Содержание статьи
18 июля 1918 года были убиты Алапаевские мученики.
Алапаевские мученики – это восемь человек, приближенных к Царской семье и казненных на следующий день после ее жестокого убийства:
В 1918 году в Москве была арестована сестра императрицы Елизавета Федоровна, настоятельница основанной ей же Марфо-Мариинской обители. Елизавета Федоровна была известной праведницей, после революции она несколько раз имела возможность выехать за границу, но отказывалась покинуть пределы страны в сложный час. После убийства мужа она посвятила свою жизнь делам милосердия. Елизавета Федоровна осознавала опасность, которая ей угрожала. Под арест ее сопровождала келейница – инокиня Варвара.
Арест выпал на третий день Пасхи. После недолгого нахождения в Екатеринбурге, где большевики постарались собрать всех членов дома Романовых, чтобы было легче избавиться от каждого члена царской семьи, не оставив никого в живых, их перевели в небольшой город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, в 146 километрах от Екатеринбурга.
Князья Константиновичи и Владимир Палей были доставлены туда же. К своему заключению они отнеслись спокойно. Всю серьезность ситуации осознавал только Сергей Михайлович.
Читайте также – О мученической кончине Царской Семьи и их верных слуг
Иоанн Константинович был отправлен в ссылку вместе с женой. Елена Петровна была дочерью Сербского короля Петра I, она не являлась Романовой и уехала за мужем по доброй воле. Чтобы быть рядом с ним, она отказалась от иностранного подданства.
Все узники жили в здании школы на окраине города и сначала даже могли свободно выходить гулять, посещать церковь, работать в огороде. Указание об ужесточении режима пришло 21 июня 1918 года из Екатеринбурга: «было конфисковано всё их имущество — обувь, бельё, платье, подушки, золотые вещи и деньги; оставлено было только носильное платье и обувь и две смены белья…» (Соколов Н.А. “Убийство Царской семьи”). Им запретили прогулки по городу и переписку. Этот режим стал тюремным.
В таких условиях пленники прожили месяц. Власть над ними имели охранявшие их большевики. Поздней ночью 18 июля, в день, когда Церковь вспоминает Преподобного Сергия Радонежского, узников разбудили и сказали, что планируют перевести их в более безопасное место.
Алапаевских мучеников посадили в повозки и повезли на железный рудник Нижняя Селимская неподалеку от города. Там обоз остановился и узников жестоко избили. Великий князь Сергей Михайлович погиб от выстрела в голову, остальные были искалечены ударами прикладов и еще живыми сброшены в глубокую шахту. После этого шахту взорвали гранатами.
Случайным свидетелем убийства стал местный крестьянин, больше суток он не смел выйти из своего укрытия в лесу, так как думал, что шахту оцепил караул. По его свидетельству, он слышал из шахты голоса и церковные песнопения. Позже, когда тела обнаружат, выяснится, что великая княгиня Елизавета Федоровна до последнего заботилась о других – на голове у князя Иоанна Константиновича обнаружилась перевязка, которую она сделала из своего платка.
Читайте также — История канонизации Царственных страстотерпцев
Большевики инсценировали попытку побега и похищения князей, чтобы скрыть следы своего кровавого преступления. Однако никто не поверил в эту откровенную ложь. Скрыть правду от населения не получилось. Несмотря на то, что местный исполком именно это рапортовал в Екатеринбург.
Обстоятельства гибели всех Романовых и Алапаевских мучеников известны благодаря армии Колчака, ненадолго установившей власть на Урале во время Гражданской войны. Адмирал Александр Колчак лично расследовал обстоятельства гибели Романовых. Вскоре удалось обнаружить участников убийства под Алапаевском. Одним из них оказался большевик Василий Рябов, который дал ценные для следствия показания. Тогда же обнаружили тела мучеников, нетронутые тлением. Многие из них мучились и погибли не сразу. Тело Владимира Палея было найдено в сидячем положении.
1 ноября 1981 года Алапаевские мученики (все, кроме Ф. М. Ремеза) были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей.
Елизавета Федоровна и инокиня Варвара прославлены Архиерейским собором Русской Православной Церкви 1992 года как преподобномученицы.