25 декабря — день памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Заступник бедных и нуждающихся, он, согласно народной молве, способен дать просящему благополучие и даже — ни много ни мало — помочь в решении жилищного вопроса. К известной московской иконе Святителя Спиридона всегда очередь. А риелторы рассказывают истории, как после похода их подопечных к этой иконе квартирные дела решались чудесным образом. Уместны ли в церкви просьбы о земных вопросах? Как появляются святые «со специализацией»? Нужны ли верующим чудеса? Об этом мы поговорили с отцом Валетином (Гуревичем) — насельником и духовником московского Донского монастыря.
-Мы разговариваем с Вами в день памяти святого с ярко выраженной «специализацией». Как так получается, что появляются святые, к которым обращаются с конкретными просьбами? Церковь что-то специально для этого делает?
– Обращение к святым в Церкви распространилось не случайно. Оно как бы подтверждает, что человек в результате своего земного борения (которое непременно должно сопровождаться Божьим содействием) может, как говорит Апостол Павел, стать наследником Отца Небесного. И так же, как Сын Божий, он способен оказывать чудесную Божественную помощь в ответ на молитвы людей. Вспомните, Господь Иисус говорит, что Его последователь «дела, которые Я творю, и той сотворит. И больше сих сотворит».
Что касается, как вы говорите, «специализации» святых, то она складывается стихийно, — Церковь это явление не регулирует. Иногда эта «специализация» обусловлена делами святого в период его земной жизни, иногда – случаями посмертной помощи. В житиях описаны случаи, когда еще в земной жизни эти святые оказывали людям помощь именно в тех нуждах, о которых теперь — после посмертного прославления — их просят верующие.
Святитель Спиридон, например, помогал нуждающимся и заботился о бедных — рассказы об этих заботах и о многих чудесах, им совершенных, — есть в его житии.
Бари. Фото: о. Игорь Пчелинцев
А в акафисте Николая Чудотворца говорится, что он «во едином часе (то есть, в один и тот же момент времени) в море плавающим и по земле путешествующим пособствует». То есть, одновременно помогает людям в разных точках пространства и таким образом проявляет одно из свойств вездесущего Бога…
Бывает, что воображение верующего поразила личность святого. И у него возникает вера, что этот святой обязательно поможет в каком-то конкретном случае. Случается и так, что человек недужный или находящийся в беде получает внезапное извещение, что за помощью надо обратиться к какому-то святому или чудотворному образу.
Случается и так, что исцелениями и чудесами сопровождается прославление нового святого, когда, например, верующие прикладываются к обретенным мощам. Мы — насельники Донского монастыря — свидетели таких событий, произошедших при прославлении и обретении мощей святого Тихона Патриарха Всероссийского.
-Вы несколько раз упомянули о чудесах. Чудо — это обязательная часть образа святого? Почему это так важно для верующего человека?
-Чудо – это «вспомогательное средство» для поддержания веры. Проповедь Апостолов, по слову Евангелия, сопровождалась «последствующими знамениями». Чудо было необходимо для «уверения» Фомы. Современному Фоме для «уверения» его «доброго неверия» Господь продолжает являть знаки – Туринскую Плащаницу, благодатный огонь.
Жизнь каждого верующего сопровождается знамениями, начиная с первых шагов воцерковления. Например, меня очень много лет назад невероятно потряс рассказ о преподобном Сергии, о его личности и жизни. А потом мой знакомый привез воду из Загорска. У меня той весной была экзема на ладони — ничто не помогало, никакие врачи, никакие мази. И вот я полил этой водой на ладонь, и буквально за два часа все затянулось. Это одно из таких маленьких чудес, но они подтверждают веру. Они даются именно для подтверждения, а не для доказательства. Ради того, чтобы человек изменил свою жизнь, чтобы спасался. Потому что Господь пришел в этот мир для того, чтобы спасти людей.
-Вы сказали о «маленьких чудесах». Сразу хочется сопоставить их с чудесами большими, и задуматься, кто к каким чудесам готов. Для одних — гостей на празднике — Христос обращает воду в вино, но требует оставить это в тайне. Других — Своих ближайших учеников — берет с Собой на гору Фавор, где происходит чудо Преображения…
-Многие ждут от Бога какого-то чуда, чудесной помощи в своих земных нуждах, в избавлении от какой-то скорби, болезни. Но не все понимают, что величайшее чудо, которое хочет дать человеку Бог, — это Его наследие. Апостол Павел говорит: «Мы теперь дети Божии». Дети, то есть наследники. То есть человек вступает в наследие и становится причастен ко всему, что имеет Отец Небесный. Человек приобретает блаженство, которое превышает всякое земное утешение. Это и есть то состояние, которое было явлено ученикам на горе Фавор. И то состояние, которое преподобный Серафим показал своему ученику Мотовилову. Необыкновенное состояние… Оно больше всего, что человек испытывает на земле. Потому-то апостол Петр и сказал: «Давайте останемся здесь», потому что больше уже ничего не нужно. Потому что, хотя он и знал жизнь и радости жизни, это было больше всего, что он видел до сих пор. Вот уж действительно «Остановись мгновенье, ты прекрасно»…
-Если думать о чуде таким образом, то понятно, почему теряют смысл чудеса «земные». И почему предложение совершить «показательное чудо» — например, шагнуть в пропасть — будет ни чем иным как искушением…
-В том то и дело, что есть евангельские чудеса, и есть чудеса князя мира сего, которые по сути — просто театральные фокусы.
Вот, например, жил еще в дореволюционные времена такой человек Владимир Быков — знаменитый московский спирит, он был главой движения спиритуалистов и издателем журнала «Спиритуалист». Несколько десятилетий он этим занимался и довел такой жизнью свою нервную систему до крайнего истощения. И тогда кто-то посоветовал ему поехать в Оптину пустынь, а он к тому времени был уже в таком состоянии, что согласился и поехал. И вот, как только он переступил порог кельи старца Нектария, старец тут же стал говорить с ним о спиритизме. Хотя старец Нектарий не знал пришедшего к нему человека. И Быкова это потрясло. Он увидел, что здесь тоже чудо. Но если там просто вертящиеся столы и какие-то фокусы, то здесь — евангельское чудо, имеющее целью нравственное изменение и преображение человека. Он увидел разницу, вот что важно. Эта встреча стала для него поворотной, позже он написал книгу «Спиритизм перед судом науки, общества и религии» и много лет потом ездил по всей России, выступая с лекциями против спиритизма и в пользу православия.
-С просьбами получается такая же история? Есть «маленькие» — земные, а есть другие — о больших вопросах? И видимо, есть просьбы, которые ну никак неуместны в храме?
-Правомерна просьба в крайней нужде: голодному нужен хлеб, жаждущему – вода. А кому-то, например, угрожает внезапная насильственная смерть или смертельный недуг, а душа его еще не созрела для Царства Небесного, – мольба такого человека о том, чтобы остаться в живых, вполне понятна и уместна.
Но самой верной просьбой все равно всегда была и будет просьба о даровании благодати Святаго Духа, о стяжании благодати Божией. Потому что присутствие Бога в нашем сердце — это и есть Царствие Небесное внутри нас. Важно помнить слова Христа: «Если Вы, будучи злы, умеете давать даяния благие детям вашим, то тем более Отец ваш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Это то, ради чего мы живем, то, ради чего Господь приходил в этот мир. Он приходил, чтобы спасти людей.
А люди очень часто стремятся не к тому, что дает вечную жизнь. Они не могут терпеть внутреннюю пустоту и стараются заполнить ее какими-то суррогатами. Начинают искать утоления страстей — властолюбия, желания превосходства над другими, блудодеяния, молятся о повышении по службе, о победах в соревнованиях. Когда речь идет об удовлетворении страсти, молитва ко Господу выглядит странно…
Бывают такие люди, у которых есть власть, имущество в изобилии, они могут похвалиться глубокими научными знаниями, красивыми поклонницами, они питаются изысканными яствами. И считают себя богатыми. А на самом деле этот человек жалок, «нищ, и слеп, и наг». О таких мнимо богатых сказано: «их бог – чрево, их слава – в сраме»…
Впереди-то у всех — болезнь, старость и смерть. Каждый человек уйдет из этого мира, и самое главное, в каком состоянии души произойдет этот переход, как человек подготовится к нему. Приобретет ли он Бога в свое сердце, чтобы впереди была вечная блаженная жизнь. Это должна быть самая главная забота.
Еще в самом начале существования людей на земле они из-за своеволия опустели от Бога. Те, кто знает это, понимают, что лишены того, что больше всех вожделенных земных благ вместе взятых, понимают, что по сравнению с тем, что они потеряли, все остальное превращается в мусор, в ненужное…
Это та самая духовная нищета, которая порождает «плач Адама». Об этой потере плакал старец Силуан. Но об этом же сказано «блаженны нищие духом», потому что такой человек знает, к чему нужно стремиться.
-Известная молитва митрополита Филарета начинается со слов «Господи, не знаю, чего просить у Тебя! Ты один знаешь, что мне потребно». Получается, что с точки зрения Филарета, те, кто приходит просить помощи в земных вопросах, не совсем правы? Но ведь, с другой стороны, в Новом Завете сказано «просите, и дано будет вам»…
-Есть разные уровни духовности. Для того, кто только приходит к вере, именно опыт общения с Богом и исполнения просьбы очень важен.
А уже с какого-то момента совершенно нормально, что мы часто и не знаем, о чем просить. Потому что Господь приготовил для нас нечто лучшее и более правильное, чем мы сами способны подумать. И все то, что с нами происходит, даже то, что мы считаем неприятностями, — все это промыслительно посылается Богом для нашего исцеления.
Когда хирург делает операцию, он приносит человеку страдание, но делает это ради его здоровья. Но хирург — это человек, и он может ошибиться. А Господь никогда не ошибается. Поэтому все, что посылает Господь, нужно принимать. Потом, ретроспективно, ты видишь, насколько это было важно для нашей души и нашего спасения. Поэтому, например, люди, подвергавшиеся во времена гонений и скорбей страшному давлению и истязаниям, принимали это с верой. Сохранить любовь, не ожесточиться даже против этих палачей, не допустить злобы даже по отношению к мучителям или предателям… Заповедь любви к врагам в таких обстоятельствах становится самой актуальной. И становится понятна победа креста. Что победа есть в том, чтобы изгнать из себя зло, способность гневаться, ненавидеть, расточаться… Потому что обиженный и гневающийся человек становится чудовищем. У него возникают мстительные помыслы… А Бог есть любовь. Любовь, которая не зависит от того, как к нам относятся. Господь, страдая на кресте, молился за тех, кто Его распинал. Потому что хотел, чтобы и они имели возможность восстановить в себе образ Божий и спастись.
Вот и мученики заботились не о том, чтобы сохранить свое биологическое существование, а о том, чтобы сохранить богоподобие своей души. Сохранить душу живой. Это — главная забота.
-Значит все-таки нет ничего странного в том, что в одном и том же храме у соседних икон стоят мирянин и монах, и один просит у Бога снискания Святого Духа, а другой просит помощи в квартирном вопросе у Святителя Спиридона? Получается, что в храме есть место всем и всему?
-Хорошо ли идти в храм с просьбами о земных нуждах, а не духовных? И хорошо, и не очень.
С одной стороны, этот человек еще не достиг понимания, что в храм приходят ради чего-то грандиозного, намного большего, чем та материальная просьба, с которой он здесь сейчас.
С другой стороны, понятно, что много бед у людей, и болезней, и проблем. Они пытаются решить эти проблемы, целиком погружаясь в земную жизнь, забывая о том, что все мы смертны. Нужно и важно отвечать на все вопросы приходящих в храм. Но надо дать человеку и возможность увидеть более серьезную перспективу. Это хорошо, что сегодня он пришел сюда. Потому что у него появился шанс узнать, что Бог хочет дать человеку гораздо больше того, о чем тот просит. Бог создал человека, чтобы обитать в его сердце. Это ни с чем не сравнимое блаженство. Это больше, чем все, что можно найти на земле.