автоматизировать систему управления. К сожалению, ее надо для этого частично централизовать, потому что представьте себе, что будет, если на железной дороге каждый перегон сам собой будет управлять – у нас примерно так же сейчас. Школы должны быть государственными, а не муниципальными, тогда цифровые системы могут заработать, иначе они не заработают.

Вообще, мы сейчас находимся на множестве развилок, и следующие два-три года определят движение системы образования. Если общество и власть поверят, что образование влияет на жизнь, то задумаются. А если, как сейчас, никто не будет верить в образование…

– В чем выражается это неверие?

– Во всем. Это проявляется и в отношении детей, которые мухлюют на ЕГЭ, и в отношении взрослых, для которых корочка важнее знаний или вклада в науку. То, чему учат в школе, никому не нужно, включая работодателей, причем любых. Даже мне, человеку, который занимается образованием, честно говоря, наплевать, какой диплом у моих сотрудников и что в нем написано – я смотрю, что они умеют.

И шкала, которая у нас возникла внутри образования (к вопросу о дереве и рыбе), и шкала того, что Маркс назвал общественным производством, совершенно не совпадают. Образование не учит решать задачи, которые ставит производство. Мне же не нужны определения, которым учат в школе – мне нужны навыки, компетенции, способность действовать в новых ситуациях, а не вызубренные наизусть параграфы.

Ксения Кнорре Дмитриева

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Докажи семье свое право на выбор с казино Вулкан 24 В Ленобласти около тысячи верующих два часа ждали прилета на вертолете патриарха Кирилла Влияние льготной ипотеки на жилье для среднего класса Трампа на признание Иерусалима столицей Израиля вдохновили 60 млн американских христиан, ищущих союзников для войны с антихристом В ОАЭ принят новый закон о правилах поведения в мечетях

Православная лента