Воскресенье, 22 июля – 8-я неделя по пятидесятнице, время чтения евангельской истории о насыщении пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. «Правмир» публикует отрывок из книги протоиерея Александра Абрамова «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея».
И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
Мф. 14: 14–22
В нынешний воскресный день в храме читается один из самых известных евангельских отрывков – о насыщении пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Спаситель совершает чудо насыщения людей, которые пришли к Нему с самыми разными побуждениями. Кто-то искал исцеления, кто-то любопытствовал, кто-то хотел слышать слово Божие. Многие и многие люди – пять тысяч, не считая жен и детей, – пришли в этот вечерний час ко Христу, и им нечего было есть. И Спаситель, воззрев на небо, благословил ту немногую пищу, что была.
А дальше происходит нечто неожиданное, на что мы с вами обычно не обращаем внимания, когда читаем Священное Писание. Он не преподает эти хлебы и эти рыбы Своим ученикам и народу Сам. Он обращается к ученикам: вы дайте им есть.
И, слыша эти слова Христа, мы должны понимать, что Он сказал их не только апостолам, но и всем нам. Мы нужны людям не тогда, когда о чем-то им пространно повествуем, а когда мы их насытим, утешим в скорби, утолим их голод, окажем помощь. Мы будем людям нужны не как бюро добрых услуг, но как те, кого послал Христос. Мы должны дать им есть. Это задача христианина. И только человек Христов сумеет ее выполнить.
Мы ведь можем делать благие дела и ради себя, чтобы утолить свое тщеславие, чтобы насытить гордыню, но это ложное и бесплодное делание. Весь смысл нашего с вами существования в Церкви, суть того, что мы на себя берем, будь то молитва, пост, служение людям, – все это ради одного. Ради того, чтобы через наши малые усилия имя Господа прославлялось в мире, и чтобы через наше делание, каким бы скромным оно ни было, наша бессмертная душа спасалась и обретала Царствие Божие.
Всякое наше дело должно начинаться и заканчиваться вопросом: для Христа ли мы трудимся? Для Него ли предпринимаем то или иное начинание? Нам часто мнится, что вот мы сделаем сейчас по-своему, а там уж как-нибудь с Господом договоримся. Не договоримся.
Господь не Тот, Кто приходит жестко и жестоко наказывать, и не Тот, Кто хочет изменить наше желание, сломить нас. Конечно, нет. Но если ты собственную волю ставишь превыше всего, если ты сперва сам все решаешь, а затем просишь Господа утвердить твое решение: «Господи, скажи, что так и должно быть», – из этого добра не получится.
Если мы хотим жить внутри Церкви и относиться к духовной семье того или иного священника или следовать той или иной практике, строгой или менее строгой, и при этом совершенно не соизмерять свою жизнь с Христом, думая, что кто-то за нас об этом позаботится, мы очень ошибаемся. Никто и ни о чем за нас не позаботится.
О нас заботится Спаситель, но и мы должны о Нем заботиться и стараться слушать Его и слушаться. Если Христос нам сказал: «Вы дайте им есть, вы помогите людям», – то вот задача нашей жизни. Не нужно ничего придумывать, не нужно ни о чем спрашивать: в чем цель нашего существования, какая у нас с вами задача?
Станем трудиться для людей. Не будем даже размышлять об этом, но просто станем трудиться. И не будем при этом злыми. Потому что, если мы злобно совершаем доброе дело, оно идет не впрок. А мы с вами видим – оглянитесь в храмах, – как много вокруг нас сердитых людей. Как часто этими сердитыми людьми являемся мы сами. Как часто мы говорим на повышенных тонах, когда можно кротко ответить. Как часто раздражаемся, если человек не знает чего-то такого, что мы считаем само собой разумеющимся. А сами-то мы много ли знаем?
Апостол призывает нас не быть Аполлосовыми, Кифовыми, Павловыми, а быть Христовыми. Только если вы будете Христовы, вы сможете раздать людям тот хлеб и те рыбы, которые Он благословил. А хватит всем – и пяти тысячам, не считая жен и детей, и многим-многим другим, и нам самим. И еще останется. Потому что, как говорит нам Спаситель: «Я дам вам жизнь, и дам в избытке» [1].
[1] Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10: 10).