Древние тексты Индии и Тибета повествуют о сокровенном царстве под названием Шамбала. Многие легенды рассказывают о тех особых условиях, в которых жили обитатели этого царства. Первые письменные упоминания об этом сокровенном царстве сохранились в священных книгах тибетского буддизма — «Канджур» и «Танджур».
Тогда, приблизительно в XI в., древнейшие книги, содержащие упоминания о Шамбале, были впервые переведены с санскрита на тибетский. С тех пор целый ряд поэтов, йогов и ученых из Тибета и Монголии создали множество дополнительных текстов об этой загадочной стране.
Согласно традиционным представлениям, Шамбала находится где-то за кольцом снежных вершин. Это сказочно прекрасное царство, преисполненное всевозможных земных благ, богатств и роскоши. Столица Шамбалы носит название Калапа; в ней живет правящий царь, обитающий в «драгоценном дворце», оборудованном в весьма современном стиле: яркое освещение даже ночью, комфортная комнатная температура в любое время года.
Небесное царство Шамбала, каким его представляют себе тибетские ламаисты. В центре крестообразной снежной горы высится дворец царя Рудры Чакрина, окруженный восемью областями-княжествами, похожими на бутоны.
Древние тексты упоминают о «кристаллах», вмонтированных в пол и крышу и излучающих по желанию тепло или прохладу. Но самое поразительное в этом дворце — «слуховое окно» и «магическое зеркало». Слуховое окно было устроено таким образом, что в нем можно видеть жизнь в других мирах, а у царя было «зеркало», в которое он мог наблюдать за всем происходящим, в том числе и вдали от дворца.
Тибетские ламы, вступающие в контакт с представителями западной цивилизации, без обиняков называют этот объект на новый манер — монитором, позволявшим царю наблюдать за всем происходящим в мире.
Это сокровенное царство обладало еще целым рядом атрибутов. Так, в старинных текстах упоминаются, к примеру, «каменные кони, обладающие силой ветра» или «летающие колесницы из камня». Получается, что обитателям Шамбалы были знакомы летательные аппараты?
Некоторые из ныне живущих лам убеждены, что под «каменными конями» имеются в виду летающие объекты, созданные по последнему слову техники. Так, в тибетских монастырях с недавних пор широко дискутируется вопрос о том, что конкретно имеется в виду под словом «камень»: топливо для летающих объектов или материал (но какой? Трудно поверить, что это действительно был камень), из которого сделаны эти загадочные «кони».
Тибетские предания по большей части утверждают, что Шамбала находилась где-то к северу от Тибета, среди заснеженных вершин Гималаев. Согласно наиболее ранним текстам, она находилась к северу от Бодх-Гайя, древней буддийской святыни в Северной Индии, в некоем «сокровенном» месте.
Многочисленные тибетские монастыри много веков бились над разгадкой тайны ее конкретного местоположения. Мнения о ее локализации расходились до такой степени, что некоторые ламы помещали Шамбалу на Северном Тибете, другие — на Северном полюсе, а в числе возможных кандидатов на роль местонахождения «сокровенного царства» фигурировал даже… Нью-Йорк!
Один из главных камней преткновения — вопрос о том, можно ли вообще увидеть Шамбалу глазами простых смертных. Если Шамбала действительно находилась и находится на Земле, как можно считать ее «сокровенной»? Наши доскональные знания обо всех уголках земной поверхности делают существование Шамбалы (учитывая ее внушительные размеры) на Земле в высшей степени маловероятным.
Мы — не в последнюю очередь благодаря космической фотосъемке со спутников — не знаем ни одной горной цепи, очертания которой напоминали бы восьмилепестковый цветок лотоса, как, по свидетельству источников, должна выглядеть Шамбала. И хотя обитатели буддийских монастырей упорно пытаются отыскать это царство на Земле, адепты народного буддизма по простоте душевной заявляют, что Шамбала находится на небе богов.
Некоторые тибетцы все же ищут Шамбалу на звездах, решительно заявляя, что она находится не на Земле, а на других планетах. Эту возможность всерьез обсуждал даже сам далай-лама. Быть может, Шамбала — это некая инопланетная цивилизация, знания о которой тибетцы некогда получили от пришельцев?
Или это таинственное царство, лежащее за пределами пространства и времени? Некоторые высказывали даже гипотезы о том, что Шамбала, вполне возможно, находится в ином измерении или параллельном мире. В таком случае она вполне может лежать у нас, что называется, под самым носом, а мы не замечали и не замечаем ее.
«Путеводитель», указывающий путь в Шамбалу
Но самое любопытное, что «путеводитель», указывающий путь в Шамбалу, существует. Правда, изложен он в столь устаревших терминах и понятиях, что следовать его наставлениям крайне трудно. Описания пути, как правило, начинаются с хорошо известных пунктов Индии или Тибета и ведут в некие неведомые местности на дальнем севере.
Все эти колоритные и весьма подробные описания сходятся в одном: они приводят путника к некоему перевалу, откуда он сможет продолжить свой путь только по воздуху! Именно так сказано в загадочном поэтическом тексте, созданном в 1557 г. одним из тибетских правителей:
«Тогда посвященные вознесут тебя на плечах своих к мелодиям золотых колокольчиков и перенесут тебя, словно клочок ваты, через вершины гор. Благодаря их волшебной силе ты будешь парить на ветрах, как невесомый зонт, и сможешь постыдить даже орлов».
Интересно, как могла звучать первоначальная версия описания этого путешествия?
В «Калапар-Йюгпа», старинном тексте, который был в XVII в. переведен с санскрита, описание путешествия также заканчивается на некой снежной вершине. Там, как следует из текста, обитают «демоны», которым поручено доставлять путешественников в Шамбалу.
Некоторые тибетские ламы убеждены, "что пытаться попасть в Шамбалу на наших современных самолетах — занятие абсолютно безнадежное. Дело в том, что для такого путешествия необходимы известные «силы», способные преодолеть бесчисленные и сверхъестественные препятствия и трудности. Лама Кунгпа Ринпоче имеет на сей счет такое мнение: «Это подобно полету на Луну. Как ты себе представляешь полет к Луне без ракеты?»
Что касается простых тибетцев, то они считают Шамбалу своего рода небом за облаками. В прежние времена по Тибету путешествовали лама-мани — странствующие художники. Они принимали участие в народных празднествах, на которых разворачивали перед толпами собравшихся свои творения — огромные живописные свитки, на которых была изображена и дорога в Шамбалу. Кроме того, они пели и декламировали соответствующие стихи и истории о своих странствиях и преодолении многообразных трудностей.
На их картинах дорога в Шамбалу неизменно заканчивалась на заснеженной горной вершине, с которой в облака вела лестница! Это, пели лама-мани, «врата, ведущие в Шамбалу»!
Если взглянуть на это описание глазами современного человека, нетрудно понять, что под «лестницей» подразумевается нечто вроде нашего космодрома. Существуют очаровательно наивные тибетские рисунки, на которых изображены группы путников, поднимающихся в Шамбалу… прямо по радуге.
Многие ламы убеждены, что избранные йоги в состоянии совершить путешествие в Шамбалу, так сказать, в астральном теле. А многие буддисты всю жизнь молятся о том, чтобы перевоплотиться там, в Шамбале.
Нападение или дружественный контакт?
Одно тибетское пророчество гласит, что, если однажды явится «злой дух» «варваров», «варвары» эти не увидят даже могучих обитателей Земли, ибо в мире существует еще царство Шамбала! По мнению некоторых лам, «варвары» благодаря находящимся в их распоряжении техническим средствам (межпланетным космическим кораблям?) узнают о существовании Шамбалы и отправятся туда.
Согласно этому пророчеству, такой контакт приведет к мирному взаимопониманию. Рудра Чак-рин, правитель Шамбалы, повелит встретить пришельцев с подобающим гостеприимством и предложит их лидеру совместно управлять страной. Через некоторое время владыка «варваров» попытается захватить единоличную власть.
«Варвары» на своих летательных аппаратах обрушатся на Шамбалу, и начнется воздушный бой. Но все преимущества «варваров» окажутся тщетными, ибо Рудра Чакрин начнет против них войну на уничтожение. В текстах говорится, что царь в конце концов поднимется над Шамбалой, чтобы нанести «варварам» окончательное поражение.
Некоторые ламы в этой связи считают, что после победы он низведет на Землю иномирное царство, ибо сегодня загадочное место Джамбудвипа принято отождествлять именно с ним, а не с каким-то конкретным земным континентом.
После этой последней битвы с неба упадет «железное колесо» в знак начала нового этапа правления Рудры Чакрина, имя которого отныне будет означать «бешено мчащийся колесом». Наиболее преуспевшие йоги уже удостоились чести видеть в видениях это «железное колесо» и в один голос утверждали, что оно приближалось к некому «дому», в котором нетрудно было узнать нашу планету.
После своей славной победы Рудра Чакрин распространит свою власть по всему свету, и наступит новый, Золотой век. Не будет болезней и страданий, все будут наслаждаться долгой и счастливой жизнью, никому не нужно будет трудиться в поте лица, чтобы заработать себе хлеб насущный. Пища будет возникать «сама собой», и люди обретут «магические силы». Наука и техника будут процветать и при этом служить только мирным целям.
Нам хорошо знакомы подобные пророчества, известные во всех концах света. И древние легенды о Шамбале — лишь одно из звеньев в этой цепи. Где же в действительности находится Шамбала? Быть может, именно наш век, обладающий невиданными прежде техническими возможностями, способен дать ответ на этот вопрос.