Проповедь протопресвитера Александра Шмемана о Крещении Господнем от Иоанна – на радио «Свобода»http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2018/01/o-krewenii-gospodnem-ot-ioanna.mp3
Все таинственно, все с первого взгляда непонятно в этом евангельском рассказе о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем, рассказе, составляющем основу одного из древнейших и самых больших праздников христианских – праздника Крещения.
Но послушаем сначала сам этот рассказ, как записан он в Евангелии от Марка: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:4-11).
Итак, прослушав этот рассказ, спросим себя: в чем смысл его и, следовательно, в чем содержание и радость праздника, с таким воодушевлением празднуемого каждый год верующими? И, прежде всего, кто этот таинственный Иоанн Креститель, который является у всех четырех евангелистов в самом начале и призвание которого, по словам одного из них, «уготовить путь Господень, прямым сделать Его» (Мф. 3:3).
Его образ – образ пустынножителя, аскета, ушедшего из мира, и это значит – одного из тех с простой, мирской, человеческой точки зрения странных людей, назначение которых в том, чтобы пробуждать так легко засыпающую, суетой зарастающую совесть человеческую; в том, чтобы потрясти наше сознание раскаянием в зле, грехе и нечистоте нашей жизни.
Только в том отличие Иоанна от всех прочих таких проповедников нравственного возрождения, что он одновременно с этой проповедью предвозвещает пришествие Того, Кого он называет сильнейшим себя.
Протопресвитер Александр Шмеман
Уже на протяжении многих веков евреи жили в ожидании Мессии, что в переводе на русский язык означает «помазанника Божия», «спасителя», несущего людям освобождение от зла и греха. Пришествие Мессии и грядущее спасение составляет тему всех ветхозаветных пророчеств. Все они направлены к одному решающему событию, к одному и великому Дню Господню, когда придет, и воцарится, и восторжествует Сам Бог.
И вот именно о том, что этот день наступает, что приходит, пришел Спаситель, проповедь Иоанна. И в этом смысл и того крещения в Иордане, то есть погружения приходящих к нему и кающихся людей в воду. Вода по символизму Ветхого Завета – это тот потоп, в котором уже раз в истории утопил Бог зло мира, это смерть злу и это начало омовения мира, очищение и возрождение. Итак, – как бы говорит это крещение Иоанново, – наступает день суда над злом и день спасения и очищения от него.
И вот приходит к Иоанну Иисус. Иоанн узнает Его и крестит Его. Что же, однако, означает это крещение? Ведь Тот, Кто приходит к Иоанну, есть Сам Судья и Сам Спаситель. О Нем были все пророчества, Его ждало человечество. Подготовкой, знамением Его пришествия было и само крещение Иоанново.
А на этот вопрос и отвечает – и как радостно, как удивительно – церковный праздник Крещения Господня. И первый смысл этого крещения в самоотождествлении Христа с нами, с каждым человеком, и это значит – с каждым грешником. Безгрешный принимает на Себя наши грехи, становится как бы жертвой всего зла и всей неправды, воцарившихся в мире. Погружаясь вслед за другими вместе с ними в эту воду очищения, Он становится одним из нас, навеки соединяет Себя с нами, так что, отождествляя Себя с грешниками, Он может нас, грешных, отождествить со Своею праведностью и безгрешностью.
Фото: VK / Симбирская митрополия
Второй же смысл раскрывается в ликующем псалме: «Глас Господень на водах» (Пс. 28:3). Вода – отражение мира и красоты его. Вода – жизни подательница и потому – жизнь. Вода – утоление жажды. Вода – сам мир, сама природа и прозрачность их свету и любви Божьей. И вот, когда опускается в эту воду Христос, Сын Божий, в воду, бывшую символом потопа, смерти, наказания, она сама очищается, чтобы стать снова водою жизни.
Это воссоединение Бога с космосом, оторванным от Него и от подлинной жизни грехом и злом. Это ликование всего творения, принимающего в себя, как бы в объятия свои своего Творца.
И, наконец, третий, последний и завершительный смысл этого крещения в том, что уже прообразует оно последнее и завершительное погружение Христа в смерть, дабы Своей светоносной смертью разрушить владычество смерти над миром.
Все это уже как бы дано, явлено в этой таинственной встрече Христа с последним пророком, носителем всей жажды, всех чаяний человечества; с самим творением, с самой материей, предназначенной отныне стать носительницей Духа; со злом, разрушение которого начинается; с человеком, чье подлинное призвание раскрывается. «Трепетен бысть Предтеча», – поет Церковь в этот день.
И этот трепет дается нам, трепетная радость о пришествии к нам для нашего спасения возлюбленного Сына Божия, включающего каждого из нас, и всех людей, и все творение, и весь космос, и всю жизнь в благоволение Божие.
Аудио – портал Предание.ру