Когда Псковский кремль и Труворово городище в Изборске уже осмотрены, можно изучить карту окрестностей Пскова — увидишь прекрасные названия деревень типа «Замогилье», «Заклинье» и «Ямм». Среди этого топографического великолепия есть слова Выбуты и Вольженец.
Погост Выбуты в 15 км от Пскова вверх по Великой считается родиной великой княгини. Добраться сюда не так уж сложно: на нужном повороте есть пусть единственный, но указатель. По утрам ходит рейсовый автобус, навигатор и яндекс-карты, пусть не с первой попытки, находят это местечко.
Чуть ниже погоста Выбуты остров разделяет реку Великую на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название «Ольгины ворота», левый (мелкий, с каменистым дном) — «Ольгины слюды» (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча юной Ольги с князем Игорем.
Житие повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему хотелось переправиться туда, но не было лодки. Вскоре он увидел на реке юношу в лодке и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они ехали, Игорь, взглянув на гребца, увидел, что это не юноша, а молодая красивая девушка в мужской одежде. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания.
«Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», — отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя».
Такой ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел говорить с Ольгой. Потом, когда князь собрался жениться, к нему приводили множество девушек, но он помнил ту, которую встретил на реке, и послал сватов к ней.
Под Выбутами веками находилось очень важное для Пскова место — брод. Смотришь с берега — кажется, что вот он, его видно. Только, кроме мелководной переправы, есть тут и пороги. Не зная брода, соваться в воду мы не стали, хотя рассказывают, будто местные жители пользуются им до сих пор, а нам было как раз нужно на другую сторону.
В старые времена во время военной опасности псковичи посылали сюда заставы. Например, тут в 1407 году псковичи встретили немцев, поставив для заграждения («затвора») бродов переносные ограды из жердей. Такие ограды в старину назывались «вор», «ворон», или «воры» («а броды всибяху затворены ворами»). Здесь же, по преданию, князь Игорь впервые увидел свою будущую жену Ольгу.
Гораздо легче, чем брод, найти тут разрушенные мосты. Выше и ниже по течению стоят могучие остовы опор, когда-то по этим мостам могли ездить весьма габаритные фуры. Может быть, даже танки. Въезд на один из таких мостов кончается огромной воронкой: явно разрушился он не от запущенности, а от снаряда или мины. Местные рассказывают, что ближайший к погосту Выбуты мост— немецкий, взорванный советскими войсками.
Основная достопримечательность Выбут сегодня — храм пророка Илии. Он виден издалека на подъезде к деревне (кстати, до поворота на Выбуты ходят аж три автобуса из Пскова:«Псков –Покрутище», №107 «Псков – Палкино» и №137 «Псков – Филатова Гора»).
Церковь в Выбутах классическая «псковская» — одноглавая, с щелевидными окнами-бойницами. Только на боковых стенах вверху оставлены большие окна. Дата строительства Ильинской церкви неизвестна, и только по архитектуре ее относят к XV веку (табличка на храме говорит о XV веке без всяких сомнений). Однако в Третьяковской галерее есть образ пророка Илии из церкви в Выбутах, датированный XIII веком, а значит, церковь (например, деревянная предшественница нынешней) здесь стоялаи раньше.
Сейчас в храме идет реставрация, внутрь не то что не пускают — не войти, да и пыльно. В проем видно только, что белые стены храма испещрены «дырочками» — отверстиями голосников, улучшающих в храме акустику. Паломники пишут записки и ставят свечи рядышком в небольшом деревянном Никольском храме. Иконы здесь довольно своеобразные, стилистически не очень подходящие ни к древности белокаменного храма, ни к деревенской простоте деревянного. Зато запоминаются. Смотритель храмов по имени Владимир объясняет, как заказать требы, и обсуждает с паломниками пророчества старцев о грядущих бедствиях.
Всем разрешают подниматься на двухпролетную звонницу — она стоит обособленно и отодвинута от реки, чтобы не заслонять храм. Можно даже позвонить в колокола, но мы не решились: все же не Пасха.
Когда поднимаешься на звонницу, прямо перед глазами оказываются новодельные мозаики с образами пророка Илии, святой княгини Ольги и ее внука, равноапостольного князя Владимира, на стенах Ильинского храма.
У храма — кладбище (хотя исторически слово «погост» означает место сбора дани для князя). Вдоль оградки лежат древние каменные кресты. Дальше — небольшой археологический раскоп. Кстати, об археологах. Сотрудники Псковского археологического центра копают в Выбутах ежегодно уже 25 лет. Найдены остатки древнего неукрепленного поселения и курганного могильника X – начала XI века, расчищены остатки жилищ и хозяйственных построек. Среди находок оказались орудия труда, ремесленные изделия, предметы рыболовного и охотничьего промысла, гребни, перстни, украшения, а также многочисленные осколки древней глиняной посуды. Считается, что поселение в Выбутах существовало с IX–X до XVIII века. Здесь жили балтские племена, а затем их сменили славяне.
Камни в окрестностях Пскова чем-то похожи на соловецкие и напоминают о ледниковом периоде. Могучие камни. Один из таких камней, по преданию, имел отпечаток стопы святой равноапостольной княгини Ольги. В 1930-е храм Илии Пророка в Выбутах закрыли, а более вместительную церковь святой Ольги, сооруженную в 1914 году по инициативе Великой княжны Ольги Константиновны Романовой, разрушили. Однако местные верующие продолжали паломничество к сокрытому в лесу Ольгиному камню. Об этом узнали, и огромный камень-следовик тоже был взорван в 30-е годы XX века. Сейчас на его месте установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом.
Говорят, коммунисты не без труда нашли Ольгин камень, чтобы его взорвать, и не без труда взорвали. Паломники тоже не всегда легко его находят. Археолог, встреченный у раскопа, и вовсе сказал нам, что без проводника не найти. Организованная паломническая группа, несмотря на присутствие местного гида, тоже не собиралась плутать по лесам и искать камень.
Всего лишь с третьей или четвертой попытки мы опытным путем выяснили, что дорожки, уходящие чуть левее деревни, виднеющейся за алтарем храма Илии Пророка, в принципе к остаткам камня и ведут. Путь автомобилю преградила непонятного назначения борозда, проделанная трактором поперек дорожки, и чуть меньше километра мы прошли пешком между низкорослых сосенок. На высокой сосне непосредственно у монумента кто-то повесил игрушечных ангелочков — так высоко, словно они сами туда залетели, и так по-детски наивно, словно украшал новогоднюю елку.
Если пройти от Выбут 4,5 км вверх по Великой, то можно попасть в село Покровское. По преданию, это село было вотчиной Ольги. Тут когда-то был основанный ею монастырь, но в одно из нападений разорили литовцы, затем развалины монастыря были смыты рекой.
Во времена, когда переправа вброд считалась делом обычным, а сама будущая княгиня Ольга ездила по реке на лодке и могла послужить перевозчиком охотившемуся князю, могло быть и правда не важно, по ту сторону реки живет человек или по эту. Есть версия, что святая Ольга родилась не в Выбутах, хотя об этом и говорят все мемориальные таблички, а на правом берегу реки Великой, в нынешней деревне Вольженец (или Ольженец).
Берег вдоль деревни назывался Ольгинским. На этом берегу, под крутым речным обрывом вытекает из скалы Ольгин ключ, вода которого, по преданию, помогает при глазных болезнях. Согласно легендам, Ольга, «будучи еще крестьянской девицей, ходила за водой и умывала в нем каждое утро «свое светлое личико».
С той поры источник приобрел свойство исцелять верующих, умывших в нем лицо и глаза. До середины XIX века сюда был большой наплыв паломников со всей России.
Здесь же в районе Волженца раньше показывали также места Ольгиных садов и Ольгиных погребов, но где точно — предание не сохранило. Есть версия, что юная Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. В Вольженце неподалеку от источника есть место, где установлена божница с иконами, но что она отмечает, непонятно. Живущая рядом старушка оказалась настолько древней, что никак не могла разобрать наши вопросы.
Говорят, что если пройти от берега (от колодца) 200 метров перпендикулярно по дороге, а потом еще чуть-чуть вправо, можно найти невидимый Ольгин дворец. Кто-то даже проводит на этом месте ночь с 23 на 24 июля, чтобы увидеть эти постройки воочию, но большинство людей любовь к княгине Ольге все-таки приведет вечером и утром в храм. Если на том месте и были видны следы фундамента, сейчас окончательно заросли травой. Там не пашут и не строят, поскольку, по рассказам местных жителей, все бытовое, что строилось на этом месте, вскоре сгорало: это Ольгина земля.
Яндекс-карты не знают и навигаторы не ведают, как ехать в Вольженец. Понятно только, что если не рискуешь пересекать реку вброд, придется вернуться в Псков и начать поиски с его окраины.
Рейсовый автобус в Вольженец не ходит, указателей на повороте с дороги Псков-Остров тоже нет. Мы несколько раз проскакивали нужную развилку, а уже за пару километров от нее никто из местных жителей и не подозревал о существовании деревни Вольженец. Лишь безуспешно облазив лесные тропы, доступные скорее трактору, чем автомобилю, мы поняли, что всего лишь неправильно оценили масштаб карты. Сворачивать к реке нужно буквально через пять минут после выезда с трассы, а не через 10-15, причем не на тропы или асфальт, а на широкую грунтовку. По ней в Вольженец может проехать не только трактор, но и большой автобус. Но, видимо, деревню со святым источником святая Ольга показывает только тем, кому хочет, или в награду за упорство: мы ведь не зря искали Вольженец два дня.