Глава Минтруда Максим Топилин заявил в интервью "Российской газете": не все могут рассчитывать на пенсию по старости. Пенсионный фонд России отказывает людям в назначении страховой пенсии, потому что им не хватило страхового стажа и пенсионных баллов. Что делать тем, кто не досчитается пенсионных баллов, и стоит ли рассчитывать на щедрую пенсию россиянам активного возраста, рассказывает Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Ульянов.
У Пенсионного фонда наблюдается колоссальный дефицит. Только в этом году из Фонда национального благосостояния Россия отправила 657 млрд рублей на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
И мы видим, что власти всеми правдами и неправдами стремятся ограничить выплаты: увеличивают стаж и число необходимых баллов, отказываются от повышения пенсий выше уровня инфляции, иногда заменяют их на единовременные выплаты, что на самом деле гораздо ниже, чем индексация, которая потом будет действовать на все периоды. То есть все это – следствие кризиса пенсионной системы и отказа от ее реформирования.
И, к сожалению, приходится констатировать, что если радикальные шаги, в том числе такие болезненные, как повышение пенсионного возраста, не будут приняты, то проблемы будут только нарастать. И, к сожалению, россиянам, которые сейчас находятся в активном возрасте, вряд ли стоит надеяться на щедрую пенсию, когда они достигнут старости.
Что тут можно посоветовать? Конечно, нам нужно учиться активно защищать свои права, в том числе и в суде. По опыту своих родителей я знаю, что ошибки в системе возникают постоянно и иногда просто требуется обратиться в Пенсионный фонд и попросить пересчитать.
Если не получается, то почему бы не обратиться в суд? Суды, как правило, учитывают социальную составляющую и часто в спорах между гражданами и государственными и органами встают на сторону первых.
А если действительно формальных баллов нет, то ничего не поделаешь. Человеку нужно просто продолжать работать и в пенсионном возрасте, добирать необходимые баллы, чтобы получать пенсию страховую, а не только социальную.
Следует более активно требовать от работодателей, если это возможно, чистых и официальных оформлений, хотя бы частичного перевода зарплаты в белую, потому что от этого как раз будут зависеть пенсионные выплаты.
Хотя конечно, тут надо понимать, что работники – это слабая сторона в этих переговорах. Но все-таки если есть возможность хотя бы частично оформиться или просто у друзей трудовую книжку положить, то нужно искать всевозможные варианты, чтобы баллы и стаж не терять.
У нас растет доля работающих пенсионеров, потому что, во-первых, продолжительность жизни растет, и люди по достижении пенсионного возраста чувствуют себя ещё полными сил и это нормально.
Я думаю, что процент повышения пенсионного возраста неизбежен. Власти боятся, так сказать, принимать непопулярные решения, но если у нас растет продолжительность жизни и при этом рождаемость, увы, оставляет желать лучшего, нам далеко до простого воспроизводства населения. По статистике прошлого года, у нас 1,77 ребенка на одну женщину, а для хотя бы нулевого прироста населения нужно 2,1.
То есть пока в перспективе население будет стареть и сокращаться и, конечно, пенсионная реформа в нынешнем состоянии системы будет постоянно испытывать дефицит, и власти будут вынуждены сокращать пенсии, как минимум, в реальном выражении. Пенсии в перспективе будут за инфляцией не поспевать.
Поэтому нужно, конечно, продолжать работать, пока есть силы и вкладывать в будущее своих детей. Уже афоризм, что лучшее вложение в свою старость – это вложение в детей. Иметь их как можно больше и стараться вкладывать в их образование, чтобы в активном возрасте они смогли вас поддержать.
В наших условиях надо рассчитывать, увы, только на собственные силы.