У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

01.02.2018 6:55 55

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

В каком возрасте становится понятно, что у ребенка – проблемы с речью, и как помочь молчуну, рассказывает логопед, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз» Ольга Азова.

До трех лет диагноз никто ставить не будет

– Родители принесли малыша из роддома. Когда им начинать следить за речью? Когда идти к логопеду?

– Важные социальные речевые функции формируются у ребенка именно в первый год жизни. Но логопед в этот период обычно не подключается. Тем не менее заботиться о дальнейшем развитии речи стоит уже сейчас. Неслучайно ребенка регулярно должен наблюдать невролог, который фиксирует развитие моторных и речевых функций.

Две эти функции – функция движения и функция речи взаимодействуют и в онтогенезе развиваются параллельно. Ребенок начал держать голову – появилось «гуление». В возрасте от пяти до восьми месяцев ребенок садится, ползает, и в это же время появляется лепет. Где-то в десять-одиннадцать месяцев ребенок делает попытки подражать речи.

К году появляются первые слова. В норме речевого развития к году у ребенка должно быть от одного до десяти слов в активной речи и 30-40 доступно пониманию. Это могут быть в том числе аморфные и простые слова, самые частотные среди них «мама» и «папа».

Если есть какие-то несоответствия тому, что я перечислила, диагноза все равно в этом возрасте никто никогда ставить не будет.

Но родители обращаются за советом уже и в этом возрасте. Недавно пришли ко мне чудесные родители с дочкой, жалуются на то, что нет лепета, нет гуления, нет слов. Девочку посадили на коврик, она сидит, играет игрушками по возрасту, объемными и звучащими книгами. Если ее зовут – поворачивается. Вообще нет никаких предпосылок к нарушению именно речи.

Спрашиваю: «А кричать, плакать в голос она умеет?» – «Умеет». Скорее всего, никакого серьезного заболевания нет и необходимо просто ждать. Но ждать грамотно, помогая развитию речи обходными путями.

Пути эти – физическое развитие ребенка: ЛФК, массаж. Я так и сказала родителям: «Держите руку на пульсе. Когда ребенок полностью встанет и научится ходить, то начинайте осваивать беговел, прыгайте на батуте, держа ее за ручки, а сейчас качайте, делайте упражнения на фитболе – это способствует физическому развитию и улучшению баланса. Развивая ритм, хлопайте в “ладушки-ладушки”, читайте народные стихи и отбивайте ритмы». Все это народ придумал не зря, эффективность проверена веками – эмпирическим путем многих поколений.

Диагноз ставится после трех лет. А до этого возраста обычно говорят про физиологическую задержку речевого развития либо ее еще называют темповой задержкой, когда речь есть, а фразы как таковой еще нет.

Если ребенку 3 года, а он не говорит, то специалист имеет право поставить диагноз. Наиболее сложный из них – это алалия, тяжелое речевое нарушение вследствие повреждения мозговых центров, отвечающих за речь.

– Что такое общее недоразвитие речи?

– Это логопедическое заключение. Существует условное деление речи по уровням развития: I – безречевой, II – короткая фраза, III – фраза с грамматическими и лексическими ошибками и даже IV – проблемы устной речи у школьников.

ОНР (общее недоразвитие речи) совсем не обязательно предполагает, что перед нами изначально безречевой ребенок. Он говорит, но качество речи не соответствует речевой возрастной норме. Допустим, такой ребенок говорит фразами, но они короткие, с большим количеством лексических и грамматических ошибок.

Типичной является ситуация, когда у детей в целом все было хорошо, они говорили, но вот пришел возраст четырех-пяти лет и мама обратилась за консультацией к логопеду, потому что все-таки ее что-то в речи ребенка смущало.

При обследовании стало понятно, что речь есть, но она не соответствует возрасту ребенка, а именно: присутствуют лексические и грамматические ошибки («Птицы сидят на пруде»), нарушение слоговой структуры слова («нилейка» вместо «линейка»), ребенок не выговаривает звуки.

Я думаю, что обычно именно таких детей и знают на обывательском уровне. Их речь соответствует III уровню речевого развития, а в заключении логопед пишет «ОНР – общее недоразвитие речи».

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

Ольга Азова. Фото: Facebook

– Вы говорите, что диагноз ставится после трех лет. А с какого возраста к вам приводят детей?

– Если родитель не гипер-тревожный, то как раз примерно с трех лет. Это если мы касаемся только нарушения речи. Но если отсутствие речи сочетается с нарушением поведения, то примерно с двух. Я бы хотела, чтобы родители обращались чуть раньше. Если все-таки речь идет про алалию, то с 2,5 до 3 лет, а при аутизме до 2 лет.

Да, диагноза пока не будет, тут закон на стороне ребенка. Но нужно помнить, что у малышей мозг пластичен, интенсивно развивается, поэтому чем раньше, тем помочь будет легче и менее болезненно для семьи.

Бывают такие случаи, когда стимуляция проходит естественным способом. Например, ребенок еще не говорил, а его в это время вывезли на море или на речку. Он ехал в поезде или на машине, за окном мелькали дома, красивые пейзажи, новые ощущения – колоссальное количество эмоций, которые подтолкнули к развитию речи ребенка, и он начал говорить.

Если малышу два с половиной года и он молчит, пусть в его жизни будут качественные эмоции, но при отсутствии речи более разумно обращение к специалисту. А вдруг мы уже за эту половинку года до трехлетия что-то хорошее сделаем для речи?

Нормы развития – широкое понятие, а не пугающая точка

– Бывает, что с одним ребенком долго занимаются, прежде чем он, наконец, заговорит, а другой чуть ли не после первых двух занятий вдруг как начал разговаривать. С чем это связано?

– Во втором случае мы видим физиологическую темповую речевую задержку. Ребенку просто нужно было показать, «как это делается», и он начал говорить.

В первом случае речь идет о заболевании, когда нужно время, чтобы запустить речевой процесс. Как правило, это органическое поражение мозга, вследствие которого и наступило безречье – алалия, при которой отмечается явление апраксии (нарушение включения в артикуляционную позу или переключения).

Так, если попросить ребенка сказать «во-да», то у него может получиться «во-ва» или «да-да». Изолированно он может повторить звуки «в», «д», слоги «да», «во», но в спонтанной речи не получается переключиться с одного слога на другой. То есть он пропустил сигнал, не переключился с одного на другое. Логопед начинает работать с помощью различных методов, чтобы выработать кинестезию (ощущение положения языка, губ) для произнесения каждого звука, трудиться над слоговым переключением.

Еще очень важна работоспособность ребенка и родителя, в которой не последнюю роль играет генетика. Когда ты видишь, что приходит включенный, мотивированный родитель, который сам много читает, видит и осознает проблему, значит, во-первых, он подарил малышу трудоспособность и желание обучаться, а во-вторых, сам готов во всем помогать ребенку и специалисту.

– Знаю историю ребенка с речевыми проблемами, с которым начал заниматься логопед только в четыре с половиной года, и было очень сложно. А если бы они начали раньше, у них бы сложностей таких не было?

– Думаю, не было бы. Мы уже в начале беседы начали говорить о том, как развивается речь у ребенка в норме. В месяц, полтора – он начинает держать голову, появляется гуление.

В 5-8 месяцев он садится и появляется лепет.

В год ребенок делает первые шаги и говорит первые слова.

В два года появляются фразы: «Хочу пить, иду спать, дай мне сок».

В три года фразы становятся сложнее: «Хочу вкусненькое, дай мне красное яблоко».

Ребенок начинает пользоваться другими частями речи, соблюдая простые лексико-грамматические правила. На четвертом году речь усложняется во многом, например появляется суффиксально-префиксальный способ словообразования, слова с уменьшительно-ласкательным значением.

В пять лет речь ребенка заканчивает свое базовое развитие. Это уже речь взрослого человека: ребенок использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, способен пересказать или сам составить рассказ.

Если на каком-то из вышеперечисленных этапов появились проблемы, взрослые должны включаться и начать помогать ребенку. Сам ребенок никуда себя привести не может. Время начала, частота и качество занятий – это в большей степени родительская ответственность.

Первоначально помощь организуют родители, и только потом включается персональная профессиональная ответственность тех, кого выберет для занятий семья. У детей, кроме коррекционных возможностей, большие компенсаторные способности, так что есть все шансы исправить речевые нарушения до школы, в отдельных случаях вплоть до 12 лет, до наступления подросткового периода.

Ко мне на прием как-то пришла шестилетняя девочка, абсолютно не говорящая, у мамы был только один вопрос: сможет ли заговорить ее ребенок. Далее нужно вспомнить, что практически во всех учебниках написано: если ребенок не заговорил до шести лет, то уже и не заговорит.

Но так категорично можно ответить, только если речь идет о Маугли, выросшем в дикой среде, не понимающем социальных мотивов. А здесь ребенок рос в социуме, на протяжении всей жизни слышал речь и в целом ее понимал. Мы начали заниматься: результаты появились достаточно быстро. К школе ребенок говорил полностью.

Понятно, что все проблемы речи не были решены, мы сотрудничали на протяжении всего времени обучения в начальной школе: подтягивали лексику, грамматику, связную речь – все то, что не успели сформировать до школы. Но хочу отметить еще и то, что девочка поняла социальные задачи школьного обучения: успеть за всеми можно, только если в чем-то другом быть успешнее. Она компенсировала речевые проблемы за счет темпа – писала быстрее всех в классе, время оставалось на «подумать» и проверить.

Еще помогла очень хорошая зрительная память – не было ошибок в словарных словах. Плюс к этому обнаружился талант – красивый певческий голос. Девочка участвовала во всех музыкальных мероприятиях школы.

Так что в итоге у нее все получилось, сейчас девочка оканчивает школу. Главное, не отмахнуться от ребенка, а включить свой профессионализм и начать оказывать помощь, даже если все сензитивные (наиболее благоприятные) периоды пропущены.

– Вы начали говорить про нормы. То есть нормы существуют? Ведь сейчас можно услышать мнение, что каждый ребенок индивидуален и не надо всех загонять в рамки нормы.

– Даже не буду спорить: конечно, каждый человек – уникален. Но дело в том, что существуют понятия здоровья и болезни. У здоровья есть границы нормы, поэтому мы измеряем сахар в крови, пульс, давление.

Почему же у развития человека нет нормы? Она есть, просто важно помнить, что норма – это понятие широкое, а не пугающая точка. Сравним норму с отрезком. У одного конца отрезка – «простой» ум, на другом – одаренность. За концами отрезка находится не норма – гениальность и умственная отсталость. Где большинство из нас? Нейролингвист Татьяна Черниговская говорит, что умных людей мало. Я, пожалуй, после этих слов претендую на середину.

Говорить про нормированность необходимо: развитие детей должно соответствовать в каждом возрасте этапам развития речевого онтогенеза. Исходя из этого, если ребенок в три года не говорит – это не норма.

Я была знакома с замечательным специалистом из Санкт-Петербургского университета Валерием Анатольевичем Ковшиковым, который фиксировал, как развивается речь у детей студенток дефектологического факультета в разные десятилетия. У тех, что родились в 1970-е годы, ученый отмечал хорошую речевую норму. Первые слова у детей появлялись до года, в два года – фразы. Все как положено. В 90-е – речевое развитие детей передвинулось в сторону нижней границы речевой нормы.

Но я понимаю, откуда идет неприятие нормы у многих людей, и это отнюдь не медицинские проблемы. Корень проблем социальный: вопросы толерантности – принятие людей, которые не вписываются в ту самую норму, которых пытаются сепарировать, загнать в резервации.

Когда мы профессионально говорим о норме, то имеем в виду совершенно иное – состояние, к которому мы будем подтягивать ребенка, на что ориентировать, не забывая при этом о его собственных ресурсах.

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

Фото: Ciara Smyth / Flickr

– Бывает так, что занимается у вас ребенок без ментальных нарушений, вы видите, что есть прогресс, а потом, через какое-то время – регресс?

– Регресс, когда что-то произошло, развитие пошло в другую сторону, это – трагедия. Так, например, случается у детей с аутизмом.

Но от родителей чаще я слышу слово «откат», то есть ухудшение состояния. Для меня это очень экспрессивно окрашенное слово. Причем я настаиваю, что никаких «откатов» быть не должно, если правильно составлен план помощи ребенку.

Почему же тогда мы говорим про это? Потому что родители перестали доверять специалистам и начали лечить сами. «Мы выписали из Японии хорошую таблеточку», – объясняет свои действия мама. А я знаю, что как раз в Японии-то «таблеточку» выписать очень трудно, и оказывается, что «таблеточка» не из Страны восходящего солнца, а из интернета, и назначила ее в коридоре другая мама.

Еще один пример. Приходит мама в расстроенных чувствах: «У ребенка после такой-то процедуры “откат”! Он вчера не спал всю ночь, плакал!» Во время консультационной беседы выясняется, что в другом медицинском учреждении ребенку назначили препарат, который может вызывать возбуждение, поэтому не следовало его совмещать с процедурой.

Родители приняли решение о совмещении того, что назначили разные врачи – самостоятельно. Когда отменили препарат, сон вернулся – никаких откатов, продолжаем процедуру. Не следует запараллеливать несколько схем лечения, создавать их самостоятельно, но если уж со стороны родителя есть такая инициатива, то лечащий врач должен быть в курсе «эксперимента».

Я имею большой опыт и соответственно множество разнообразных историй. Иногда родители словно затевают какую-то «игру», например: «А если бы не показали вам эту энцефалограмму, а принесли бы чистую, то вы нас взяли бы на процедуру?» Вот что ответить маме? Нельзя идти таким путем, ведь ребенок – не игрушка, не тот, с кем проводят эксперименты.

Раннее развитие может навредить

– На речь могут влиять занятия по раннему развитию?

– Раннее развитие заложено самой природой и заключается в том, что ребенок, рождаясь в мир, сразу сталкивается с разнообразием того, что развивает – шумов, звуков, вкусов, запахов, впечатлений, цветов.

Вот мама запеленала – проприоцептивные ощущения, положила в коляску и вывезла на улицу, а там над головой ветки деревьев, небо, облака – зрительный гнозис, пришел с работы папа и заговорил баском – слуховое восприятие, и таких впечатлений на протяжении дня – масса. Вот это все и есть развитие ребенка.

Малыши в первый год жизни должны получать гигиенические процедуры, ласку, эмоции и развиваться, как развивается цветок под лучами солнца.

Вот что не нужно для «раннего развития», так это вешать перед лицом младенца мобили, яркие блестящие звенящие игрушки. Мне кажется, психику недавно родившегося человека очень настораживает все громкое, шумное. Если уж такая игрушка куплена, то пусть она висит на достаточном расстоянии от малыша.

Специалист подключается тогда, когда есть проблема. Например, ребенок ползает, заваливаясь на одну сторону или потягиваясь на руках, не вовлекая ноги, тогда подключаем специалиста – массажиста. В начале жизни, вероятнее всего, должен появиться массажист, а не логопед и психолог с развивающими игрушками и буквами. Развивая моторику, совершенствуя физическое развитие, мы априори «запускаем» речь.

Я категорически против «развития с пеленок», «читать раньше, чем ходить». Демонстрация букв и слов младенцу – для меня вообще явление не очень понятное. Кто знает физиологию, понимает, что функция чтения формируется на базе других функций, когда уже сформировались речь, контроль, мотивация, и эмоциональное развитие прошло определенный этап. Только тогда возможно восприятие абсолютной абстракции в виде буквы.

А если мы хотим букву предложить рано, то ничего, кроме энурезов, тиков и чего-то подобного мы не получим.

Мы же знаем, что у детей до школы не сформировано селективное внимание, не сформирована память, плохо развита речь для того, чтобы бегло читать. В результате одни сплошные проблемы, а никакое не раннее чтение.

Если ребенок действительно одарен, то он обычно сам в раннем возрасте учится читать без помощи родителей. Вот такой процесс мы не останавливаем.

– Иногда, если у ребенка проблемы с речью, родители думают: ну вот сейчас мы отдадим его в детский сад – это правильно?

– Это касается только детей с задержкой. Мы же социальные люди, с этой стороны детсад оправдан – ребенок начинает копировать, подражать речи, задержка нивелируется.

А с другой стороны, если бы у меня был выбор, я не хотела бы ходить в садик. До революции были большие семьи, со своими устоями, традициями, привычками. И ребенок не боялся возразить сверстникам: «А моя мама сказала, что так не надо», – и за этим звучал авторитет всей огромной семьи.

До школы формируется нечто важное, стержневое для ребенка. Но понятно, что детский сад для многих – жесткая необходимость. Родителям надо на работу. Тогда важно просто держать руку на пульсе, следить, чтобы ребенка не обижали.

Возвращаясь к речи, еще раз скажу, что коллектив помогает ей развиться только у тех детей, у кого она физиологически задержалась. Для тяжелых нарушений речи это не работает как панацея, в этом случае нужен комплекс мероприятий по разным направлениям реабилитации.

– То есть не стоит родителям возлагать надежды, что ребенок придет в сад и заговорит?

– Только тем родителям, у кого нормотипичный ребенок. Будучи таковым, он приходит к таким же нормотипичным малышам, которые уже говорят, и – начинает им подражать.

Если у ребенка алалия, органическое нарушение мозговой деятельности, то «само» здесь ничего не появится. Кстати сказать, в жизни мало абсолютно не говорящих детей. Вопрос в качестве речи. Пять слов – это и для трехлетнего ребенка мало, не говоря уже о шестилетнем – катастрофически мало. Так что, возвращаясь опять к вопросу про раннее развитие, – занятия с трехлетним плохо говорящим ребенком – не раннее развитие, а необходимость.

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

Мифы о речевом развитии

Миф: Ребенок молчит, молчит, а потом как заговорит целыми предложениями. Так же, как Вася у соседки. Так что надо ждать до трех (до пяти) лет.

В реальности: Да, есть умные дети – «накопители», которые видят, что у них не получается говорить, как у папы и мамы, и ждут момента, когда получится. А потом начинают говорить фразами. Но только это должно случиться не в четыре года и тем более не в пять лет, а в два-три года. Так может произойти, это физиологическая норма, что видно и по другим параметрам развития. Лучше, чтобы состояние все-таки оценил специалист.

«Дети могут молчать, а потом внезапно заговорить, как заговорил в 5 лет ребенок из соседнего подъезда» – это действительно миф. Я по этому поводу шучу, что лучше ждать до 33 лет. Но, если говорить без шуток, вряд ли у кого-то есть сила духа, как у святого Ильи Муромца. Всем остальным, у кого нет такой молитвенной силы, видимо, нужно все-таки заниматься со специалистом, не обращая внимания на мифы про соседского Васю. Потому что каким-то волшебным образом в каждом доме поселился такой Вася из соседнего подъезда, который таким же чудесным образом заговорил в 5 лет.

Возможно, у мифически заговорившего в 5 лет ребенка – умственная отсталость, а у вас совсем иная ситуация, или после пятилетнего молчания у ребенка может быть простая и аморфная речь, но не ее просят родители. Никто ничего толком не знает, но легенду передают все дальше и дальше.

Напоминаю, что речь – это сложная система, в которой существуют фонетические, лексические, грамматические и стилистические средства. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Исходя из этого, долгое ее отсутствие может нанести непоправимый урон развитию всех психических функций организма, скажется на дальнейшем обучении, выборе профессии.

Миф: Если подрезать у стоматолога уздечку, ребенок начнет говорить.

В реальности: Под этим мифом есть реальная основа. Если язык лежит в ротовой полости и не поднимается вверх, то короткая подъязычная уздечка тянет язык вниз и невозможно образование звуков, например [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л].

Если не подрезать у стоматолога уздечку, ребенок не начнет говорить, – это действительно миф, потому что ребенок может говорить, заменяя одни звуки на другие («хоёсё» – хорошо). Таким образом, уздечка участвует в качестве речи, дикции, звукопроизношении, но никак не в самой речи.

Миф: Ребенок умненький, все слышит, на имя откликается, отвечает глазами, но речи нет. Не надо переживать – раз умненький, сам однажды заговорит.

В реальности: Действительно, мы опираемся на невербальный интеллект ребенка. Это, конечно, не просто «умненькие глазки», но и умение выполнить интеллектуальные задачи без опоры на речь. Это так называемые тест-действия. А потом, и впрямь в жизни немного людей, которые так и не заговорили.

«Раз ребенок умненький, то не нужно переживать, сам однажды заговорит» – это миф. То, что ребенок изначально умненький, – прекрасно, это будет опорой для занятий по развитию речи. Но если не устранить проблему, мешающую развитию речи, то улучшений не будет.

Вот представьте, стоит красивый автомобиль, очень нарядный, мощный, но в нем есть неисправность. Точно так же и с речью. Если «речевая машина» не запустилась самостоятельно и вовремя, то в основе лежит патологический механизм нарушения. Этих нарушений достаточно много, и у каждого свой патогенез.

Миф: Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить

В реальности: Да, педагоги, воспитатели заметили, что мелкая моторика в той или иной мере влияет на развитие речи. Особенно когда совмещают две программы – двигательную и речевую. Когда произносят стишок и сопровождают его действиями. Есть такой прием – «расскажи стихи руками».

Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить – это миф. Если у ребенка речевая апраксия (нарушение произвольных целенаправленных движений при отсутствии двигательных расстройств, таких как парезы, параличи), вследствие чего он не говорит (алалия), с ним можно сколь угодно долго перебирать крупу, сама по себе речь не появится.

Здесь нужны другие методики, а развитие мелкой моторики можно использовать как дополнительный прием, который в структуре всей работы вполне поможет, особенно на этапе подготовки руки к письму. Важно, чтобы эти занятия были ежедневными и разнообразными (собирание мелких предметов, вкладывание маленьких предметов в большие, завязывать/развязывать, застегивать/расстегивать, складывать узоры, нанизывать предметы, резать ножницами, рвать бумагу, лепить из пластилина).

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

Фотот: 6sensesinternational.com

Если есть проблемы с речью

Советы от Ольги Азовой

1. Не заниматься ранним речевым развитием. Ранняя стимуляция речи часто вызывает речевой негативизм, нежелание говорить, потому что ребенок умный и понимает, что не получится, как у мамы и папы. И второе – мы можем вызвать заикание. Раннее развитие речи, мышцы сдвигаются, и ребенок приобретает вторую проблему.

Оставьте пока речь – пойдем априорным путем, развивая фундаментальные функции.

2. Заниматься физическим развитием ребенка. Хорошо развитые моторика и баланс – опора для развития и координации функций, которые формируют навыки устной и письменной речи.

Моторное развитие – это фундаментальная функция, которая формируется параллельно с речью. Дети должны много ползать разными способами: вперед-назад, по-пластунски, бегать, прыгать, ходить, залезать, спускаться по лестницам, подойдут все тренажеры, спортивные принадлежности.

Беговел, а потом велосипед – это средство передвижения маленького ребенка. Велосипед не должен ехать на папе, на нем должен ехать ребенок. А значит, транспортное средство должно быть легкое, невысокое, чтобы на нем было удобно сидеть и у него просто крутились педали. Помните такие велосипеды – «ветерок», «зайчик»? Все детское население страны на них ездило.

Развивайте баланс. Кроме велосипедно-самокатной истории добавьте фитбол, качели, батуты, ходьбу по бревну.

Придумывайте!

3. Качественно играть – это социальное развитие по возрасту.

Сразу скажу, что «развивашки» – это не совсем игра. У нормотипичных детей игра – это еще и познавательный процесс. Помню, у сына в год была машинка, которая начинала ехать при специальном нажатии. Но он об этом не знал. Случайно облокотился, и она поехала. Ребенок внимательно наблюдал за движением. Когда машинка остановилась, попытался сделать так, чтобы она снова поехала. Потом снова случайно облокотился и машинка вновь двинулась…

Родители очень часто не умеют и не любят играть с детьми. А играть необходимо много и качественно. Нужно находиться на уровне ребенка: сесть на ковер и – идти в игре за ним. Сначала это будут просто имитация и подражание взрослым, и только потом – сложные сюжетно-ролевые игры.

Одно из важных мест в такой игре – взаимодействие со взрослым. Не важно, чем вы занимались в конечном итоге: убирали, строили, складывали или рисовали. Вы должны проявить любовь и интерес к ребенку.

С интересом возникает серьезная трудность. Родитель – взрослый человек и не хочет играть, вернее для него это сложно. Если у нас в центре специалистам по игровым терапиям ставить занятия нелимитированно, одно за другим, они начнут выдыхаться.

Но родителям все-таки нужно пытаться загореться интересом ребенка, потому что такие совместные игры очень стимулируют речь. Родителям, как бы ни было трудно, нужно играть с детьми: придумывать сюжет, брать на себя роли, рассказывать, шутить, предлагать разные виды взаимодействия. В общем, играть так, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

Не забывайте, что игра развивает и эмоции (игра по ролям с разными выражениями лица и с использованием голоса разных героев сказок). Можно предлагать ребенку «оценить» эмоцию человека на картинке или героя мультфильма (радостный, грустный, расстроенный и др.).

У соседки сын молчал, а потом вдруг как заговорит

Фото: Brand X Pictures/Getty Images

Экспериментируйте!

4. Развивать сенсорику.

Для обоняния: нюхать травы, специи и любые пахучие вещества, ароматные и неприятные (кофе, рыба и др.), определять на запах.

Для зрительного восприятия: игра с фонариками, цветными стеклышками.

Для рук и тела: массажи стоп, рук, тела; мять, жать, бить, раскатывать пластилин, тесто, гидрогели, ломать и крошить хрупкое, типа хлебцев, во время купания рисовать на теле пеной для бритья, заворачиваться в одеяла.

Для баланса и пространственного ощущения: батуты, мячи, фитболы, качели, беговел, велосипед, качающиеся и вращающиеся платформы, гамак.

Для слуха: на хорошей аппаратуре слушать хорошую музыку разных жанров, классическую (Моцарт, Шопен, Штраус), пробовать играть на разных инструментах, бить в колокольчики, барабаны, особенно этнические с вибрацией.

Для вкуса: пробовать разное на вкус, консистенцию и температуру, определять на вкус.

Фантазируйте!

5. Непосредственно по речи – упрощать слова. Говорить четко, короткими словами: «ляля», «боты», «киса». Предлагать ребенку короткую инструкцию из 1-3 слов («Дай мне руку», «Иди спать», «Садись», «Стой»). Слова упрощать по структуре. Лучше, чтобы ребенок видел рот (артикуляцию) взрослого. Если нужно привлечь взгляд ребенка, то негромко пищать игрушкой около своего лица (игрушку носить с собой в кармане). Начать оформлять альбом для ребенка: вклеить фото ближайших родственников и простые слова, сделать короткие подписи: «Мама Лена», «Папа Леша», «Брат Иля».

6. К специалисту! Я этот совет даю последним, но вообще все предыдущие рекомендации выполняются параллельно, – ребенок-«молчун» должен находиться под наблюдением врача-невролога.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Новое назначение епископа Тихона Шевкунова: еще один шаг к патриаршему престолу или "почетная ссылка" 34 епископа Чили из-за скандала со священниками-педофилами подали Папе Римскому прошение об отставке на экстренном саммите в Ватикане Кураев предлагает объявить о неполном служебном соответствии архиепископу, освятившему не вышедший на орбиту спутник Патриарх Кирилл впервые прокомментировал "Матильду", посоветовав избегать "фальшивок", которые "ранят" людей Таджикские школьники 1 сентября отметят День знаний, а не Курбан-байрам

Православная лента