Не надо сравнивать яичницу с велосипедом

16.03.2018 6:43 12

Не надо сравнивать яичницу с велосипедом

Иерей Сергий Круглов: у отца Петра высказана правда, но в жизни Церкви есть и многое другое. Не надо сравнивать яичницу с велосипедом

Священник Сергий Круглов

Размышления о Великом посте, изложенные игуменом Петром (Мещериновым) в своем блоге на фейсбуке, прочитаны многими и не взволновать не могут: автор высказался искренне и по делу.

Немалая часть нашей пишущей в соцсетях братии (а с этой частью общественности не считаться уже нельзя – когда еще, в какие времена, на вопрос: «Кем работаете?» всерьез отвечали: «Блогером»?..), увы, отличаясь первым – искренностью, не отличается вторым – дельностью; спасибо отцу Петру, он внятно и дельно озвучил все то, что волнует очень многих православных верующих… Он озвучил вопросы, а уж отвечать на них – каждому православному христианину, исходя из своего опыта и разумения.

Он пишет о Великом посте, о том, сколько накоплено в веках вокруг этого поста фарисейства и обязаловки, сколько сил отнимают ритуальные установления о еде и долгие уставные богослужения, что так часто это все затуманивает для христиан истинный смысл жизни во Христе.

Из записи отца Петра явствует, что он считает: сие искажение – системное и глубокое, что Великий пост не только неправильно проводится, но и вообще, скорее всего, не нужен, что он искажает христианство, ведь «Жених не отнят», Христос-то воскрес, и ныне – с нами, а мы все постимся да постимся, будто Он мертв и до сих пор во гробе…

Вот, например, цитата из его записи:

«…резерв внутренних сил человека ограничен, и поэтому нужно очень внимательно следить за тем, чтобы не растратить эти силы на что-то побочное и второстепенное, но концентрировать их на главном. Я на практике убедился в глубокой верности этого замечания. Мы тратим свои внутренние силы на гастрономию и эстетико-церковные мероприятия; очень много сил уходит на то, чтобы согласовать внутри себя явное свидетельство совести, что “не то это, не то” и нашу самоидентификацию как православных христиан. На Христа, на внутреннюю жизнь, на настоящую молитву, на молчание пред Богом, на Священное Писание, на возрастание в духовной жизни (а не хождение по кругу), на подлинные, во Христе, отношения с ближними ни сил, ни ресурса просто не остается».

***

Читал я эти слова отца Петра, чувствовал, что согласен с ними, что всё – да, правда. Но чувствовал и то, что чего-то мне недостает в этих размышлениях для полноты картины.

Чего же?

Под всеми пунктами изложенного отцом Петром я готов подписаться.

Но…

У него высказана правда, но НЕ ВСЯ, в жизни Церкви есть НЕ ТОЛЬКО эти пункты.

Есть и другие, очень важные, под которыми я хочу подписаться тоже. Может быть, не столь явные и броские, но существенные – чтобы понять и принять их, мне пришлось продираться сквозь собственные идиосинкразии, сквозь возраст и немощи…

Вот о чем я думаю.

Отец Петр говорит – «мы». А кто такие эти «мы»? «Мы» – все разные. Я за то, что никоим образом нельзя в Церкви унифицировать людей. О сем факте часто приходится напоминать отрицателям личности в христианине, любителям строгости, административной казенщины и тому подобного. Но и при перекосе в другую сторону о том же напомнить не лишне.

Да, христианину в Великий пост вовсе не обязательно поститься. В Церкви, организме Богочеловеческом, ничто не должно быть административной, уставной и прочей обязаловкой.

Но точно так же христианин в Великий пост вовсе не обязан НЕ поститься.

Я в Церкви исхожу не из правил, установок и «как правильнее». Христианство – не философия, как когда-то точно заметил отец Георгий Чистяков, не кантианство, которое спокойно может существовать без Канта, не набор «души прекрасных порывов» или умозрений, сами по себе заповеди Христовы Христа не заменяют.

Христианство есть реальная, живая, ВОТСЕЙЧАСНАЯ жизнь, которая не может обойтись без живого Христа. Но, мало того, добавлю я – не может обойтись и без каждого из нас, людей. Церкви нет не только без Христа, но и без людей.

Назовите мне имена тех из Церкви, без кого Христос может обойтись.

Одни закричат: «Без тех и вон тех, они модернисты!..»

Другие закричат: «Без таких и сяких, они мракобесы!..»

Третьи закричат: «Да хоть без кого из нас!..» и, если даст им Бог просветление ума, осекутся и обескураженно замолчат: что мы сказали-то?..

Не надо сравнивать яичницу с велосипедом

Фото: patriarchia.ru

Вот именно.

Я бы с радостью (потому что сам не шибко люблю поститься) объявил бы прихожанам, что ради свободы пост отменяется. И ради того, чтобы «стяжать главное».

А они мне просто ответят: «Ну, так нам пост и помогает стяжать главное».

«Не может быть!» – возопил бы я. И всех, любящих пост и долгие уставные богослужения (особенно субкультуру поклонников и изысканных ценителей Великого канона Андрея Критского, к которому я сам отношусь, так скажем, не очень), немедленно удалил бы из храма.

Потом тех…

Потом еще и этих (нашел бы за что).

И в итоге остался бы в этом храме – один…

«И лучше будь один, чем вместе с кем попало» – красивая установка, но не христианская совсем.

Христос вот не хочет быть один, в Своей сияющей небесной чистоте и стерильной правде…

Нас, грешников, стремится к Себе притянуть, вокруг Себя собрать.

И даже тех, кому и пост, и уставные богослужения приносят – вы только представьте! – не только пользу, но и радость.

Я думаю: «А ведь «мы все»-то – какие разные!.. И Серафим Саровский постился, и Силуан Афонский, и отец Софроний (Сахаров), и владыка Антоний Сурожский не отвергал великопостных богослужений, и отец Павел Груздев не отвергал, и Сергей Аверинцев, и Наталья Леонидовна Трауберг не отвергала, и были они добрые и веселые, а не угрюмые, и с ними было интересно быть рядом, и ничто не мешало им жить «единым на потребу» Христом… Хорошо, что среди «мы все» есть и такие «мы»!..»

***

Отец Петр говорит правильно – но, простите, его слова, если взять их за максиму, прозвучат как «яичница лучше, чем велосипед». На которую Сам Христос отвечает: «И то надо делать, и этого не оставлять». Потому что вовсе не обязательно, что любящие строго поститься – все поголовно бездуховны и забыли о Христе в угоду обряду. Напротив, примеров тех, кто совмещает и то, и другое, я и сейчас знаю много. Да, им тяжело, потому что «сил не хватает». Всем тяжело, чего уж там. А думаете, если вообще отменить пост и богослужения, сил у людей прибавится?.. Сомневаюсь.

Знаете, зачем я сам-то пощусь – худо, криво, но все же признаю, что пост мне нужен? Потому что Христос – нет, не «отнялся», Он никуда не делся, Он жив и со мной – но я-то все еще не с Ним. Так бывает.

Помните финальные сцены фильма «В джазе только девушки», как два героя мечутся по отелю, убегая от бандитов? «Мы спасены, Осгуд с катером ждет нас у пристани! – Да, но МЫ-ТО еще не на пристани!»

Мне лично пост – нужен. Свет и смысл христианства он мне не застит, вовсе нет. Но и отменить его я бы никак не хотел.

Поэтому я так-то вполне согласен с отцом Петром – понимая, что он высказал не «истину в последней инстанции», а наболевшее именно у него на данный момент.

И добавил к его высказываниям свои соображения.

Прошу, добавляйте и вы свои.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Порошенко заявил о начале процедуры предоставления автокефалии УПЦ. Но в УПЦ МП убеждают, что без согласования с ними это невозможно В РПЦ накануне Прощеного воскресенья призвали не увлекаться SMS-извинениями: прощать и просить прощения - подвиг Виды промышленных швейных машин Мусульман Узбекистана избавили от опеки Службы безопасности Патриарх Кирилл предложил восстановить дореволюционную традицию служения священников при вузах

Православная лента