8 июня. Музей истории ГУЛАГа сообщил об уничтожении архивных карточек со сведениями о репрессированных в СССР.
Это происходит на основании секретного приказа 2014 года,
сообщил глава организации Роман Романов в письме советнику президента РФ и главе Совета по правам человека Михаилу Федотову, пишет «Коммерсант».
В архивной учетной карточке указывалось имя заключенного, год и место рождения, передвижение между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения. Она составлялась после освобождения человека взамен его уничтожавшегося дела.
Об уничтожении таких карточек сообщил музею исследователь Сергей Прудовский – он искал информацию о репрессированном крестьянине и был поставлен перед фактом, что его карточка была уничтожена. В УМВД РФ по Магаданской области, где он искал информацию, исследователю пояснили, что сделано это на основании межведомственного приказа под грифом «для служебного пользования» от 12 февраля 2014 года «Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ».
В этом документе говорится, что архивные карточки должны уничтожаться по достижении осужденными 80-летнего возраста. Приказ подписан МВД, Минюстом, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР, Генпрокуратурой и Государственной фельдъегерской службой.
«Уголовные дела граждан хранятся в ФСБ либо в госархивах. Но все они заканчиваются датой осуждения и сведениями о приговоре: расстрел или лагерь. С расстрелом понятно. А информация, куда был отправлен приговоренный к лагерям, выжил ли, переводился ли из одного лагеря в другой, находится только в учетных карточках, хранящихся в МВД. И эта информация после уничтожения карточки предается забвению»,— отмечает Сергей Прудовский.
Глава СПЧ Михаил Федотов пообещал разобраться в проблеме уничтожения архивных сведений о репрессированных.
«Это принципиально важно, так как это средство противодействия фальсификации истории. Когда есть документ, его фальсифицировать практически невозможно. А когда документа нет, можно придумать все, что угодно», — заявил Федотов.
Точное количество осужденных в годы советских репрессий неизвестно. По подсчетам международного общества «Мемориал», общее число репрессированных может достигать 12 млн.