Летом риск возникновения инсультов возрастает, особенно для тех, кто много времени проводит на дачном участке, согнувшись над грядками. А так как болезнь с каждым годом «молодеет», знать причины и признаки инсульта полезно каждому. Вместе с экспертами фонда ОРБИ мы составили памятку для тех, кто не знает, что такое инсульт, и поговорили о психологической помощи с теми, кто его пережил.
Инсульт, или нарушение мозгового кровообращения – это состояние, когда насыщенная кислородом кровь перестает поступать в мозг. При отсутствии кислорода клетки мозга умирают, что может привести к инвалидности и даже смерти.
Сегодня инсульт – одна из самых распространенных причин смертности в России и основная причина инвалидизации. Ежегодно в стране происходит до 650 000 случаев инсульта, каждый восьмой – заканчивается смертью, а до 87% выживших вынуждены жить с инвалидностью.
За последние 10 лет возраст инсульта заметно снизился. Если 20-25 лет назад представить себе инсульт у человека 45 лет было невозможно, то сегодня он случается у мужчин и женщин 30 лет. Поэтому важно знать признаки инсульта, регулярно проходить медицинские осмотры, включающие УЗИ сосудов шеи, контролировать уровень сахара в крови.
Ася Доброжанская
Медицинский эксперт фонда ОРБИ Ася Доброжанская:
– Мы не в силах исключить стресс, который возникает в результате интенсивной работы и высокого темпа жизни в мегаполисе, но мы можем ограничить потребление кофе, бросить курить и давать себе регулярные физические нагрузки, потому что от сосудистой катастрофы способны защитить только они.
Каждый случай инсульта требует неотложной медицинской помощи, поэтому очень важно не просто знать признаки инсульта, но также вовремя их распознать и не проигнорировать.
Инсульт можно распознать как у себя, так и у окружающих. Для этого достаточно выполнить три простых действия:
Улыбнуться – при инсульте улыбка человека будет перекошенной, один уголок рта будет опущен вниз.
Поднять одновременно обе руки – в случае инсульта рука с пораженной части будет подниматься ниже.
Заговорить – достаточно попробовать произнести собственное имя: как правило, при инсульте речь человека становится невнятной и замедленной.
Фото: Фонд ОРБИ / Facebook
Важно помнить, что время – главный фактор. Немедленная медицинская помощь жизненно важна. Если вы заметили хотя бы один из признаков инсульта, вызывайте скорую. Чем раньше пациенту будет оказана квалифицированная помощь, тем больше вероятность выживания и выздоровления. А пока скорая в пути, следует оказать первую необходимую помощь.
Если человек обнаружил признаки инсульта у себя и при этом один, по возможности ему следует позвонить в скорую или, если это технически проще (например, в телефоне есть быстрый набор), тем, кто может оказать помощь – родственники, друзья. Если не получается, нужно выйти на лестничную площадку или хотя бы отпереть дверь.
Следует знать, что состояние может быстро ухудшаться, то есть если сначала у человека еще есть возможность позвонить и разговаривать, то через полчаса этой возможности уже может не быть.
Ни в коем случае нельзя принимать таблетки (исключение – плановые инъекции инсулина).
В летние жаркие дни опасность получить инсульт возрастает. Особенно это касается тех, кто много времени проводит на садовом участке. Для того чтобы защитить себя от возможного инсульта, специалисты советуют:
Исключить пребывание в наклоненном положении, вниз головой.
Для работ на земле садиться на скамеечки, синтетические подушки, землю, выбирать положение на коленях/на корточках – кстати, продаются комфортные наколенники именно для таких случаев.
Не перегреваться на солнце. В жаркую погоду выбирать для работ в саду утро и вечер, то есть время до 11 и после 16 часов.
Не пренебрегать головными уборами.
Если вы перенесли инсульт
Кроме информационной и медицинской помощи, фонд ОРБИ оказывает людям, перенесшим инсульт, и членам их семей психологическую поддержку. Среди родственников популярны групповые скайп-консультации, на которых человек не только получает помощь специалиста, но и общается с людьми, которые попали в такую же жизненную ситуацию.
В диалоге в скайпе Нина, Галина и Сергей обсуждают погоду в своих городах, делятся фотографиями домашних питомцев, цветов на балконе и любимыми стихотворениями классиков, часто грустными – под настроение.
– Само собой так происходит, что когда в семье такое горе случается, сокращается круг общения. С теми людьми, с которыми раньше общались, не выходит продолжать общение, потому что все изменилось. А здесь люди очень хорошо тебя понимают и сам психолог знает нашу ситуацию. Много моральной поддержки, ситуации скрупулезно разбираем, просто даже имеем возможность высказаться – это тоже важно, – рассказывает Галина Удоденко.
Муж Галины перенес инсульт дважды – в 2009 и в 2010 году. Восстановить двигательные функции удалось, но возникли проблемы с памятью, и с каждым годом ситуация усугубляется.
– Раньше я была с этим один на один, а теперь есть группа и я понимаю, что не одна. Психологическая поддержка особенно нужна родственникам. Люди, перенесшие инсульт, не всегда осознают последствия. У меня есть знакомая, которая 18 лет назад перенесла инсульт, у нее плохо работают руки, ноги, но отличная память и она все понимает. А у меня другая история: муж передвигается, но ничего не помнит и не знает. Жить в одном пространстве с самым родным своим человеком, который все напрочь забыл, очень тяжело.
Получить психологическую помощь в обычной больнице небольшого города практически невозможно, тем ценнее для Галины, Сергея, Нины и десятков других людей возможность, которую предоставляет фонд ОРБИ.
Фото: Фонд ОРБИ / Facebook
Психолог фонда ОРБИ Татьяна Амритова:
За психологической помощью обращаются нечасто, по крайней мере если сравнивать с количеством иных обращений. Я думаю, это связано с тем, что люди плохо себе представляют, чем может помочь психолог и как все происходит на встречах.
В случае с инсультом люди больше думают о физическом состоянии человека. Кажется, если ему станет физически лучше, то психологические трудности уйдут сами собой. Но есть и обратная связь: эмоциональное состояние влияет на физическое. Например, поддерживает желание делать реабилитационные упражнения.
Инсульт – это в том числе и психологическая травма, и переживается как гром среди ясного неба. Эту метафору люди, перенесшие инсульт, действительно часто используют, когда мы обсуждаем их опыт.
Самая частая проблема, с которой мы работаем на встречах – это переживание апатии (руки опускаются, не хочется продолжать бороться, делать упражнения) и эмоциональная усталость (“нервы сдают”) у родственников. И здесь действительно очень важна работа с психологом.
Психологическая помощь – это возможность поговорить с внимательным собеседником о том, что очень волнует, о чем сложно говорить с другими, так как стараешься их «не грузить своими переживаниями».
Такая поддержка важна еще и для того, чтобы делать шаги по преодолению психологической и социальной изолированности, которую несет за собой инсульт. Она особенно необходима в периоды «плато», когда результаты от реабилитационных упражнений не видны.
Крайне важна возможность разделить с внимательным собеседником смысложизненные переживания, например, утраты того, что было, потери привычного образа себя (тело не слушается, стал плаксивым), мыслей о безысходности, страхе повторения инсульта, смерти, инвалидности, крушении надежд и поиске новых смыслов.
Также бывает важно обсудить с психологом трудности в коммуникации с близкими людьми. Например, недопонимание (хотя бы из-за того, что речь часто бывает затруднена); чрезмерная забота (когда забота близкого важна, но важно не превращаться в «объект» заботы, сохранить ощущение своей значимости и влиятельности); переживание покинутости, изолированности (иногда на ухаживающих родственников наваливается столько бытовых забот, что времени поговорить почти не остается), чувства обиды или вины, раздражение.
Фото: unsplash.com
Это, пожалуй, самый сложный вопрос, поскольку каждая рекомендация, которую я могу дать, может получить поправку: иногда важно делать с точностью до наоборот.
Например, когда-то важно мотивировать и «заставлять» человека, перенесшего инсульт, выполнять реабилитационные упражнения, но когда-то важно отойти в сторону, чтобы дать возможность человеку самому проявить активность. Когда-то важно тормошить, бодрить человека, не давать ему унывать, но иногда бывает очень важно позволить человеку переживать грусть.
Пожалуй, я бы все же посоветовала членам семьи хотя бы несколько минут в день обращать внимание на самих себя, например, останавливаться и делать вдох и долгий выдох, и свои потребности – спрашивать себя: что я сейчас чувствую? что важно сделать, чтобы более-менее поддержать свое эмоциональное благополучие? Потому что, возвратив контакт с самим собой, можно вернуть и чувствительность к потребностям близкого человека, а отсюда и мудрые шаги – не в сторону того, что “надо”, а к тому, что будет самым лучшим в данный момент.