Один из изобретателей языка программирования для детей Скретч и профессор MIT Митчел Резник написал книгу «Спираль обучения. 4 принципа развития детей и взрослых». Он рассказывает, как научить детей и взрослых креативности, умению экспериментировать и придумывать новые решения. «Правмир» публикует фрагмент книги, вышедшей в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».
Понятие «игра» и производный от него глагол «играть» употребляются в самых разных значениях и в составе многих устоявшихся выражений. Можно играть в игры настольные или, например, спортивные, можно играть роли в театре и кино. Можно играть на музыкальных инструментах классическую или песенную музыку. Можно играть на тотализаторе и играть на бирже. Можно играть в игрушки. Можно играть с идеями.
Митчел Резник
Чему учит людей игра во все эти вещи? Некоторые родители и педагоги сомневаются, что между игрой и обучением существует связь, и потому отмахиваются от всех занятий с игровыми элементами, пренебрежительно называя их «просто играми».
А вот ученые зачастую бросаются в другую крайность. Однажды я побывал на конференции «Игра = Обучение» (Play = Learning). Как следует из ее названия, организаторы предполагали, что любой вид игры дает ценный опыт обучения.
На мой взгляд, не все типы игр созданы равными. Некоторые способствуют обучению через творчество, а другие – нет. Отсюда вопрос: какие типы игры (игровых занятий) более всего помогают в формировании творческого мышления? И каковы наилучшие способы поощрять и поддерживать интерес к играм такого типа?
Мне очень нравится метафора, придуманная Мариной Берс, профессором по детскому развитию в Университете Тафтcа. Она подчеркивает значительную разницу между детским манежем и детской площадкой. Хотя и то, и другое предназначено служить ребенку местом для игр, они способствуют играм совершенно разного типа – как и разным типам обучения.
Детский манеж – это ограничивающая среда, она оставляет малышу не очень много возможностей. У ребенка здесь мало пространства для перемещения и не то чтобы было что исследовать. В манеже ребенок играет с игрушками, не предполагающими большого разнообразия действий.
В книге «Проектируем цифровой опыт для развития детей в позитивном направлении» (Designing Digital Experiences for Positive Youth Development) Марина Берс поясняет, что понятие «детский манеж» употреблено как метафора, чтобы четко обозначить отсутствие свободы для экспериментирования, отсутствие самостоятельности для исследования, отсутствие творческих возможностей и отсутствие рисков.
В отличие от манежа, детская площадка дает больше простора для движения, исследования, экспериментов и сотрудничества. Понаблюдайте за детьми во дворе, и вы сразу заметите, что они сами придумывают себе занятия и игры и между делом развивают творческое мышление.
Вот как описывает это Марина Берс: «Если детская площадка помогает, то детский манеж мешает ребенку почувствовать свою самодостаточность, самому решать проблемы, креативно мыслить, верить в свои силы и самостоятельно познавать мир». Плюсы площадок особенно видны в детских городках с аттракционами, которые недавно вошли в моду и создаются специально, чтобы побудить детей активно что-то сооружать, мастерить, создавать и экспериментировать.
Одна из причин, почему меня всегда привлекали и очаровывали конструкторы лего, заключается в том, что они идеально подходят для игр в духе детской площадки. Дайте детям ведерко с лего, и они сложат из фигурок едва ли не все что угодно – все, что подскажет им богатое воображение: домики или замки, собачек или драконов, гоночные машинки или межгалактические корабли. Потом они с легкостью разбирают все это и, ведомые своей буйной фантазией, сооружают что-то новое. Точно так же их сверстники придумывают новые игры и занятия на детской площадке.
Впрочем, это не единственный способ играть в конструкторы лего. Некоторые дети шаг за шагом выполняют инструкции по сборке модели, изображенной на коробке с набором фигурок. Они сооружают замок Хогвартс из саги о Гарри Поттере или космический корабль «Сокол тысячелетия» из вселенной «Звездных войн». А потом помещают готовую модель на видное место в гостиной или на полку в своей комнате. Эти дети, образно говоря, играют в легоманеже, а не на лего-площадке. И учатся они только тому, как пошагово выполнять инструкцию, что, конечно, не развивает их творческое мышление.
Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы немного направить и упорядочить занятия детей. На коробках с конструкторами лего помещены яркие картинки моделей, которые можно собрать из фигурок данного набора. Эти модели вдохновляют ребенка и подсказывают конкретные идеи. Выполняя каждый шаг, прописанный в инструкции, ребенок узнает свойства материалов, новые приемы сборки сооружений и механизмов. Не будем сбрасывать со счетов и радость и удовлетворение, которые испытывает всякий (независимо от возраста), когда ему удается целиком, до последней детальки, собрать замысловатую модель.
Но если мы хотим развивать творческое мышление, инструкция по сборке конкретной модели – всего лишь закладной камень на нашем пути к цели, а никак не конечная цель. Игра в духе детской площадки предполагает, что дети сами решают, что им делать и как.
На наших мастер-классах мы всегда стараемся создать обстановку, способствующую игре в таком стиле. Например, для занятий с робототехническими наборами лего мы обычно задаем общую тему, скажем, «Подводные приключения» или «Интерактивный сад», чтобы разжечь у детей фантазию и настроить их на коллективное творчество. Еще мы показываем образцы механизмов, выполняющих те или иные типы движений, чтобы ребята сообразили, как их можно применить. При этом мы придаем большое значение тому, чтобы они предлагали собственные идеи и планы действий. Например, на занятиях по теме «Интерактивный сад» участник может вообразить, а затем построить своими руками цветок-робот, который закрывает лепестки, если кто-то к нему приближается. Мы хотим, чтобы дети сами испытали все радости и терзания творческого процесса. Вот основа основ игры в стиле детской площадки.
В последние годы дети проводят все больше свободного времени перед мониторами. Это открывает новые возможности для творческих игр и обучения через них, жаль только, что новые компьютерные игры, как правило, куда больше отвечают логике детского манежа, чем детской площадки.
Даже компания Lego с ее многолетней историей создания конструкторов, бередящих фантазию, при разработке компьютерных игр пошла по пути логики детского манежа. Компания выпустила обширную коллекцию видеоигр, в основном по мотивам кинофильмов и комиксов. В визуальном плане они обладают узнаваемыми атрибутами лего: все объекты и сцены действия составлены из деталей конструктора, а персонажи представляют собой миниатюрные лего-фигурки. Но то, что нужно делать в таких играх, сильно отличается от игрового стиля, к которому располагают настоящие конструкторы.
В компьютерных играх дети учатся перемещаться по виртуальным мирам, преодолевать препятствия и, набирая очки, переходить с уровня на уровень. Однако это практически не дает возможности придумывать новое, ставить собственные цели или изобретать свои, не предусмотренные сценарием виды действий. Короче говоря, такие игры – частный случай детского манежа.
Но так быть не должно. Детским площадкам пора занять такое же место на мониторах компьютеров, какое они занимают в наших дворах. Именно принцип детской площадки, на мой взгляд, принес невероятную популярность и успех Minecraft – компьютерной игре с элементами симулятора выживания и открытым миром, которую разработал шведский программист и гейм-дизайнер Маркус Перссон. В Minecraft из трехмерных кубических блоков дети могут сооружать какие угодно постройки, изготавливать себе орудия, изобретать собственные игры. Участникам предлагаются всевозможные способы игры в Minecraft. И хотя виртуальные блоки здесь не похожи на фигурки лего, характер игры и игровые приемы в лего и Minecraft во многом близки.
Сайт Scratch – еще один вариант экранной площадки для игр. Наш первоначальный рекламный слоган звучал так: «Придумывай, программируй, делись». Хотя Scratch у многих ассоциируется только с программированием, столь же важное место мы отводим воображению и обмену сделанным. Как дети во дворе все время придумывают что-то новое, чтобы вместе играть, так и у нас на сайте они создают новые типы проектов и делятся друг с другом своими произведениями.
Большинство других сайтов, обучающих программированию, задуманы как детский манеж: они предлагают ограниченный набор действий, призванных помочь ребенку освоить конкретные понятия. Для нас же принцип детской площадки ничуть не менее важен, чем концепции, заложенные в наши блоки программирования.
Остается лишь удивляться, почему при всем многообразии смыслов понятия «играть» – играть в игры, играть с игрушками, играть в манеже, играть на детской площадке – все они обозначаются одним и тем же словом.
Впрочем, причина этого – всего лишь скудость английского языка.
Мой коллега Эймос Блантон, который работал в нашей команде в MIT до того, как перейти в Lego Foundation в Дании, немало удивился, обнаружив, что в датском языке есть два слова для обозначения игр двух типов. Слово spille употребляется, когда речь идет об играх с четко заданным порядком действий и сводом правил, например о спортивных состязаниях или видеоиграх. А другим словом, lege, обозначаются игры, связанные с воображением и не имеющие заранее предусмотренных вариантов победы или установленной цели. Так что понятно, почему датская компания игрушек взяла себе имя Lego (образованное из двух сокращенных слов, того самого lege и godt, и в итоге означающее «играть хорошо»), а не Spilgo (от структурированной игры – spille). Фигурки лего для того и предназначены, чтобы будить воображение и давать возможность играть как угодно.
Процесс игры – одна из четырех составляющих обучения через творчество. Но чтобы у детей вырабатывались навыки креативного мышления, нужно проводить четкую границу между двумя смыслами понятия «играть», делать больший акцент на lege, чем на spille, и отдавать предпочтение детской площадке, а не детскому манежу.