Почему день памяти Царственных страстотерпцев отмечают в Сербии и насколько значимы эти святые для сербов, рассказывает Йован Цветкович, житель села Пасьяне в Косовском Поморавье.
Йован Цветкович
Йован – вероучитель, преподаватель Закона Божьего в средней Пасьянской школе. Учеников, по его словам, все меньше и меньше: из Косово и Метохии сербы или уезжают сами, или им очень сильно помогают это сделать. Уезжают взрослые – мало и учеников: если до войны в обычной сельской школе училось больше четырехсот детей, то сегодня – 167. И далеко не все из них останутся жить в родном Косово.
– Много ли знают сербы о святом царе и его семье?
– Обо всех мне сказать трудно – скажу о себе. До недавнего времени я о них знал маловато. Но однажды, когда я еще учился в семинарии, после литургии в храме святого Саввы Сербского на Врачаре в Белграде я был на открытии выставки, посвященной четырехсотлетию дома Романовых – это было два года назад в крипте собора, посвященной святому князю Лазарю и косовским мученикам.
Должен сказать, что благодаря этой выставке я, да и многие мои друзья, узнали гораздо больше о святом русском царе – далеко не всё можно было прочитать о нем в книгах, изданных на сербском языке ранее.
– Дата празднования памяти святого царя Николая II и его семьи у вас в Сербии та же, что и в России?
– Да, совершенно точно. Наши церковные календари тут полностью совпадают. И людей на службах много. Особенно много их в Никшиче, в Черногории, где находится задужбина Николая II – храм, возведенный на средства императорской семьи и посвященный нашему великому святому – святителю Василию Острожскому.
– Если говорить об отношении сербов к последнему русскому царю, то как его можно описать?
– Думаю, лучший ответ дал святитель Николай (Велимирович) в 1932 году: «…Наша совесть заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Должен может быть человек человеку. Но и народ может быть должен народу. Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его. Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя, – это слова Христа.
Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней».
Но практически до начала нынешнего столетия, по крайней мере до конца ХХ века, память святого царя-страстотерпца, защитника и покровителя сербского народа, праздновалась, почиталась только в узких кругах христиан, скажем так, не публично.
– В чем причина?
– В том, в чем и у вас в России: в коммунизме.
До тех пор, пока в ХХ веке у нас к власти не пришли коммунисты и все, что с ними связано, слова святого Николая, произнесенные им в 1914 году, все помнили и чтили: «Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии. Ни в коем случае Россия не останется равнодушной к судьбе Сербии», – писал он сербскому царю Александру Карагеоргиевичу.
После страшных для России войны и революции Сербия не только встретила с любовью и состраданием русских беженцев: по завещанию Николы Пашича, нашего великого правителя, сербский народ должен был поставить памятник Николаю Второму в знак братской благодарности и признательности.
Правда, деньги на памятник собирались медленно, его воздвижению помешала Вторая мировая война, а после нее наступил коммунизм, при котором не только исчезли собранные средства, но и возможности говорить о русском царе, святом, страстотерпце, благодаря которому Сербия была спасена от полного уничтожения, в позитивном контексте – говорить можно было только гадости. Впрочем, для русских это тоже не новость.
И только пару лет назад памятник был воздвигнут – в парке в самом центре Белграда.
– Еще раньше, если не ошибаюсь, поставили небольшой памятник в Баня-Луке, столице Республики Сербской.
– Да, но такой большой – только в Белграде.
– Как чтили память святого семейства во времена забвения и глумления над верой?
– Любое доброе слово о святом царе при коммунизме (у вас это называют «советским временем») было под строжайшим запретом. И не только о царе: мы забыли о своих славных, а то и святых, предках, достойных властителях, самоотверженных военачальниках. И о друзьях и братьях. Надо признать: это было. Слава Богу, не все выветрилось из сердец.
Памятник императору Николаю в Баня-Луке
Благодарность, наверное, не может исчезнуть – хотя бы потому, что это один из признаков христианина. Сейчас постепенно возрастает почитание тех людей, чья жизнь является для многих из нас примером следования Христу – между ними один из первых, конечно – святой Николай II.
Многие считают, и совершенно справедливо, по моему мнению, что в жизни (и в смерти) Царя-страстотерпца мы видим проявление евангельской любви, самого важного христианского качества.
– Какие духовные связи вы, сербы, видите с семейством Николая II?
– Мне кажется, не нужно «детализировать» имеющиеся духовные связи, духовная жизнь – не анатомия. Скажу лучше о том примере, который дает всем нам жизнь царя. Пример этот – согревающая других – ближних и дальних – евангельская любовь, не знающая эгоизма, действительно полагающая душу за други своя.
– С какими молитвами обращаются сербы Косова и Метохии к Николаю II?
– Любой христианин знает, что святые мученики имеют дерзновение в молитвах ко Христу. О чем мы их просим? Да сама наша жизнь здесь, как ты понимаешь, подсказывает повод для молитв: об облегчении страданий и боли, о мире мiрови. Логично, я уверен, просить об этом и святого царя, защитившего сербский народ. Надеемся, очень надеемся, что молитвы земного государя будут услышаны у престола Небесного Царя.
Нека би дао Бог да молитвама породице Романових, благодат Божија испуни Руски и Српски народ! – Молитвами святой семьи Романовых пусть благодать Божия наполнит русский и сербский народы!
Беседовал Петр Давыдов