Президент Украины Петр Порошенко попросил Константинопольского Патриарха Варфоломея предоставить автокефалию единой поместной украинской Церкви. Верховная рада поддержала обращение. Чем нынешняя попытка украинской автокефалии отличается от предыдущих и к каким последствиям она может привести - размышляет доктор церковной истории, кандидат богословия, профессор Владислав Петрушко.
Владислав Петрушко
Обращение Порошенко и Верховной рады, которая его поддержала, можно расценивать как вмешательство государства в дела Церкви – то есть прямое нарушение конституции Украины. Но, учитывая то, что власть на Украине – явление весьма своеобразное, эта администрация пришла к власти путем переворота, конечно, о соблюдении законности говорить не приходится.
Жаль, конечно, что Константинопольский Патриархат не расценил это сразу соответствующим образом, а сообщил о том, что эта просьба будет рассматриваться Синодом Константинопольской Церкви. Определенные опасения это вызывает, хотя это далеко не первое подобное обращение – началось все во времена Кравчука, продолжалось при Кучме, при Ющенко – их было довольно много. Однако опасения может вызывать то, что данная акция может вписываться уже не столько в контекст внутриукраинской политической жизни, сколько стать одним из звеньев в цепи событий той пропагандистской, антироссийской кампании, если не сказать, истерии, которую мы наблюдаем в последнее время.
В данном случае речь может идти не столько о позиции Порошенко и его команды, сколько о тех, кто этими марионетками командует. К сожалению это может стать событием, которое, увы, не только касается Украины и ее религиозной жизни, а может быть направлено против Русской Православной Церкви, и через это – против России.
Но умеренный оптимизм внушает то, что Константинопольский Патриархат уже объявил, что этот вопрос будет рассматриваться с учетом мнения других поместных православных церквей, то есть и Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви под омофором Московского Патриархата.
Это дает надежду на то, что вряд ли Константинополь может легко отказаться от тех договоренностей, которые были приняты на совещании в Шамбези перед Критским собором и которые предусматривали, что консенсус всех поместных православных Церквей будет необходим в случае предоставления автокефалии.
Мне кажется, это отрадный эпизод, который показывает, что Константинополь отдает себе отчет в том, что если в одностороннем порядке он предоставит такую автокефалию Церкви, это будет означать катастрофу внутри православного мира. Означать это будет, во-первых, разрыв отношений между Константинополем и Москвой, а во-вторых будет чревато без преувеличений религиозной войной на Украине. Безусловно, это усугубит ситуацию. Сейчас происходят постоянные захваты храмов раскольниками у канонической Церкви, это превратится в неконтролируемый процесс. И если в Вашингтоне это в общем-то никого не волнует, то я думаю, что Константинопольский Патриарх, который претендует на то, чтобы считаться лидером православных всего мира, должен отдавать себе отчет и принимать на себя ответственность за то, что произойдет в результате такого шага.
Влияние политики на церковную жизнь может оказаться для нас неожиданным, но неприятным сюрпризом. К сожалению, Патриарх Варфоломей очень зависим от своей американской диаспоры, греческой архиепископии, которой фактически руководят представители греческой диаспоры Соединенных Штатов, плотно укорененные в элите американского общества.
К сожалению по этой линии давление на него оказывается, и то, насколько он захочет и сможет этому давлению противостоять, может сказаться на ситуации на Украине в ее церковной жизни.
Определенный оптимизм основывается на том, что таких попыток уже предпринималось много, однако сегодняшняя ситуация, на мой взгляд, отличается от тех ситуаций, в которых такие попытки предпринимались ранее.
Записала Ирина Якушева