Избавиться от уныния и вспомнить о счастье в обыденной жизни поможет благодарность. Говорите Богу «спасибо» за обычные вещи, это самый простой способ вернуть душе покой, советует архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Если ты читаешь это, значит, по большому счету, у тебя сейчас все в порядке.
Поясню.
Это значит, что в данный момент тебе не нужно бегать в поисках заработка; в данный момент ты не страдаешь и не плачешь от ужасной боли – потому что, когда невыносимо больно, то невозможно и читать. В данный момент ты спокойно сидишь у себя в комнате или в офисе – в общем, там, где тихо, нет шума и можно почитать.
Поэтому давайте поблагодарим! Скажем спасибо Богу за Его любовь, за возможность пользоваться столькими дарами в жизни; и за сегодняшнюю беседу, за то, что мы можем сейчас поговорить, послушать, подумать, высказать свои мысли; за то, что сейчас наша жизнь спокойна и столько всего есть… Посмотри, на плите у тебя готовится ужин, в холодильнике полно еды – как много всего!
Если включить телевизор, складывается впечатление, что там с утра до вечера рассказывают о разных необычных рецептах приготовления пищи. И если подумать, почему так происходит, можно предположить следующее: мы обеспечены всем необходимым и теперь можем себе позволить роскошную жизнь. Именно благодаря рецептам хорошо видна эта роскошь – посмотри, какие редкие, экзотические продукты в них перечисляются!
Возьмем, к примеру, корень имбиря. Еще несколько десятилетий тому назад разве слышали о нем у нас, в Греции? Нет, как и о других азиатских, восточных приправах.
А сейчас у нас не только есть всегда еда на столе, но она еще и остается, так что можно наслаждаться вкусными блюдами по нескольку раз. И правильно. Почему правильно? Потому что это правильно – украшать свою жизнь, делать ее богаче, приятнее, вкуснее и красивее.
А если у человека нет денег даже на кусок хлеба, или на миску супа, или на тарелку жареной картошки; если в доме нет даже такой простой пищи – откуда время и настроение на то, чтобы красиво разложить на столе продукты и начать готовить по оригинальному рецепту? Мы уже настолько привыкли к этому, что считаем абсолютно нормальным экспериментировать с едой, желая получить больше и больше вкусных блюд. Еще, хочу еще! Нам уже мало того, что есть, – а есть у нас много, очень много!
Мало уже иметь хорошее здоровье – а стóит только ему уйти, стóит случиться чему-то, мы начинаем говорить: «Как же я хорошо жил! Как много у меня всего было! Сколько всего мне даровал Бог, а я ничего этого не ценил!» Действительно, когда у тебя не болела и не кружилась голова, ты не понимал, как это ценно – хорошее самочувствие, хороший сон, о котором сейчас можно только вспоминать. А тогда все казалось рутинным, обыденным… И в голову не приходило прославлять Бога, поблагодарить Его от всего сердца и, наслаждаясь тишиной, покоем, радостью и счастьем, сказать: «Слава Тебе, Господи! У меня есть еда, есть где спать, есть спокойствие, мир в мыслях и сознании – я всем доволен!» Но мы этого не ценим.
А когда голова начинает болеть так, что не можешь уснуть, начинаешь просить Бога: «Господи, пошли мне хотя бы один день без этой жуткой боли, и я так буду благодарить Тебя!» Как люди, которые приносят к иконам золотые и серебряные украшения в благодарность за те чудеса, что послал им Господь. И сегодня я хочу сделать то же самое – сказать: «Благодарю Тебя, Господи!» Потому что, если я сейчас веду передачу, разговариваю с тобой, это значит, что в данный момент я никак не страдаю, меня ничто не тревожит, не пугает, я могу свободно говорить – у нас свобода слова, демократия, – мне не угрожает никакая опасность, как, например, было в России в 30-х годах прошлого века.
Если бы мы жили там тогда, говорить о таких вещах было бы невозможно, меня бы просто посадили в тюрьму. Святые люди, священники, не могли тогда говорить открыто, а мы, грешные, можем. В те времена за любую беседу о духовном, о Боге, люди попадали в тюрьмы, лагеря, их пытали и мучили. А у нас есть возможность говорить об этом. Потрясающе! Люди включают радио и слушают нашу беседу – а это вовсе не само собой разумеющееся, потому что у наших родителей, бабушек и дедушек разве было радио с такими передачами?
Господь посылает нам великие дары. А мы не понимаем этого, воспринимая как данность. А за сколько всего, если сесть и подумать, следовало бы благодарить!
И вот еще что: сейчас мы абсолютно свободны. То есть, если, к примеру, тебе надоест слушать эту передачу, ты просто поменяешь радиостанцию. Ты – свободный человек. Разве это не великий дар? Тебя никто не принуждает слушать то, что тебе не нравится. Ты можешь выбирать: хочешь слушать – слушаешь, не хочешь – переключаешься на другой канал. В общем, делаешь, что хочешь. Свободный человек. Это ли не чудо?
Я говорю тебе все это потому, что твои мысли часто сосредоточены на неприятностях; все время перед тобой кто-то виноват, все чего-то не хватает, ты постоянно жалуешься и не понимаешь, что если посмотреть на свою жизнь немного иначе, то и воспринимать ее будешь по-другому. У тебя поменяется угол зрения, ты поймешь, что у тебя сейчас множество поводов быть довольным и радостным. А постоянное недовольство означает, что душа сфокусирована не на том, на чем следует – именно поэтому ты постоянно думаешь, чего тебе не хватает, кто виноват и прочем. А у тебя множество прекрасных возможностей, счастливых возможностей, дарованных Богом, но ты их не видишь, не понимаешь, не ценишь, не радуешься им. На что настроен фокус твоей камеры – на жалобы, претензии, ропот, переживания, поиски виновных?
Сейчас вы мне скажете: «Хорошо, отче, а о чем мы, собственно, разговариваем?» Вот как раз об этом, об этом. О том, как воспринимаем свою жизнь, видим ли хотя бы немного тех даров, что посылает нам Бог. А Он посылает много.
Что ты сейчас делаешь? Наливаешь себе воды? Говорю это, к примеру, потому что часто люди нас слушают на кухне, во время готовки или ужина. Так вот, вода, которую ты сейчас пьешь, – откуда она у тебя? Из-под крана, верно? Да. У тебя в доме есть вода, и это воспринимается как данность, – есть водопровод, есть вода, и мы ее пьем. А теперь не забудь закрыть кран, потому что много воды расходуется понапрасну…
Вспомни прежние времена. Я их еще застал, хоть и не старик, – потому что вырос в сельской местности. Так вот, там можно было брать воду только в одном месте – на центральной площади нашего села, и вот люди приходили туда с кувшинами и баклажками и наливали себе воды, а потом несли эту воду домой. Потому что совсем не во всех домах тогда был водопровод.
В те времена люди ценили воду. А мы – ценим? Знаешь, когда мы начинаем ее ценить по-настоящему? Даже не ценить, а сразу негодовать – когда на двери подъезда появляется объявление, что сегодня воды не будет с шести до одиннадцати часов из-за ремонтных работ. И как мы обычно реагируем в таком случае? «Нет воды, какой кошмар! У меня же стирка! Это невозможно! Что же делать?» В общем, сразу начинаем возмущаться. А когда воду снова дают? «Ну, наконец-то! Наконец-то дали!» Только и всего.
Но разве не счастье – снова получить воду? И если научишься радоваться таким вещам, если благодарность «пропитает» твою душу насквозь, как капля масла моментально пропитывает кусок ткани, так что образуется пятно; так вот, если в такие моменты в твоей душе растечется «пятно» благодарности, то ты скажешь совсем по-другому: «Ура, снова есть вода!»
Мы не понимаем этого, пока все в порядке, но стóит воде исчезнуть на четыре часа – так начинаем возмущаться… Есть вода – значит, можно пить, готовить, мыться, убираться в доме. Причем моемся мы и наводим порядок с помощью воды, которую можно пить, – настолько она чистая! А представь, что в доступе – только грязная вода из бочки, которой обычно поливают цветы на улице… Как было в прошлом и как есть до сих пор в некоторых странах «третьего мира».
Как-то на обратном пути с Афона я решил скоротать время до вечернего поезда и оказался на фотовыставке, которую проводила международная организация «Врачи без границ». Там было много фотографий, сделанных в Африке, где работали эти врачи, и вот на одной из них я увидел мальчика, берущего воду из загрязненного водоема, – этому малышу было далеко идти до источника с чистой водой, а разницу он не понимал. И внизу было написано, что люди там умирают целыми семьями – из-за того, что по незнанию пьют грязную, зараженную воду.
И это происходит не в Средние века, а сегодня, в наше время. Ничего подобного мы с вами не испытываем.
Фото: tatmitropolia.ru
И сейчас, когда я рассказал тебе об этом, тебя наполнило чувство благодарности? Захотелось сказать «спасибо»? Разумеется, через силу сделать это невозможно. Если в сердце нет такого чувства, то ему неоткуда и взяться, что бы ты ни говорил. Нет – так нет. Но хотя бы задумайся об этом – что ты живешь среди даров Божиих, но, поскольку с головой проблемы, ты не в состоянии оценить все по достоинству. Представь: вот, даришь ты, к примеру, своей девушке очень дорогое украшение, а она стоит как вкопанная и смотрит с безразличным видом, и взгляд холодный… Разве ты не подумаешь, что в отношениях явно какие-то проблемы? Такой дорогой подарок – а она как будто не понимает…
Вот так и мы стоим перед Благодетелем всей нашей жизни, перед Богом, перед Его дарами, которые Он посылает нам через окружающую действительность, через природу, – стоим и не понимаем. А сколько этих даров! Подумай только, и сразу перестанешь ныть. У тебя очень много всего. У тебя есть ум, ты можешь думать. А ценить это начинаешь только тогда, когда кто-то из знакомых теряет рассудок. Вот тогда ты торопливо крестишься, повторяя: «Господи, не попусти мне такого!»
Ты можешь говорить, ходить, сидеть. Да-да, сидеть! И прославляй Бога, что можешь сидеть! Однажды я сказал то же самое моим ученикам в школе, и они спросили, за что здесь благодарить, когда просто сидишь.
– Говорю вам это не для красного словца, – ответил я. – Такой совет давал людям старец Паисий, у которого был рак кишечника. «Благодари Бога, – говорил он, – что можешь сидеть! Я когда заболел, уже не могу так просто сесть! А спать ложусь – и не могу заснуть от боли: в какую сторону ни повернусь, болит! Только теперь я понимаю, что когда мог сидеть где угодно – на скамейке, на пне или камне, – это было настоящее Божие благодеяние! Но тогда я этого не ценил. Мне казалось, что сидеть – это совершенно естественно».
Сегодня мы с тобой не говорим о высоком. И я не уверен, что смог бы рассуждать, к примеру, на богословские темы. Но уверен, что вот такие элементарные вещи, о которых у нас сейчас идет речь, способны запустить нужный механизм в нашем сердце, вызвать слезы, и, мне кажется, это очень важно. Так душа становится чувствительной, а сердце – мягким. Из каменного – мягким.
Как удобны современные дороги! Мы мчимся по магистралям, а ведь их строило столько людей! Представьте: пока все эти бетонные плиты привезут, пока уложат… И вот трудятся рабочие на жаре, на холоде… Но никакого чувства благодарности за это у нас нет. Хотя столько людей работают не покладая рук, чтобы нам было легко и комфортно. А мы даже не задумываемся об этом. Едем себе по дороге, смотрим вперед, о чем-то тревожимся, думаем о проблемах, торопимся доехать побыстрее – при чем тут все эти сентиментальные глупости? Нет, не глупости.
Жизнь жестока. Она жестока, но благодаря этому мы делаемся мягче и чувствительнее. А если нет – то тоже становимся жестокими. И что тогда? Что?
Жить сегодня гораздо легче, чем раньше. Но душа не знает покоя: у нас все есть, а мы по-прежнему недовольны. Так вот, если начать благодарить за все, что происходит в твоей жизни, у тебя постоянно будет повод для того, чтобы быть довольным. Только это я и хочу вам сегодня сказать. Попробуйте говорить «спасибо».
Cтарец Паисий рассказывал, что, когда жил на Синае (он подвизался там несколько лет), у него не было поблизости питьевой воды. До источника в расщелине скалы нужно было идти пешком около получаса – и то, вода бывала там не всегда. «Я шел полчаса, – рассказывал старец Паисий, – и за горой начинал всматриваться вдаль, где была скала с источником. Если камни блестели на солнце, это означало, что вода есть. Если нет – значит, воды не было. Но когда я видел, что она есть – ох, ты даже представить не можешь, какое счастье я тогда испытывал!»
Видите, как кружка простой воды может стать источником радости! Ты когда-нибудь задумывался об этом? Чувствовал себя счастливым, когда пил воду? Никогда. А, чувствовал? На самом деле, я имею в виду сам принцип. «Я набирал себе воды, – продолжал старец Паисий, – долго, потому что из скалы едва капало, и нес в келью, стараясь не пролить ни капли. А когда приехал на Афон, где повсюду источники с проточной, чистой водой, то так быстро привык к этому, что начал воспринимать как данность. И заметил, что чувство благодарности за кружку воды, радовавшей меня на Синае, исчезло.
А помните, как старец Паисий с сухарем и помидором в руке благодарил Бога за эту пищу? Понимаете, очень важно, как человек воспринимает окружающую действительность – не знаю, правда, согласитесь ли вы со мной. Все начинается с мыслей – то есть как мы смотрим на мир вокруг нас. Если делать это негативно, с ропотом и негодованием, все и будет казаться ужасным. А если с добрыми мыслями (можно сказать – философски), то кругом будут одни поводы для радости и ликования.
Что говорил старец Паисий, питаясь сухарями и помидорами? «Я живу на Афоне, на природе, а другие люди – в городе, среди выхлопов и испарений. Господи, благодарю Тебя! У меня свой домик (а вы знаете, что это был за домик – простая деревянная лачуга, без ковров и паркета, бедная, скудная обстановка), за который не надо платить! А люди с таким трудом находят себе жилье, да еще и платят за него, платят за все, столько расходов – дети, школа… У меня тут такие братья – все здороваются, берут благословение, помогают… А люди годами живут в соседних квартирах и не разговаривают друг с другом». Так рассуждал старец Паисий. «Меня Бог сделал монахом, помог мне поверить в Него, полюбить Его. А другие люди сами не знают, во что верят, запутались… Я вечером спокойно засыпаю, а сколько людей не в состоянии заснуть…»
И вот как-то старец Паисий, сидя у своей хижины с помидором и сухарем в руке, вдруг заплакал. Это увидел человек, пришедший к нему, и старец поспешил скрыться в своей келье, чтобы вытереть слезы. А человек подумал: «Подозрительно! Наверное, старец что-то скрывает, иначе зачем ему прятаться при виде меня? Кто знает…» А старец Паисий просто не хотел, чтобы другие видели его волнение.
Источник
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»