Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

20.07.2018 8:23 6

Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

Огромный крестный ход на Ганину Яму и люди, проходящие под иконой Царственных страстотерпцев – «язычество», обычай или просто игра, которая необходима человеку – рассуждает священник Сергий Круглов.

«Да разве это христианство?»

Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

Священник Сергий Круглов

Фотографии, снятые паломниками во время Царских дней в Екатеринбурге, обходят соцсети, увиденное на них впечатляет воображение и верующих, и тех, кто далек от Церкви: тысячи людей, взрослых и детей, ночная литургия в Храме-на-Крови, огромный крестный ход на Ганину Яму…

На одной из фотографий запечатлены люди, проходящие, перекрестившись и низко склонившись, под огромной иконой Царственных страстотерпцев. Надо ли говорить, что для меня не было неожиданностью читать в фейсбуке под этим фото комментарии такого рода: «Да разве это христианство, фу, это ведь язычество!», и тут же появлялись комментарии на эти комментарии, где скептики-критики спешили приводить примеры и других «язычеств», распространенных в Православной Церкви, от обычаев устанавливать в храмах елки на Рождество, березки на Троицу и ждать Благодатного огня в Великую Субботу до освящения воды, почитания мощей и икон, и так далее.

О разного рода обычаях, обычаищах и мелких обычайках, которым, действительно, в православном обиходе несть числа, многократно уже говорено-переговорено, и в применении к ним обличительное слово «язычество» звучит весьма часто. А вот мне пришло на ум другое слово – «игра».

Слышу возглас: «Ну, понятно, играют дети, они так познают мир и учатся жить в нем, а тут-то взрослые люди. Они Евангелие не читают, Христа не вспоминают, а ищут какого-то волшебства!» Простите, не соглашусь. Откуда вы знаете, что эти люди не читают Евангелие и не помнят о Христе? Откуда вы знаете сердце КАЖДОГО человека, стоящего в длинной очереди к мощам или проходящего под иконой возле Храма-на-Крови?

Я не знаю, полез бы я сам проходить под этой иконой. Я не любитель таких действий. Но пишу-то это я сейчас умозрительно, отвлеченно – ведь я не был там и допускаю, что, если бы был, Господь вполне мог бы коснуться меня как-то по-особенному.

Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

Фото: vk.com/nsad_ru

Глядя со стороны, тем более – по фотографии, ничего не поймешь. Напротив, сколько мы (имею в виду и себя, и других священников и прихожан) знаем свидетельств, когда ни во что вообще не верующий человек оказался у святыни, был так или иначе вовлечен в такой вот «обычай» – и впервые встретил Христа именно там…

Не соглашусь и с тем, что играют только дети. Нет, играют и взрослые. Игра – в самой природе и животного, и человека. И она имеет вовсе не только утилитарный смысл – познать окружающее и научиться с ним управляться.

Как раз игра-то и не утилитарна, и в этом смысле она имеет очень много общего и с мифом, и со способностью мечтать, и с творчеством, и с религиозным обрядом, со всем тем, что указывает на попытки человека вырваться ввысь, за грань «чисто человеческого».

Вам бы всё играть, а надо настоящее дело делать

Рассмотрению феномена игры посвятил свою книгу «Человек играющий», написанную еще в 1938 году, нидерландский историк, философ, культуролог Йохан Хёйзинга, всё творчество которого пронизано установкой на поиск истины и этический императив и вытекает из христианской системы ценностей. Вот что он пишет:

«Игра, какова бы ни была ее сущность, не есть нечто материальное. Уже в мире животных она вырывается за границы физического существования. С точки зрения мира, мыслимого как детерминированный, то есть как чисто силовое взаимодействие, игра есть в полном смысле слова «superabundans», нечто избыточное. Лишь через вторжение духа, который сводит на нет эту безусловную детерминированность, наличие игры становится возможным, мыслимым, постижимым. Существование игры непрерывно утверждает, и именно в высшем смысле, сверхлогический характер нашего положения в космосе. Животные могут играть, следовательно, они суть уже нечто большее, нежели механизмы.

Мы играем и знаем, что мы играем, следовательно, мы суть нечто большее, нежели всего только разумные существа, ибо игра неразумна».

Игре часто противопоставляют – серьезность: вам бы всё играть, а надо настоящее дело делать, жить в реальном мире!.. Конечно, путать игру и реальную жизнь – нельзя, но порой проведение между ними «четкой границы» на деле является резанием по живому человеку.

В конце концов, распяли Христа не мечтатели и любители игр, а очень серьезные люди, которые, укажи им на красоту лилий полевых и беззаботность птиц небесных, всерьез упрекнули бы Самого Бога за то, что Он занимается такой ерундой, а о питании голодных, одевании нагих, истреблении неверных, укреплении авторитета священноиерархии и мощи государства нерадит.

Игра – нечто такое, чему отдаются самозабвенно, то есть охотно, без всякого внешнего принуждения и со всей отдачей всего себя. Пожалуй, мы, взрослые, можем сравнить это самозабвение только с тем самозабвением, с которым предаемся любви или творчеству. Игра невозможна без особых правил, очерчивающих границы игры, и тут мы вплотную подходим к понятию культуры, также невозможной без установления и осознания собственных границ.

Но у всех один и тот же Христос

Культура – как парник с особой системой подпорок и подвязок, со сложными правилами полива и подкормки растений, она не заменяет человеку высшего смысла, но помогает дорасти до него. Культура – ступенька человека к Небу, и, говоря о нелюбви к миру, Христос говорил не о ней, но о тех страстях, которые способны разъесть ее, затуманить человеку памятование о Боге и о смысле жизни, направить человека от Бога, в погибельную сторону. Именно в этом смысле Христос восставал против самоценности обряда и «преданий человеческих», но притом явил, что пришел не отменить закон, а исполнить, раскрыв его подлинную животворящую суть.

Культура – это то, в чем родился, вырос и живет человек, не абстрактный, а вот этот конкретный и неповторимый, я, ты, он. Говоря о субкультурах внутри Церкви, мы имеем в виду, что одни живут паломничествами к святыням, любят народные приходские обычаи и рассказы о старцах и собирают списки с разнообразных икон, другие – читают ученые богословские труды и ездят по семинарам, третьи – вообще ничего не читают, кроме Евангелия, а больше заняты тем, что мы называем сухими словами «социальное служение», а есть четвертые, которые любят устраивать фестивали и рок-концерты и возиться с детьми или молодежью, есть еще и пятые, и сто двадцатые, и все эти люди разные и живут по-разному, но у них – один и тот же Христос, и во Христе они вместе.

Что мы знаем о сердце человека под иконой Царственных страстотерпцев

Фото: patriarchia.ru

Другое дело, когда Христа нету, когда Он не в центре всего, а вместо Евангелия у человека – иные смыслы и иные цели. Тогда, конечно, война. Война между белыми и красными, монархистами и демократами, либералами и консерваторами, между читателями Паламы и Лосского и читателями «Золотой легенды», между теми, кто спешит за тысячу километров, чтобы пройти под иконой святого, и теми, кто презрительно навешивает на это ярлык «язычества»…

Игра, серьезность и милосердие – необходимы человеку. Но убери отсюда милосердие, и всё бессмысленно: игра превратится в игрище, исполненное тленных похотей, серьезность – в оруэлловскую антиутопию, и то и другое – в ад, где все мучают всех.

Это как у апостола Павла: вера, надежда, любовь, но любовь из них выше, и без нее – всё бессмысленно, всё – не-Божье…

Где любовь – там и подлинная радость. И не скажешь об игре, любви и радости лучше, чем уже помянутый нами Хёйзинга:

«Когда человеческая мысль проникает во все сокровища духа и испытывает всё великолепие его могущества, на дне всякого серьезного суждения она всякий раз обнаруживает некий остаток проблематичного. Любое высказывание решающего суждения признается собственным сознанием как не вполне окончательное. В том пункте, где суждение колеблется, исчезает сознание полной серьезности.

Вместо старинного «всё – суета» выдвигается, пожалуй, более позитивно звучащее «всё есть игра». Это кажется дешевой метафорой и каким-то бессилием духа. Но это – мудрость, к которой пришел Платон, называя человека игрушкой богов. В чудесном образе мысль эта возвращается в Книге притчей Соломоновых. Там Премудрость, источник справедливости и владычества, говорит, что прежде начала творения, играя пред Богом, была она Его радостью и, играя в земном кругу Его, разделяла радость с сынами человеческими».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Среди жертвователей на главный храм российской армии нашелся офшор, владелец которого помогал обогащаться президенту нищей Экваториальной Гвинеи Сборная Египта пригласила имама для молитвы прямо в отель, а ее болельщики не пошли в мечеть из-за боязни заблудиться В Бурятии нашли буддийскую святыню, исцеляющую болезни ушей Папа Римский впервые назначил женщин на работу в постоянном секретариате Синода Католической церкви Ростовского неоязычника-антисемита заподозрили в экстремизме

Православная лента