Архимандрит Андрей (Конанос): Прошедшие через страдания сострадают по-настоящему

17.02.2018 7:10 12

Архимандрит Андрей (Конанос): Прошедшие через страдания сострадают по-настоящему

Почему чужое мнение не должно влиять на наши отношения с Господом и как через взлеты и падения Господь делает нас зрелыми и сильными людьми – размышляет архимандрит Андрей (Конанос).

Прошедшие через страдания сострадают по-настоящему

Архимандрит Андрей (Конанос): Прошедшие через страдания сострадают по-настоящему

Архимандрит Андрей (Конанос)

Это упражнение, которое так часто дает нам Христос, трудновыполнимо. Но если учитель дает ученику решить сложную задачу – значит, он в нем уверен, уверен, что тот справится. Думаю, ты сможешь выполнить это упражнение. И даже если сначала не будет получаться – получится потом. Нельзя же все время решать только 1 + 1 =2 и 2 + 2 = 4. Надо учиться и возведению в степень, решать более трудные задачи. Думаю, ты справишься, сможешь. Предлагая задачу потруднее, Я хочу, чтобы ты окреп.

Это нелегко понять. Но когда понимание приходит, то и процесс становится увлекательным – несмотря на боль и пот. Как бы тяжело ни было – нас ждет блестящий результат.

Возможно, он появится не сразу, но совсем скоро ты его увидишь. Его увидят и твои близкие, и все вокруг. Увидят, что теперь ты – личность и сам можешь помочь другим. Твое слово находит отклик в душе других, потому что теперь это слово состоявшегося человека, человека с сильной душой.

Вспомни тех, кто пострадал от болезни, гонений, клеветы, несправедливости; над кем смеялись; кого ограбили. Или тех, кто пережил какую-то большую опасность, или смерть самого близкого человека, или разлуку с дорогими людьми… После такого душа человека становится очень сильной. И теперь он не привязывается быстро и легко к другим людям, потому что понимает: все человеческое относительно.

Но при этом он теперь любит всех гораздо сильнее, потому что умеет сострадать. Это умение, это душевное качество – из личного опыта. Люди, прошедшие через страдания, становятся самыми сострадательными. Они сострадают по-настоящему, потому что знают, что такое боль, и понимают других.

Но, несмотря на такое понимание и любовь, они не прилепляются к людям. Их не интересует мнение окружающих. Они теперь над этим. В огне испытаний, через который им пришлось пройти, все это становится второстепенным, незначительным, глупым и бессмысленным – называйте как хотите.

Страдают все, а святые – не все

Однажды ко мне пришел человек, перенесший онкологию. Он прошел множество курсов химиотерапии и выздоровел. Этот человек пожаловался, что теперь, когда он много работает, у него совсем нет времени на чтение духовной литературы.

– Зачем тебе эта литература? – спросил я его. – Ты усвоил все, что написано в духовных книгах. Теперь ты знаешь всего Иоанна Златоуста. Тому, о чем он говорит в Патерике – страдание, терпение, молитва, твердость духа и прочее – ты научился сам. Ты воплотил в свою жизнь все святоотеческое богословие, все жития – потому что согласился стать соработником Бога через урок, который Он дал тебе.

Если бы не этот важный момент, то всех, кто прошел через страдания, можно было бы называть святыми. Но нет, святыми становятся не все.

Страдают все, а святые – не все. Почему? Потому что некоторые начинают роптать и негодовать, не желая усваивать урок, посланный Господом через испытание и горе. Эти люди продолжают жить так, как жили, настаивая на своем, и не желают становиться сильнее.

Но если человек соглашается стать соработником Христа, он становится потрясающей, состоявшейся личностью.

Как сказал мне один человек: «Хорошо, если, вспоминая себя в прошлом, ты прежний себе не нравишься. Нужно чувствовать, что ты растешь, меняешься, что старое в тебе умирает и приходит нечто новое». Важно стать другим – с новым разумом, новым взглядом, новым восприятием жизни. Пусть что-то прежнее в тебе умрет и воскреснет новое.

Другими словами, если в течение нескольких лет ты был с Богом, любил Его, молился, старался, подвизался, то в таком случае ты совершенно естественно изменишься в глазах других людей, общавшихся с тобой тогда и сейчас. Они увидят в тебе новое – то, что приобретено через боль и борьбу; увидят, как ты вырос, как изменился благодаря испытаниям, которые послал тебе Христос. Помните, в псалме говорится: «Изменение десницы Всевышнего»? (Пс. 76:11). А ты изменился? Преобразился? Позволил деснице Всевышнего, Его правой руке, удивительной, всемогущей и искусной руке, изваять из тебя прекрасную личность?

Архимандрит Андрей (Конанос): Прошедшие через страдания сострадают по-настоящему

Фото: patriarchia.ru

Наше дело – строить свои отношения с Господом

Приведу еще один пример из Евангелия, который мне очень нравится. После Своего Воскресения Господь, будучи с учениками, говорит апостолу Петру: «Иди за Мной». Петр же, глядя на Иоанна Богослова, который был тут же, спрашивает Господа: «А он – что?» Да, Господи, я последую за Тобой. А Иоанн? И Христос отвечает: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною». Зачем спрашиваешь о нем? Зачем тебе знать, что с ним будет?

Смотрите, здесь Господь учит нас презрению к другим людям. Нет, это не то презрение, которое бывает от безразличия или злобы. Здесь речь идет о том, чтобы не допускать в свою жизнь лишней информации, которая может разрушить связь с Богом. Зачем знать про других?

Наше дело – строить свои отношения с Господом. Не нужно думать, как живут другие, что они делают и что думают по этому поводу. «Любишь Меня? Иди за Мной. Паси овец Моих».

Зачем тебе знать о других? Ты понимаешь, что внутри тебя – твое собственное сокровище, собственная красота, собственная замечательная компания? Все это – твоя молитва.

Понимаешь, что если сейчас не строить отношений с Богом, то придет день, когда тебе будет очень больно, ты начнешь страдать? Почувствуй Его сейчас. Пусть будут только ты и Бог, оставь других людей в покое. «Иди за Мной. Я люблю тебя. И хочу сделать тебя сильным».

Господь хочет сделать тебя зрелым человеком

На Афоне есть подвижники, которые живут в полном одиночестве. И их совсем не интересует, что про них говорят. Рядом с ними вообще никого нет. Никто им не говорит: «Молодец, отче! Сегодня ты совершил столько подвигов!» Им неинтересно мнение людей. Им важно мнение Бога.

Понимаешь, чего хочет Господь? Сделать тебя зрелым человеком. И меня. Не думайте, что я живу так, как говорю, нет! Но я стараюсь. Стараюсь, правда. Всякий раз, читая упомянутые евангельские отрывки, я думаю, в каких прекрасных отношениях с Богом может быть человек. Господь хочет вознести, возвысить, укрепить нас.

«Не стой там, подойди, поднимись ко Мне! Пусть твоя душа станет еще прекраснее, еще больше освятится! Покажи уголки души, покрытые слоем пыли. Прояви немного терпения!»

Как же возможно все то, о чем мы сейчас говорим? С помощью взлетов и падений. Ты то со Христом, то теряешь Его. Христос то приходит к тебе, то отходит. Помните, как двое учеников встретили Господа по дороге в Эммаус? Может быть, у кого-то из вас даже есть такая икона – старинная и очень красивая: Господь идет по дороге вместе с Лукой и Клеопой, и они разговаривают друг с другом. И вот когда ученики чувствуют, как начинают гореть их сердца, когда они, увидев Господа за преломлением хлеба, понимают, Кто перед ними, когда узнают Его – в этот момент Он внезапно их покидает. Почему же Господь так с ними поступил? Именно с этой целью – сделать их сильнее.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Как решить свои проблемы? Необычные развлечения в интернете — онлайн игровые автоматы Gaminator Большинство россиян одобряют идею лишения родительских прав сектантов, показал опрос ВЦИОМ Лучший фотограф на таинство крещения Патриарх Кирилл узрел в гаджетах угрозу тотальной слежки и контроля

Православная лента