Мазохизм очень удобно прикрывать православной аскезой – архимандрит Савва (Мажуко) продолжает великопостный цикл «Духовные упражнения».
Архимандрит Савва (Мажуко)
Из двух зол надо выбирать лучшее. Или меньшее? Совсем запутался! Главное и самое грустное – это то, что приходится выбирать, а выбор – это всегда утомительно. Научно доказано, что выбор – одно из самых энергетически затратных деяний. Совершая сознательный выбор, люди так устают, что им не хватает сил насладиться результатом. Выбор вычерпывает силы человека. Это весьма изнурительное занятие. Особенно выбор моральный. Но люди научились «нравственной экономии». Так появилась этика добродетели. Работает она и в христианстве.
Добродетель – это доброта, обращенная в навык. Чтобы не изнурять себя непрестанным «конвейером» выбора, следует позаботиться о воспитании навыка, бессознательной реакции на вызовы жизни. Об этом читаем у апостола:
Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14).
Каждый священник знает, что такое пытка духовными чадами, которые любят звонить в два часа ночи, задавая самые дикие вопросы:
– Батюшка, а я забыла, что воскресенье, и голову помыла. Это мне грех будет?
– Ногти покрасила и, думаю, пока сохнут, молитвы вычитаю. Грех?
– Я начал с девушкой встречаться. А можно нам целоваться? А как?
– У меня на работе краска осталась, я домой взял. Не пропадать же? Или грешно?
– Сейчас пост, а меня в Египет везут. Мне там поститься или потом на исповеди сказать?
Вопросов таких миллионы, и правильно поступают те священники, которые отключают телефон после восьми. Можно до бесконечности упражняться в тонкостях религиозных волнений трепетной богомольной души, но ответ один, и он дан в Писании:
У совершенных чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр. 5:14).
Вот идеал, к которому надо стремиться. Не упражняться в поиске причудливых ответов, а ставить навыки, которые позволят вашему духовному чаду обходиться без вас. Выработать верное нравственное чутье, которое само будет задавать стиль жизни и благочестия.
Смысл педагогики – научить человека быть свободным. Пастырская педагогика преследует ту же цель. У преподобного Иоанна Лествичника есть гениальная фраза, в которой заключено всё пастырское богословие:
Истинный сын познаётся в отсутствие отца (Слово к пастырю 12:4).
Чем раньше христианину будет поставлен навык добродетели, чем быстрее он сумеет обходиться без подсказок духовника, тем успешнее педагогика.
Среди важнейших навыков я бы выделил одну универсальную добродетель, которая лежит на пересечении этики меньшего зла и этики добродетели. Это искусство говорить «нет». У подавляющего числа христиан, даже у самых «продвинутых», с этим большие проблемы. Потому что отказывать всегда больно, а порой и стыдно.
А совесть у верующих, говорят, очень чуткая. Поэтому мы предпочитаем терпеть и смиряться, только бы кого не обидеть.
Ведь сказать человеку «нет» – это то же, что нанести обиду. И как потом с этим жить? Однако умение отказать – это меньшее зло, а потому я позволю себе назвать это искусство добродетелью отказа.
Не освоив эту добродетель, мы рискуем превратиться в объект манипуляций. Одна моя знакомая умудрилась стать крестной в многочисленном цыганском семействе. Точного количества своих крестников ей установить так и не удалось, потому что она не сумела устоять перед очарованием индийской грусти, побоялась отказать и «стала на кривую дорожку». В процесс спасения богемной семьи был вовлечен и муж, и другие родственники с чувствительной душой. В тот этап отношений, который застал я, общение выглядело так:
– Ой, милая, золотая! Да мой Руслан и пошел бы работать, да ты знаешь, какое у него было детство! Сирота! Голодный! Простуженный! Сердце слабое! Разве он выглядит на свои сорок? Сердце кровью обливается! Вот если бы вы ему машину купили…
И они таки купили ему машину. Влезли в долги, и сорокалетний сирота разъезжал по району, правда, работать так и не пошел. Но это манипуляция, которая лежит на поверхности. К тому же чужие люди.
Но вот передо мной стоит измученная женщина и кается в том, что осудила мужа. А она ведь христианка. Как она могла назвать богоданного супруга лентяем? Оказывается, этот товарищ уже пять лет лежит на диване, а верная жена работает на двух работах, чтобы ему хватало на пиво и сигареты. Дома она постоянно слышит упреки в том, что в ней нет смирения и кротости. Как она думает идти на суд к Богу, если не только не любит мужа, но еще и дерзка и непокорна. Этот диванный богослов заставит несчастную овечку просить прощения за дерзость. И она просила. И на исповедь отправил ее именно он. Каков красавец?
Фото: stopz.ru
Дело не в мазохизме, который очень удобно прикрывать православной аскезой. Всё очень просто: надо уметь говорить «нет». Для личного пользования я вывел правило:
Не бойся казаться сволочью!
Мне очень помогает! Быть сволочью – плохо и недостойно. За это горят в аду. Казаться сволочью – порой жизненно необходимо. Это меньшее зло. Оттого что оно меньшее, оно не перестает быть злом, но в таком трагичном мире мы живем.
Как надо было вести себя чуткой крестной с ловкими цыганами?
Что надо было ответить измученной супруге наглому мужу?
Вы найдете ответы без труда. Подсказывать не стану. Кроме того, правильных решений – больше одного.
Надо уметь говорить «нет». Иначе вы узнаете все ужасы дружбы из жалости, любви из сочувствия, фальшивой радости и натужных восторгов. А самое противное – превратитесь в безотказную куклу, которой все вертят, как хотят, но никто не уважает.
Мир полон людьми, которые хотят нами манипулировать. Наши родители – в первых рядах. В их желании нет ничего преступного. Просто так устроен мир.
Если вы не указали человеку на его предел, не прочертили четкой границы, чего же вы обижаетесь, если он беспардонно лезет в вашу жизнь?
Одна моя знакомая годами терпела издевательства мужа. Каждый день был похож на предыдущий. Она прибегала с работы, чтобы успеть разогреть ужин. Супруг возвращался уже «под газом», или, как говорят у нас в Гомеле, «с уверенностью в завтрашнем дне». В этом состоянии он любил поиздеваться над безвольной и безответной хозяйкой, и она часто ходила с синяками. Однажды ее терпению пришел конец, но вместо того, чтобы как-то решить этот вопрос, она покормила мужа, дождалась, пока он заснет, взяла веревку и отправилась вешаться в зал. Вскарабкалась на стул и затянула петлю.
– Прости, Господи! Нет моих сил!
И перекрестилась. И тут заметила, что в дверях кто-то стоит. Маленький. Черненький. И облизывается.
– Так это ты меня ждешь? Хочешь с собой утащить? Так – хрена!
И скрутила ему хорошую пролетарскую фигу.
Русские женщины – это, наверное, самое удивительное, что есть на свете! Никогда не перестану ими восхищаться!
Она спокойно сняла веревку и прибрала все следы преступления. А на следующий день повторилась привычная история. Пьяный муж вернулся с бранью и оскорблениями. Уселся за стол, не переставая обзывать ее грязными словами. Жена смиренно слушала, наливая ему борщ. Раз! – и борщ у него на голове.
– Помогите! Убивают! Люди! Спасите!
Он даже не заметил, как оказался на лестничной клетке, облитый и опозоренный. Жена казалась спокойной и безразличной:
– А ну, козел, пошел в хату!
Тут я оборву рассказ. Добавлю только, что с этого дня мир и взаимопонимание воцарились в доме, а супруг даже начал ездить на дачу и за год достроил дом, который стоял в руинах десяток лет.
Чтобы поставить навык отказа, не обязательно прибегать к таким экстравагантным приемам. Самое главное, не надо ситуацию доводить до такого градуса напряжения. Эта женщина чудом избежала петли и сумела сделать правильные выводы. А скольких петля не миновала? Поэтому не станем ждать, а возьмемся за дело.
Для воспитания добродетели отказа самое подходящее место – модный магазин. Это очень бодрит – не находите? – отправиться в бутик не за покупками, а чтобы стяжать добродетель.
Русский человек очень сердечный. Такое у нас воспитание. Откажешь – замучаешься от чувства вины. Поэтому начните с укрепления воли.
Подойдет к вам хорошенькая девушка в салоне:
– Что вам показать?
Ни в коем случае не говорите, что сами всё посмотрите. И очень важно закрепить правильное положение тела: держите величественную осанку и смотрите прямо в лицо, не отводя взгляд. Просите показать самую дорогую шубу. Хорошенько и основательно примеривайтесь. Со вкусом. Придирчиво рассматривайте пуговицы и мех. Выведайте всё о производителе, и не кормят ли там норок генно-модифицированными морковками. Подберите к шубке симпатичные сапожки и сумочку в тон. Пусть перед вами рассыпаются бисером. «Подпустите поближе». И в самый решающий момент – отказ.
– У меня дядя работает на норковой фабрике. У нас этих норок – завались!
Только помните, что в салонах калачи тертые, и торг – это разновидность спортивного состязания. Есть такие умельцы, которые могут даже слона продать, эксплуатируя ваше природное чувство вины. Чем сильнее соперник, тем надежнее укоренится добродетель отказа.
Никому не раскрывайте наш секрет. Главное не забыть, что вы идете в бутик ради духовного упражнения. И продолжайте ходить, пока навык не окрепнет.