Ровно сто лет назад, 14 февраля 1918 года в молодой Российской республике был необычный день. Дело в том, что перед ним не было 13 февраля. И это – не из-за суеверий, 12 февраля не было тоже. Как и 11, 10 – никаких февральских дней не было. Второй месяц зимы 1918 года от Рождества Христова состоял всего из двух недель с хвостиком.
Согласно декрету от 26 января 1918 года за подписью председателя Совета народных комиссаров В. Ульянова (Ленина), помощника народного комиссара по иностранным делам Чичерина, народных комиссаров Шляпникова, Петровского, Амосова и Оболенского и секретаря Совета народных комиссаров Горбунова, по истечении 31 января, которое отсчитывалось еще по юлианскому календарю, страна переходила на «западноевропейский», григорианский календарь. Всем надлежало после 31 января считать наступившим 14 февраля, а до 1 июля писать даты по старому стилю в скобках.
Так в нашей стране появились старый и новый стили. Кстати, мало кто знает, но Церковь тоже планировала совершить этот переход. Патриарх Тихон ввел григорианский календарь (точнее, совпадающий до 2800 года модифицированный новоюлианский) для всеобщего употребления в Русской Православной Церкви с 15 октября 1923 года, однако это вызвало недовольство в приходах, особенно за пределами Москвы, и в новом распоряжении 8 ноября Тихон повелел временно отложить повсеместное введение католического стиля.
Консенсуса достигли только четверть века спустя, когда на Московском совещании Православных Церквей решили, что православные все переходящие праздники, включая Пасху, празднуют по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому, по которому ныне живет Поместная Церковь.
Впрочем, началась история с новым и старым стилем отнюдь не в 1918 году и отнюдь не в России (в общем, не в России она и завершилась).
Историю со старым и новым стилем надо начинать тогда, когда на свет появился «старый» стиль. Так что давайте с вами перенесемся в 46 год до нашей эры, во время правления Юлия Цезаря. Тогда в Древнем Риме с календарем творился настоящий бардак. То есть 12 месяцев тогда уже было, но они делились суммарно на 355 дней. Но как бы вы ни считали год, а Земля совершает оборот вокруг Солнца на 10 дней дольше.
Чтобы год сильно не отставал от астрономии, понтифик (нет, еще не Папа Римский, а всего лишь один из членов высшей комиссии жрецов) после 23 февраля вставлял в год дополнительный месяц. Тогда, когда ему Бог на душу положит – или консул: ведь в случае введения дополнительного месяца два консула правили на месяц дольше. Естественно, при таком порядке даты не сильно совпадали с реальным положением дел.
По инициативе Цезаря группа александрийских астрономов во главе с Созигеном, весьма авторитетным философом, астрономом и комментатором Аристотеля, разработала реформу календаря. Чтобы выправить ситуацию, между ноябрем и декабрем 46 года до н.э., в который и так добавили дополнительный месяц в феврале, добавили еще 67 дней. Это был самый длинный год на Земле в нашей исторической традиции: 445 дней.
Новый календарь получил название юлианского (угадайте, в честь кого) и прослужил верой и правдой полторы тысячи лет, даже чуть больше.
Однако христианство с юлианским календарем в итоге не ужилось. И дело не в том, что это «языческое» творение, а в том, что он обогнал время. На 11 минут в год: длина юлианского года – 365 дней с четвертью ровно. А реальный, «солнечный» год – на 11 минут короче. Что получается в итоге: календарный день весеннего равноденствия каждые 128 лет сдвигается на день вперед от реального, а вместе с ним сдвигается и Пасха. Надо было что-то делать.
Было несколько попыток, но первым привести календарь в норму смогли при Римском Папе Григории XIII (оттого «новый стиль» и называется григорианским календарем). Этот календарь гибче: високосные годы в нем не каждый четвертый, а с пропусками – все те годы, которые кратны 100, но не делятся на 400, тоже содержат 365 дней.
Новый календарь вступил в действие 4 октября 1582 года. Следующим днем стало 15 октября – тогда ошибка между стилями составляла всего 10 дней. Но не все страны перешли на новый календарь сразу – и чуть менее чем каждый век с третью ошибка накапливалась. И каждые 128 лет промедления вели к дополнительному дню задержки.
Не все страны принимали новый календарь просто. Так, например, в Великобритании в XVIII веке были даже бунты под девизом «Верните наши одиннадцать дней!». Гравюру Хогарта с таким названием помните? Это про решение короля Георга II от 1752 года.
Смешно получилось со Швецией – там решили сначала просто отменять високосные дни на протяжении 40 лет. Но одновременно началась Северная война с Россией, и про тактику забыли. В итоге Карл XII решил вернуться к старому стилю, но в 1711 году два дня уже отыграли. Вернули в 1712 году, в феврале. Так получился самый длинный шведский февраль: до 30 февраля…
В каждой стране переход сопровождался своими тонкостями, и, надо сказать, Россия не была среди самых последних стран, до конца сопротивляющихся новому стилю и велению астрономии. В 1919 году на новый стиль перешли в Румынии и Югославии, в 1923 году – Греция, в 1926 году – Турция… А Эфиопия и поныне живет по юлианскому календарю – и ничего, справляются как-то.
В завершение о старых и новых стилях нужно сказать еще вот что. Сейчас почему-то даже в выступлениях и текстах «официальных» историков или чиновников приходится встречать совершенно дикие вещи, связанные со старым и новым стилями. Так, автор своими глазами видел такой текст: Ледовое побоище состоялось 5 (18) апреля 1242 года. Конечно, тогда расхождение между календарями было меньшим – всего семь дней. Однако если речь идет о памяти святого, тогда все будет сложнее.
Есть хороший пример с днем памяти св. Федора Ушакова. Он скончался 2 октября 1817 года. В Европе в этот день уже везде было 14 октября (разница 12 дней между календарями). Однако Церковь празднует день памяти святого флотоводца и ныне 2 октября, что приходится уже на 15 октября нового стиля. Поэтому в прошлом году 200-летие со дня кончины Ушакова отмечалось в миру 14 октября, а Церковь поминала св. Феодора 15-го.