Мы живем в эпоху противоречий и утратили единую систему координат, но, хотя мы и плохие дети, у нас есть Отец – размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Архимандрит Андрей (Конанос)
Мы живем в эпоху смут, волнений и хаоса. И поразительного духовного оскудения. Наше время можно назвать пророческим, эсхатологическим. Святые отцы говорили, что придут дни, когда люди настолько запутаются и обезумеют, что свет будут называть тьмой, и наоборот – тьму светом. Исчезнет здравый смысл, все словно сойдут с ума, а на нормального человека будут показывать пальцем, называя безумцем.
И вот мы с вами живем именно в такую эпоху. И это не красивые слова. Мы не являемся просвещенными и богоозаренными людьми, мы не безгрешны и не здоровы духовно, но движемся именно в этом направлении и по крайней мере знаем, откуда исходит свет истинный.
В свое время мы пели в воскресной школе песню, где были примерно такие слова: «Свет, воссиявший над Вифлеемом, светил и над Голгофой, и над могилой Христа, и в минуту Вознесения; этот свет светит и в Церкви». Очень важно понимать, в какое время мы живем, и помнить, что есть место, где ум просветляется.
В наше время столько ересей, столько околоцерковных, псевдоцерковных и псевдорелигиозных движений, что голова идет кругом. А ведь все это – путь к умерщвлению души.
Наркотики содержатся не только в инъекциях или таблетках. Есть душевные наркотики, которые превращают людей в существ, не понимающих, что происходит. Мы живем в эпоху галлюцинаций.
Возьмите пульт, включите телевизор. Переключая каналы, мы видим, как в разных местах одновременно происходят абсолютно разные вещи – тут одна новость, там другая, здесь радуются, там плачут… Полная бестолковщина. Тебя кидает из одного в другое, страшные кадры мгновенно сменяются приятными, спокойными картинками, а ты не успеваешь сосредоточиться. Это все равно что получить прощение, а через секунду – пощечину, и затем снова услышать: «Прощаю тебя». И стоишь и не понимаешь, что на самом деле происходит.
Мы живем в эпоху противоречий. И пророчества о том, что люди будут называть свет тьмой и наоборот, относятся именно к нашему времени.
Но среди всего этого хаоса у нас есть якорь – небесный якорь. В то время как обычные якоря цепляются за землю, дно, наш якорь поднимает на небо, к Божественному престолу, и укрепляет нас. Мы всегда знаем, за что ухватиться, на что опереться, во что верить и какими глазами смотреть вокруг, как воспринимать случившееся.
Например, ты включаешь радио – в машине или дома, у себя в комнате. Радиостанций – множество, и множество людей в данный момент слушают передачи одновременно с тобой в магазинах, машинах и т.д. И вот, при таком количестве радиостанций, ты останавливаешься на православной. Значит, голова у тебя работает в верном направлении – об этом свидетельствует твой выбор. Ты знаешь, куда смотреть, где найти.
И то, что мы знаем, в каком направлении идти, – огромное благодеяние со стороны Бога по отношению к нам. Несмотря на наши грехи, у нас есть место, где можно вновь обрести чистоту и возродиться. Несмотря на то, что мы – плохие дети, у нас есть Отец. И мы радуемся не потому, что считаем себя хорошими, – это было бы фарисейством и лицемерием. Мы радуемся, что у нас добрый Отец.
И когда в житейском море поднимается буря, когда корабль, кажется, вот-вот начнет тонуть и пойдет ко дну, на палубе беззаботно играет маленький ребенок. «Беги скорее! – кричат ему. – Мы в опасности, нас вот-вот смоет волнами!» А малыш отвечает: «Мне не страшно. Мой отец – капитан корабля, мы и не такие бури видали! Я не боюсь, папа – опытный моряк».
Вот эта уверенность, тепло и чувство, что душа находится в утешении рядом с Богом, – великое благодеяние. Будем прославлять и благодарить за это Господа!
Фото: mitropolia74.ru
Иногда я вижу в новостях, как люди начинают обсуждать и анализировать какую-то проблему. Говорят, говорят и ни к чему не приходят. Начинают ругаться. И так – в каждом вечернем выпуске новостей! Не знаю, как вы себя чувствуете после таких просмотров – это ведь колоссальный вред и для ума, и для сердца, и для нервной системы… Люди сами больные и нас делают больными.
Впрочем, не знаю, насколько они больны – это ведь их работа. Сейчас они рвут на себе рубаху, а чуть позже, в других передачах, мы видим, как они танцуют, развлекаются, веселятся. Разве здесь возможна искренность – когда в восемь вечера ты печалишься о войне, крови, разрушениях и убийствах, а через пару часов уже развлекаешься на светском мероприятии? Значит, эти события не коснулись твоего сердца. Потому что в противном случае ты бы не веселился.
Противоречивость, раздвоенность – когда двое людей сначала не могут договориться между собой, а потом еще и другие в студии к ним присоединяются, только усугубляя ситуацию, и так в каждом выпуске. Нет завершения спора. Все ругаются, потому что каждый хочет высказаться, выставиться, произвести впечатление. И если описать такую картину двумя словами, то это – огромный эгоизм, свойственный каждому из нас. Неимоверное высокомерие, когда думаешь, что знаешь всё лучше других. Отсюда и враждебность, ненависть друг к другу.
Мы утратили общую систему координат, у нас нет единого мнения, благодаря которому просветление было бы возможно.
Наш ум не озарен Богом, и потому происходит то, о чем говорит апостол Павел в послании к Римлянам: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» (Рим. 1:28). Превратному уму, неспособному отличить добро от зла.
Ум современного человека не просвещается и потому не может выбрать правильный путь. Вот почему большинство людей сегодня, как говорил старец Порфирий, – заблудшие души, несчастные, замученные жизнью… Они не понимают, чего хотеть, куда идти, а думают, что всё знают. И разговаривают таким категоричным тоном, в то время как не знают ничего.
Будь это возможно, я задал бы мировым лидерам и владельцам ТВ-каналов один простой вопрос. Какого человека вы хотите сформировать? Каким он должен быть? Может быть, покажете такого по своему каналу, хотя бы фото, или просто опишете, какой он, ваш образец, ваш идеал. Например: «Благодаря своей политике я мечтаю создать такого-то человека». Или: «Благодаря своему каналу, передачам…»
А Церковь может ответить на такой вопрос.
Когда мы входим в храм, то видим иконы. Мы зажигаем перед иконой свечу, и ум наш тут же устремляется к свету. Мы кланяемся, целуем икону Господа или Богородицы, или святого, чья память празднуется сегодня. А поднимем голову – увидим фрески под куполом, вокруг – запах ладана… С помощью всего этого Церковь указывает нам путь и говорит, какими мы должны быть. Мы должны быть святыми. Церковь хочет сделать нас именно такими людьми – Божиими.
А вы, мое любезное государство, любезное телевидение, журналы, – вы, что постоянно, каждый день, с понедельника до воскресенья, даете моему уму пищу в невероятных количествах, бомбардируя информацией, – куда вы меня ведете?
Чтобы попасть в церковь, в нее надо пойти. А телевидение берет нас в плен в собственном доме. Начинается с одного, а заканчивается…
Мне сейчас скажут: «Ну и выключи ты телевизор, ты – свободный человек». Да, я свободный человек, с правом выбора, и я не выбираю грязь, нечистоту. И не для того включаю телевизор, чтобы это видеть. Но все настолько переплетено, – все эти образы, идеи, которые питают мою фантазию, мое воображение.
А ты, хозяин канала, даешь мне этот материал в пищу. И от тебя зависит, как я буду спать сегодня ночью. Ты ведешь мой ум в определенном направлении, и вот я, отдавшись тебе, просто хочу спросить, раз уж мы такие друзья: куда ты ведешь меня? Каким хочешь меня сделать?
Кто-нибудь может ответить мне на этот вопрос?
Источник
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»