В мае 2016 года, в московскую научно-исследовательскую группу «НОЗП» (Исследование паранормальных явлений) поступило сообщение о специфической активности в одном из многоэтажных домов г. Москвы в районе станции метро «Бабушкинская».
Сын покойного владельца квартиры в многоэтажке рассказал следующее (со слов соседки): в квартире имеет место быть странный шум, похожий на хлопки дверей, а с улицы иногда можно увидеть горящий в гостиной свет, в тот момент, когда квартира пустовала.
Сам же сын, которого мы будем звать далее Андреем (имя изменено), рассказал, что при одном из посещений квартиры, на его глазах включился телевизор. Когда же он его выключил и зашел в другую комнату, то там самопроизвольно включился свет. Отец Андрея скончался в октябре 2015 года и, как впоследствии выяснится, все вышеперечисленные события, происходили на протяжении 40 дней после его кончины.
Исследования
Как обычно, о происходящих событиях Андрей рассказал уже тогда, когда они несколько месяцев как закончились. Сложно утверждать имели ли эти события действительно некую паранормальную природу, учитывая то, что в процессе беседы с Андреем удалось установить следующее. Соседка, сообщавшая о «странностях», славилась тем, что регулярно тревожила жителей дома сообщениями о неких происходящих рядом с ней (и наблюдаемыми только ею) «аномалиях».
Так или иначе, 8 мая 2016 года мы посетили данную квартиру для проведения приборных исследований с целью идентификации возможных аномалий электромагнитного поля и фиксации заявленных аномальных эпизодов на видео. Однако прямо на пороге наш ждал «сюрприз». При входе в квартиру, мы почувствовали очень сильный запах спирта и засохшей крови.
Оказалось, что Андрей ввел нас в курс дела не до конца. Его отец погиб при совсем неприятных обстоятельствах. По всей видимости, сильно выпив, он порезался ножом. И порезался серьезно, так, что в итоге все в квартире было покрыто кровью: начиная от спальни, гостиной, коридора и туалета, заканчивая кухней.
Мы не знаем, по каким причинам Андрей на протяжении больше полугода тянул с уборкой помещения, но, забегая вперед, следует уточнить, что вскоре после нашего визита, Андрей все-таки убрался в квартире и даже сделал там полноценный ремонт.
Засохшая кровь на кровати
Начали исследования мы с того, что установили систему видеонаблюдения, состоящую из четырех проводных камер. У всех систем видеонаблюдения есть свои недостатки и свои достоинства: проводные громоздки, а беспроводные наводняют квартиру таким количеством паразитных излучений, что любые приборные измерения в ней становятся бессмысленными, к тому же их радиус действия часто ограничен. При этом миниатюрные камеры позволяют заснять шалости детей (если таковые есть в квартире), которые не знают об их месторасположении и т. п.
По-хорошему, под каждый конкретный случай нужна своя система видеонаблюдения, целесообразность применения которой определяется уникальными условиями очередного вызова. И это не какой-то гипотетической сценарий, а реалии не сегодняшнего, а уже даже вчерашнего дня. Наши камеры в этот раз были расставлены таким образом, чтобы захватить по возможности всю квартиру, за исключением туалета и кладовки.
Схема «беспокойного» помещения с результатами приборных измерений и местами установки видеокамер
Установив видеонаблюдение, мы приступили к приборным измерениям. Было решено начать с тестирования нового прибора – измерителя напряженности электростатического поля (ЭСП) СТ-01 (диапазоны измерения напряженности ЭСП от 0,3 до 180 кВ/м, электростатического потенциала – от 0,1 до 15 кВ, погрешность ±15 %).
Проведенные измерения показали, что по всей квартире ЭСП не превышает значения в 20 кВ/м и составляет в среднем около 1,5 кВ/м, что согласно ГОСТ 12.1.045-84 является нормой и время пребывания в помещении с подобным значением напряженности ЭСП не ограничено. Также, нами не было обнаружено каких-либо конкретных очагов напряженности ЭСП.
Помимо этого, мы провели исследование с помощью уже знакомых по предыдущим отчетам аттестованных измерителей EMR-20 с антенной «8С» (частотный диапазон 100 кГц–3 ГГц), ME 3951A (5 Гц–400 кГц, погрешность ±2%) и DVMEMF (частотный диапазон 300 МГц–3 ГГц). Показаниями двух последних можно пренебречь, так никакой реакции на эти апартаменты они не продемонстрировали.
С помощью EMR-20 удалось определить, что электромагнитный фон в квартире варьировал от 0 до 2 В/м, что также считается нормой. Обычно, показания в квартирах, располагающихся в многоэтажках-«муравейниках», значительно выше, но почти всегда остаются в пределах нормы.
Проведение измерений с помощью СТ-01. На заднем фоне видны следы крови около выключателя
Краткие выводы
Система видеонаблюдения была оставлена нами в квартире на неделю. Когда спустя оговоренный срок мы забрали камеры, то отсмотренный материал показал, что ничего странного в наше отсутствие не произошло: ни одна дверь больше не хлопнула, а свет не включился. Приборные измерения, проведенные с привлечением целого арсенала измерителей электростатического и электромагнитных полей, также не выявили каких-либо аномалий.
В итоге, изначальная версия, заключавшаяся в том, что отмеченные аномальные эпизоды связаны со «странной» смертью отца Андрея, не может быть однозначно проверена, т. к. явления к нашему приезду уже прекратились. Тем более, что основной очевидец (соседка), как выяснилось, оказалась не самым достоверным информантом. Поэтому мы пришли к выводу, что в этом случае ничего сверхъестественного, скорее всего, не происходило.
Однако стоит отметить, что схожий случай произошел в 2012 году в Иркутске, когда ровно 40 дней после смерти подростка в квартире самопроизвольно звонило специальное сигнальное устройство, которым при жизни пользовался умерший, чтобы позвать родных.
Также как и мы, иркутские исследователи занимались этим случаем уже после прекращения аномальных эпизодов. Чем-то схож с этой историей и случай, произошедший в августе 2016 году в Минске, который расследовали наши коллеги из «Уфокома». Тогда в одной из минских квартир умер мужчина, у которого внезапно развилось наружное кровотечение из органов мочеполовой системы, и вся квартира также была в крови.
Спустя две недели в одном из населенных пунктов Минской области, в доме его жены начало твориться что-то странное: кто-то невидимый ходил по квартире, стаскивал одеяло с перепуганной женщины и даже ударил ее. В этом случае все прекратилось на 30 день после смерти.
Вот такие «паранормальные будни» ждут того, кто решит заняться исследованиями странного и загадочного, происходящего иногда в наших квартирах.
Авторы: Георгий Федоровский, Дмитрий Данилов, Александр Крамаренко, УФОКОМ