Девять дней катастрофы Ан-148 в Подмосковье пришлись на вторник первой недели Великого поста. По уставу в это время не положено служить полную литургию. Сегодня же во всех храмах Орска поминают погибших. «Пусть каждый, кто сострадает нам в этом горе, станет нам братом и сестрой, который может нас обнять и утереть наши слезы», – призывает священник Максим Бражников, настоятель орского Казанского собора.
Священник Максим Бражников
Смерть – реальность, находящаяся рядом с нами каждую секунду. Вот счастливый семьянин, ответственный работник и законопослушный гражданин садится за руль автомобиля, а через некоторое время его тело обнаруживают среди обломков комфортабельного средства передвижения. Любовь, радость, надежды, мечты, планы уходят в мгновение туда, куда нельзя заглянуть, уходят за горизонт событий.
Смерть пришла в Орск 11 февраля 2018 года. Столкнула со значениями переменных – вечного и земного. Обнажила чувства и заставила щемить сердце от печали, тоски, неизбывной жалости и огромной любви к оставшимся на борту Ан-148 друзьям, родным, коллегам… В наших храмах не смолкают молитвы. Люди продолжают нести цветы к мемориалам памяти. «Царство Небесное!», «Светлая память», «Упокой, Господи» – не покидают уст и сердец. Горе. Оно не нуждается в пояснении.
Позади девятый день со дня гибели, время Великого поста, и сердце, выходящее из оцепенения судорожно, начинает искать путь: что же теперь? Сердце не может иначе. Человек не может. Не может поверить в утрату до конца, не может просто смириться и жить как прежде. А еще это страшное чувство вины. Вспоминаются ошибки, боль, которую мы причиняли близким своей бестактностью, нелюбовь. И жгучий стыд захлестывает волнами. Желание что-то делать – естественное движение сердца в горе. Люди приходят ко мне как к священнику и повторяют: «Что можно сделать прямо сейчас… для наших усопших? Хоть какая-то помощь их душам возможна?!»
Несмотря на множество благочестивых преданий, повествующих о посмертной участи души, богословие в многообразии мнений сходится в одной точке. Мы действительно не знаем, что происходит с умершим. Мы не знаем, но верим, что Господь каждому человеку определяет место. Апостол Павел говорит, что все христиане умирают во Христе. И Господь приводит человека не на суд, а все-таки к Себе. А еще, исповедуя Воскресение Христово, чая воскресение мертвых, мы знаем, что смерть отныне уже не та, что была до пришествия Спасителя…
Но одно дело знание, другое – понимание. Тут и возникает пресловутый горизонт событий, за который невозможно заглянуть. Что за этой чертой? Как там наши родные умершие? Как там перед Богом? Во свете ходят или пребывают в «сени смертней»? Невозможно здесь не вспомнить Иакова, оплакивающего Иосифа и желающего в печали сойти к сыну в преисподнюю. Или Иова, потерявшего всех детей. Горизонт событий – непостижимая умом тайна, перед которой умолкает даже любящее сердце. Нет у нас ответа на все эти «почему?». Пока.
Так что же делать? Христос обещал нам привести умерших в Нем к Себе. Он Сам прошел через смерть и воскресение. И мы верим, что Он Сам 11 февраля в аэропорту плакал с нами и сострадал. Верим, что наши усопшие сейчас с Ним – источником жизни. Ведь «как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут». «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). Это обещание вечной жизни дает нам веру.
Фото Владимира Ештокина
Благодаря нашей вере мы как раз и понимаем всю ложность слов и выражений: «погибший», «трагически погибший», «умерший», «его не стало».
Не может «не стать» человека навсегда. Он может уйти, может быть далеко, но не исчезнуть. А раз не исчез, значит, ему может быть нужна наша помощь.
Когда близкий попадает в беду, мы стремимся оказать посильную помощь. Когда нет возможности ее оказать, мы просто падаем перед Богом на колени и молим Его помочь. Нужно отбросить чувство вины, потому что ушедшие точно не держат на нас обиды – они заняты другим. Но, силясь вглядеться в горизонт событий, пытаясь понять, «как они там», мы все-таки способны сделать для них очень многое нашей молитвой, милостыней и трудом. «Упокой, Господи!» – взывают сердца. Надежда приходит к нам словами Господа: «Упокою!»
У Бога нет мертвых, у него все живы. Наши близкие ушли от нас, но мы никуда не ушли от них. Любовь, которая сейчас переполняет нас, способна пересечь этот горизонт событий. Только она соединяет нас с Богом и с ними. Так пусть наши слезы станут не только слезами горя, но и слезами надежды на будущую встречу.
Приложим же к этому силы, которые у нас еще есть! Пусть каждый, кто сострадает нам в этом горе, станет нам братом и сестрой, который может нас обнять и утереть наши слезы. А что не будет у нас по немощи получаться – то довершит Сам Бог.
Девять дней пришлись на вторник первой недели Великого поста. По уставу в это время не положено служить полную литургию. Устав оставляет нам лишь краткую литию после уставного богослужения утром. Как об этом писал свт. Афанасий Ковровский: «И наши усопшие тоже постятся с нами – ждут, когда же мы совершим по ним Евхаристию». Но сегодня суббота. Во всех храмах Орска вновь поминают погибших. Помяните и вы в своих молитвах наших родных. «И тако всегда с Господем будем»…