Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

17.07.2018 0:52 7

Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

Сколько матерей в России кормят детей грудью до года, как грудное вскармливание связано с раком груди и почему ВОЗ встал на защиту «груди» – объясняет Любовь Викторовна Абольян, главный специалист Департамента общественного здоровья Института лидерства и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова и национальный координатор инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в Российской Федерации.

С каких пор ВОЗ защищает грудное вскармливание?

Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

Любовь Абольян. Фото: infovoronezh.ru

Всемирная ассамблея здравоохранения каждые два года рассматривает доклад генерального директора ВОЗ в отношении питания матерей и детей грудного и раннего возраста, а также готовит отчет о том, как реализуются программы по питанию. Характер вскармливания младенцев с рождения – вопрос важнейший.

От него зависит не только физическое, но и психоэмоциональное развитие ребенка. Мать должна реализовать свое право кормить грудью, потому что это важно для здоровья обоих.

В этом году резолюцию по рациональному вскармливанию детей раннего возраста и поддержке грудного вскармливания предложила Россия. В этой резолюции отмечается, что необходима поддержка грудного вскармливания на национальном уровне и очень важно соблюдать положения Свода правил маркетинга заменителей грудного молока.

Этот документ был разработан ВОЗ и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) еще в 1981 году, и за него проголосовали почти все главы государств-участниц, только США были против, две страны воздержались.

Самое удивительное, что этот вполне рабочий документ, который рассматривается каждые два года, дополняется и расширяется, направлен на защиту грудного вскармливания от агрессивной рекламы, на этот раз испытал активное сопротивление со стороны американской делегации. По всей вероятности, это связано с экономическими интересами Америки, так как большинство компаний – производителей молочных смесей находятся именно в США и Европе.

Почему естественному вскармливанию вообще необходима защита?

Еще в 70-е годы ВОЗ провела первое техническое совещание, посвященное проблемам грудного вскармливания. Раньше этот вопрос не поднимался – есть современные заменители грудного молока, ребенок не голоден, хорошо набирает вес и вопрос решен.

Но когда стали изучать здоровье детей, выявили, что изменился характер заболеваний. В индустриальных странах снизились кишечные инфекции, зато появились ожирение, бронхиальная астма, сахарный диабет и всевозможные экземы, то есть заболевания, связанные с характером питания.

После этого ученые заговорили о том, что искусственные смеси – это нерациональное питание. Оно имеет серьезное влияние на формирование здоровья ребенка, в отличие от материнского молока – идеального вида питания, способного обеспечить оптимальное развитие и адекватное состояние здоровья ребенка.

В первые 1000 дней жизни ребенка происходит программирование обменных процессов, в том числе на уровне ДНК. Грудное молоко легко усваивается и является фактором роста для развития желудочно-кишечного тракта, формой профилактики ожирения и сахарного диабета.

Грудное молоко имеет краткосрочный эффект (здоровье новорожденного), среднесрочный (здоровье и успеваемость школьников) и долгосрочный эффект (профилактика неинфекционных заболеваний современности: ожирения, сердечно-сосудистых, сахарного диабета и бронхиальной астмы). Именно поэтому ВОЗ встала на защиту «груди».

В январе 2016 г. в специальном выпуске профессионального медицинского журнала Lancet опубликована серия статей, обобщающих итоги современных научных исследований о значении грудного вскармливания и данные по его эпидемиологии по странам мира. В частности, в них сказано, что грудное вскармливание может предотвратить ежегодно 823000 смертей среди детей первых 5 лет жизни и 20000 смертей от рака молочной железы у женщин.

Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

В чем суть Свода правил маркетинга заменителей грудного молока, разработанного ВОЗ и ЮНИСЕФ?

Этот документ направлен на ограничение агрессивной рекламы заменителей грудного молока, бутылочек, сосок, пустышек и несвоевременного введения продуктов прикорма. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание (только грудное молоко, исключая воду и другие не питательные напитки – чай, подслащенная вода) до шести месяцев и продолжение грудного вскармливания с учетом своевременного введения прикорма до 2 лет и более.

Понятно, что соски, пустышки, бутылки и смеси имеют право быть, и это право мамы – пользоваться ими или отказаться. Но в поле внимания, например на телевидении или на рекламных щитах в поликлиниках, согласно Своду правил, не должны бесконтрольно появляться смеси и атрибуты, которые сопутствуют искусственному вскармливанию.

Заменители грудного молока – это вынужденная мера, когда здоровье ребенка или матери не позволяет практиковать естественное вскармливание. Любая смесь может быть рекомендована лишь в индивидуальном порядке, как лекарство.

Что еще делается для защиты грудного вскармливания в мире?

В 1989 году ВОЗ и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) разработали совместную Декларацию «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб». Она предполагала создание межведомственных комитетов, в которые войдут руководители здравоохранения, работодатели, профсоюзы, СМИ и другие службы, ответственные за поддержку грудного вскармливания.

Каждая страна на основании Декларации должна создать свои охранительные законы на основе Свода правил. В России, увы, такого закона нет. Кстати, эта Декларация коснулась международного законодательства о труде, в котором появились статьи, оговаривающие право и возможность работающей женщины кормить ребенка грудью.

В частности, согласно российскому законодательству (КЗоТ), у кормящей должны быть получасовые перерывы в работе, во время которых она могла бы либо накормить ребенка, либо сцедить грудное молоко. Это время может суммироваться, позволяя женщине либо позже приходить, либо раньше уходить с работы.

Годом позже, в 1991 году, была провозглашена международная Инициатива «Больница, доброжелательная к ребенку». По этой программе в акушерских стационарах стали создаваться условия для успешного начала грудного вскармливания. В ней участвуют более 20 000 больниц в 156 странах мира. В 36 промышленно развитых странах около 40 процентов родов проходят в таких медицинских учреждениях.

Чтобы получить статус «Больницы, доброжелательной к ребенку», каждое учреждение, оказывающее услуги по родовспоможению и уходу за новорожденными, принимает на себя обязательства соблюдать «Десять принципов успешного грудного вскармливания».

К ним относятся мероприятия по подготовке медицинского персонала, обучение беременных женщин, обеспечение условий для раннего начала грудного вскармливания и совместного пребывания матери и ребенка, кормление по требованию младенца, отказ от использования смесей, пустышек, сосок и кормления из бутылочки, а также поддержка кормящих матерей после выписки из родильного дома.

Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

Фото: infovoronezh.ru

Что подразумевается под агрессивным маркетингом?

Например, в родильных домах и детских поликлиниках практикуется вручение подарков мамам. Это все замечательно, но в этих красивых подарочных наборах нередко появляются смеси, бутылки, соски и пустышки. Если мать считает, что ей нужна смесь или бутылочка, она сможет купить их сама. Подарок в данном случае – агрессивное навязывание ей продукта.

Ни в больницах, ни в поликлиниках не должно быть рекламы искусственных смесей. Производители не должны напрямую выходить на матерей. Сводом правил также запрещены бесплатные или по сниженным ценам поставки смесей.

Родильницы не должны видеть бутылки со смесью, которые дают другим детям в роддомах. Смеси в роддоме должны даваться только по показаниям и индивидуально. Человеческая логика работает просто: “Ага, врачи-то лучше знают, что нужно. Раз дают смесь, значит, можно. Смесь – это нормально и полезно”. Следом женщины пытаются узнать марку производителя.

Выдача в магазинах купонов со скидкой “три пачки по цене двух” – все это является нарушением Свода правил и формой агрессивного маркетинга.

Кто-то вообще отслеживает рекламу фирм-производителей, пресекает ее?

Существует международная организация ИБФАН – это целая сеть организаций, занимающаяся защитой детского питания. Представители есть во всех странах, в том числе в России. ИБФАН отслеживает выполнение Свода правил и раз в два года выпускает журнал с примерами его нарушений компаниями.

Есть мелкие компании-однодневки, которым нет дела, нарушают они что-то или нет. Но есть солидные, которые дорожат своим именем. Появляясь в этом журнале, компания теряет ряд преференций.

Важно понимать, что наличие современных адаптированных смесей очень важно для вскармливания младенцев, если на то есть медицинские показания со стороны малыша или мамы. Это могут быть абсолютные противопоказания к использованию грудного молока, например, ряд ферментопатий у малыша (отсутствие ферментов, отвечающих за усвоение отдельных компонентов грудного молока) или заболевания матери, при которых не показано кормить грудью, например, ВИЧ-инфицирование матери.

Также есть и временные показания для использования искусственных смесей – недоношенные дети, если рядом нет мамы, или лечение мамы препаратами, не совместимыми с грудным вскармливанием и пр. Во всех этих случаях ребенок ни в коем случае не должен быть голодным, и в случае использования смесей это питание должно быть доступным, достаточным и безопасным.

Разработан специальный документ ВОЗ о правилах использования искусственных смесей, если в этом есть обоснованная необходимость. Смеси должны быть правильно приготовлены, вовремя даваться и правильно храниться. Увы, некоторые родители из соображений экономии растягивают использование коробки смеси, и ребенок в этом случае недоедает или оставляют недоеденную смесь до следующего кормления. Оставленная смесь, обсемененная слюной малыша, быстро закисает и может стать причиной желудочно-кишечных инфекций.

Кормить грудью – право или выбор, и чем мешает реклама смесей и пустышек

Сколько женщин в России кормят грудью?

Статистика грудного вскармливания имеет значительные различия в зависимости от региона и возраста ребенка. Согласно сведениям, которые подаются детскими поликлиниками, грудное вскармливание к году жизни практикуют всего около 20 процентов россиянок, то есть две из десяти. До полугода и более цифры более утешительные, но тоже очень низкие – около 40 процентов.

ВОЗ настоятельно рекомендует отслеживать показатели исключительно грудного вскармливания в первые шесть месяцев жизни младенца, но эти индикаторы, к сожалению, не включены как обязательные в российскую статистику. Последнее десятилетие в среднем по России, несмотря на охранительную политику, показатели грудного вскармливания практически не меняются.

Есть территории, где созданы Центры поддержки грудного вскармливания – Волгоградская область, Республики Калмыкия и Башкирия, Астраханская область, Красноярский край – там показатели в 1,5-2 раза выше средних данных по России – до 80 процентов младенцев получают грудное молоко до 6 месяцев жизни и более. Но есть регионы, где пропаганде грудного вскармливания не уделяют должного внимания, и этот показатель едва дотягивает до 10 процентов.

Ущемляет ли резолюция ВОЗ права женщин в выборе вида вскармливания ребенка?

Высказывания о том, что ограничение рекламы заменителей грудного молока и выполнение Свода правил ущемляет права женщин в выборе вида вскармливания, являются не чем иным, как попыткой создать лазейку для компаний – производителей и дистрибьюторов в их агрессивной рекламе и продвижении своей продукции.

Мам, которые не могут кормить своих малышей грудью по объективным причинам, не более 3-5 процентов. Если же мама может, но не хочет кормить грудью – это ее выбор. Но этот выбор должен быть осознанным. Задача медицинского работника состоит в том, чтобы донести нее все “за” и “против” отказа от кормления грудью, и это называется “информированный выбор”.

По данным научных исследований НИИ питания, в России начинают кормить грудью около 95 процентов женщин, независимо от их социального и экономического статуса. Менталитет российских мам таков, что они настроены на кормление грудью.

То, что к шести месяцам жизни ребенка лишь 40 процентов кормящих грудью, а к году всего не более 20 процентов – заслуга агрессивной рекламы и отсутствия должной поддержки грудного вскармливания в стране.

Увы, за последние полвека мы значительно утратили культуру естественного кормления. Матери разучились делать это сами и не способны научить этому собственных дочерей.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Церковь в Германии пригрозила наказанием "весенним уборщикам", которые самовольно удалили свастику с исторического колокола Предстоятелем Эстонской православной церкви стал ректор Московской духовной академии Приближенный Папы Римского 77-летний кардинал Пелл получил шесть лет тюрьмы за домогательства к мальчикам "Духовник" Путина возглавил Псковскую митрополию Папа Римский официально разрешил брать в "девы Христовы" не девственниц. В США шокированы

Православная лента