Эксплуатация детей на Youtube ради заработка и лайков продолжается, а мы и не заметили, что она была. “Мы не хотим непослушную девочку” - зачем родители включают камеру и мучают детей.
Знаете ли вы, что такое пранк, и знали ли вы это в свои 7 лет? А школьница Ева понимает, что это: «пранки», то есть розыгрыши про нее, снимает и выкладывает на Youtube ее дядя Илья Рачинский. Он, например, может стегать ее на камеру ремнем. Или выбросить все ее игрушки. Телеканалов с пранками, где родители издеваются над детьми или дети издеваются над родителями на Youtube великое множество. Они набирают миллионные просмотры, провоцируют детей на опасные поступки.
Еще недавно родители могли зарабатывать на своих детях беспрепятственно, ведь в этой системе просмотры конвертируются в деньги. Но, кажется, наконец наступила революция нравственности: Youtube официально запретил пранки и стал удалять видео провоцирующего содержания. Несколько русскоязычных «детских» каналов с неподобающим контентом уже закрыты. Однако это капля в море. Они появляются каждый день. И пока роботы видеохостинга распознают опасный контент, их успевают просмотреть сотни тысяч подписчиков.
На ютьюб-канал Ильи Рачинского «ВсеКакОноЕсть» подписаны 928 072 зрителя. Все видео – так называемые «розыгрыши». В ноябре он начал привлекать к розыгрышам 7-летнюю племянницу. 776 тысяч просмотров видео, где он бьет Еву ремнем. Понарошку. И как она кричит. Тоже понарошку. В комнату на крики врывается ее отец. Он не знает, что его разыгрывают, и сбивает Илью на пол и с матом начинает его бить. Ева не знает, как себя вести. Ей и страшно, и смешно. Когда он бил диван рядом с ней ремнем, она затыкала уши и зажмуривалась. Под видео надпись «Бьет чужого ребенка ремнем!». И картинка ремня и кричащей девочки. Просто находка для педофилов.
«В прошлом видео вы написали примерно миллион комментариев, просили: «Давай еще пранк над Евой! Собственно, сегодня я сделаю еще один пранк над Евой. В этом видео я выкину все ее игрушки! – говорит Рачинский.
В следующем видео Ева возвращается из школы и застает свою комнату опустевшей. – «Верни мои игрушки!» – требует она. «Я выкинул их», – заявляет дядя. Ева мечется по квартире и начинает плакать. Но потом замечает камеру. Узнав, что ее игрушки не выкинули, Ева буквально сползает на пол без сил, а дядя веселится.
Перед просмотром этого видеоролика демонстрируется реклама ряженки Агуша. Это значит, что канал распознан как подходящий для семейной и детской аудитории. Это значит, что канал подключен к сервису google Adsense и зарабатывает на рекламе. Сайт https://socialblade.com может рассчитать примерный доход любого телеканала на youtube. Достоверных цифр мы знать не можем, потому что на доход телеканала влияют многие параметры, в том числе то, сколько зрителей перешли на сайт рекламодателя. Но рассчитывая количество просмотров видео и подписчиков, сайт посчитал, что Рачинский может зарабатывать от 3 тысяч до 60 тысяч долларов в месяц. Также Рачинский продает собственные клики и комментарии под другими видео и (информация об этом указана на его канале) и за деньги добавляет чужие каналы в свой плейлист.
Это – пример “успешной” эксплуатации несовершеннолетних детей их родственниками и родителями на Youtube. Эксплуатации, от которой дети иногда получают дивиденды в виде роскошных игрушек. Например, у Евы тоже есть свой канал. Она на камеру распаковывает красивые игрушки. Но он не такой рейтинговый. Под видео на ее канале – комментарии в стиле «Ева, ты красотка!». И – матерные, оскорбительные для девочки.
«Ева, я от твоего дяди, Ильи. Ты так плакала за игрушки, мне тебя жалко стало 🙁 Я подписываюсь на тебя!» – вот один из комментариев на ее канале. Ее стало жалко и на нее подписались. И ее дядя заработает еще деньги на ее судьбе.
Фактически, это рабство. Только более комфортабельное по сравнению, скажем, с попрошайничеством у метро. Рабство 21 века. На вокзале ты должен был быть в грязной одежде, а здесь – сияющий красотой, там клянчить, плакать – и здесь клянчить и плакать.
– Налицо неадекватность реагирования ребенка, – говорит «Правмиру» психолог Олеся Полякова. – На видео, где у нее отобрали игрушки, девочка и плачет, и протестует, и улыбается одновременно. Каждое из эмоциональных проявлений ненастоящее. В какой-то момент был страх в ее глазах, но, наверняка, проживая с такими взрослыми, она привыкла к возможным розыгрышам, поэтому она постоянно была в недоверии. Особенно это заметно в процессе ее поисков и в конце ролика.
Но шутки, однозначно, выходят за рамки безопасных. В пространстве ребенка есть человек, который легко может войти в ее комнату и выкинуть значимые ей вещи. Представляете, какое мощное нарушение границ? Не важно, в курсе она или нет, важно, что это возможно, раз взрослый так шутит. Особенно неприятно, что это делает мужская фигура. Не самый полезный опыт для девочки в будущем. А чувства ребенка на этот счет представляют ценность только в формате возможности использования для сбора лайков. Другие ролики автора тоже поражают своей вероломностью по отношению к формирующейся эмоциональной сфере детей».
Что только ни вытворял Рачинский с психикой Евы. «Находил» сигареты в ее рюкзаке и требовал оправданий, совал монстра в унитаз. Я, признаться, так и не поняла, постановочные ли слезы у Евы. Но даже если так, даже если она играет на публику – она пассивный участник игры, вовлеченный во взрослое дело, который не может четко отдавать себе отчет в том, где границы дозволенного.
«Очевидно, что это авторы этих видео – люди со сложностями в эмоциональной сфере, – комментирует психолог Олеся Полякова. – Задача родителей – научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации окружающего мира. Благодаря родителям у ребенка развиваются социальные эмоции – чувство доверия к людям, способности к сопереживанию. А у этих взрослых не развита способность к сопереживанию. Что заставляет их провоцировать бурные реакции детей, полагая, что это забавно. Небезосновательно полагая, учитывая, сколько просмотров собирают эти видео. Как правило, бурные реакции – это результат длительного сдерживания эмоций. Тяга к провокации на бурные эмоциональные реакции, а именно это обычно задумывается как цель розыгрыша, является показателям потребности снять собственное внутреннее эмоциональное напряжение.”
В ноябре Youtube официально объявил, что будет бороться с вредным контентом на семейных телеканалах, а также выработал новые правила публикации видео. Контент, не соответствующий правилам, будет либо удален, либо у него будет отключены комментарии и монетизация. При этом какие именно меры будут приняты в конкретных случаях – не указано. А официальный список новых правил пока отсутствует. В англоязычном сегменте чистки прошли весьма серьезные, у нас только начались. Так, под видео, где Рачинский понарошку лупит Еву, комментарии уже отключены.
Причиной перемен стал уход рекламодателей. Среди них оказались Hewlett-Packard, Mars, Deutsche Bank и Adidas. Бренды оскорбились тем, что под видео со встроенной рекламой их товаров есть тысячи комментариев сексуального характера, потому что частенько на детских каналах дети и подростки ведут себя вызывающе или соответствующе одеты. После чего видеохостинг всерьез озаботился тем, что публикуется на детских телеканалах и кто вообще их смотрит и комментирует.
24 ноября был заблокирован самый быстрорастущий канал на российском рынке Vlad Crazy Show с почти 10 млн подписчиков. На телеканале два маленьких мальчика, на вид дошкольника, демонстрировали роскошную жизнь: баловались сладостями и устраивали пранки и хулиганства. Например, ребенок лет 4, залезший на подоконник открытого окна – это весьма сомнительное видео. Так же, как и видео с пирамидой банок газировки и полным диваном чипсов. Опасные розыгрыши были одними из самых просматриваемых, а малолетние авторы становились примером для подражания.
Однако через несколько дней после блокировки семья открыла аж два новых телеканала, куда стала грузить прежние видео. У «нового старого» канала пока что лишь 500 подписчиков, у его копии – полторы тысячи.
«Ничего, недолго, и вас опять удалят. Детям такое смотреть нельзя, это просто идиотизм!», – первый комментарий. «Искренне надеюсь, что этот шлак опять удалят с ютуба!» – следующий. Похоже, былой славы мальчикам не вернуть. Правда, у них уже нашлись десятки и даже сотни подражателей, видео которых набирают популярность.
На телеканале «Mister Max» – 5,6 миллионов подписчиков. Его пока еще не удалили целиком, но отдельные видео с пранками уже удалены. После этого автор записал новый видеоролик, высмеивающий политику компании Youtube, и это видео получило 5 миллионов просмотров. Кстати, реклама есть и в нем. «Все должно быть безопасно и никакого плохого примера. Вот лучше вместо киндера азбуку учи», – говорит папа Макса. Макс все равно выруливает на былой популярности за счет сохраненных подписчиков, которые получат новые видео быстрее, чем робот успеет проанализировать: опасный это контент или нет.
Где найти новые правила публикации видео на Youtube – неизвестно. Компания Google, которой принадлежит видеохостинг, не предоставила «Правмиру» перечень этих правил и не ответила на вопросы о возможном удалении русскоязычных небезопасных для детей каналов, эксплуатирующих детей. Вместо этого представители Google дали ссылку на официальный блог компании, где правила описаны достаточно размыто – лишь сказано, что увеличено количество сотрудников, проверяющих контент на соответствие ценностям рекламодателей.
Видеоблогеры же сообщают о том, что теперь на детских каналах нельзя по-дурацки и небезопасно шутить, особенно с участием костюмированных героев из детских мультиков. Кроме того, запрещены сцены насилия, небезопасные предметы, призывы к нездоровому питанию или поведению, демонстрация вызывающе одетых детей. При этом, сами видеоблогеры до конца не понимают правила игры. Бывает, одно видео удаляют, а другое, похожее – нет. На одном канале комментарии и рекламу отключают, а другой с идентичным содержанием живет и здравствует, зарабатывая. Возможно, удаление этих каналов теперь дело времени.
Пока что на youtube до сих пор существуют десятки каналов несовершеннолетних детей, видео часто сняты на мобильный телефон. Они повторяют популярные жанры: «распаковка» дорогих игрушек, пугают друг друга, мажут лица зубной пастой и пачкают волосы, пытаются на спор наесться какашек из унитаза или картинно падают в обморок. Все бы ничего, но погоня за популярностью быстро переходит грань безопасности.
25 ноября на телеканале «Укропер и Вишняр» опубликовано видео «ПРИКЛЕИЛ ЛЕГО СУПЕРКЛЕЕМ К НОГАМ ЖЕСТКИЙ ПРАНК! SUPER GLUE LEGO to feet PRANK!».
Приклеить детали лего к ногам – идея на youtube не новая, так что видео откровенно подражательное. Обратите внимание на английский дубляж надписи и правильно расставленные теги – парень знает, как зарабатывать на ютьюбе. Только вот брату его – тому, которому он приклеил лего-детали, на вид лет 14, у него даже голос еще ребенка.
На видео младший спит. И когда, просыпаясь, пытается встать на ноги – вздыхая от боли, приседает обратно на кровать.
– Попробуй, походи. Больно? – со смехом спрашивает старший. Младший отдирает с криком детали. – На вот, подушечку зубами зажми, чтоб не больно было, – предлагает режиссер и сует жертве подушечку.
Отодрав детали вместе с кожей, младший пытается апеллировать к совести: – Это же больно!
– Никит, ну это же пранк, ты это понимаешь? Ну, что ты скажешь нашим подписчикам? – требует брат заученную фразу. Младший со слезами в голосе выговаривает:
– Ребят, подписывайтесь на наш канал, ставьте большие пальцы вверх.
Под видео сказано: «100 лайков и выходит новый пранк! Ставь лайк!)».
А вот еще один сомнительный канал, который по новым правилам подлежит удалению, тем не менее, пока живет и здравствует. «Привет! Меня зовут Ирочка! Добро пожаловать на мой канал! Я очень люблю играть в куклы, открывать яйца с сюрпризами, веселиться и играть в различные игры! – сказано в описании канала IrochkaInfo. Однако, на деле на телеканале демонстрируются совершенно иные видео.
Вот Ирочка изображает утопление в бассейне. Ее картинно спасает папа. Эта опасная игра вполне может найти подражателей. Кроме того, Ирочка разбивает в кровь носы, уходит из школы, имитирует отравление и даже сбегает из дома.
Многое из перечисленного противоречит еще и российскому законодательству о защите детей от информации. Миллионные просмотры. Демонстрируется реклама русских производителей сосисок и молочных продуктов. Ирочке на вид лет десять.
«Красотки», «Где вы живете, мои милашки»?- это типичные комментарии под видео на канале Аминка Витаминка про маленькую девочку. Вполне возможно, что среди них есть и педофилы. Однако, это не мешает бренду Барби демонстрировать рекламу в начале видео.
Помимо целей заработка, эксплуатация детей на Youtube может быть и совсем иной – «ради хайпа». Сейчас «в тренде» видеоролики с рыдающими детьми, и все больше родителей стараются попасть в этот «тренд», чтобы их крошка «выстрелила» на видеохостинге.
На видео «Как Данечка в Африку собиралась» сперва демонстрируется реклама сосисок. На самом видео девочка Даниэла лет 3 горько плачет, что уедет в Африку, чтобы ее съели крокодилы. Видео набрало 5 млн просмотров.
– Зачем ты туда уезжаешь? – спрашивает папа.
– Чтобы умирать как там дети умирают, потому что вы не хотите меня…
Папа подтверждает: «Мы не хотим непослушную девочку!»
«Все, прекращай снимать, стери уже все!» – просит Данечка, но папа продолжает, несмотря на недвусмысленный запрет ребенка. Удивительно, что дети даже в 3 года понимают, что их снимают на видео и что эта реакция ненормальна, они ждут другой. Удивительно, что этого не понимают родители.
Ясно, что девочке очень плохо. Все видео она горько плачет и с трудом одевается. На дворе ночь. Но вместо того, чтобы ее обнять, отец задает забавные вопросы, снимает на видео. А потом – создает ютьюб-канал «нашей крошки».
Это видео, наверное, можно было бы отнести к пограничным: непонятно, нарушает ли оно условие отсутствия унижения ребенка или нет. Официальный комментарий российский офис Google нам по этому поводу не дал.
Далее события развивались так: видео просмотрели несколько миллионов человек, посмеялись, а Даниэлу пригласили в посольство Сьерра-Леоне на празднование Дня Независимости. На видео папа объяснил дочке, что послу понравилось, как она заботится о голодающих детях. Потом они танцевали на дискотеке в посольстве и получили свои лайки (859 тысяч просмотров за этнические танцы совсем не голодающих темнокожих граждан африканской страны). Внимание к телеканалу постепенно сошло на нет.
Особый жанр на youtube – видео с малышами, сидящими на унитазе. Родители снимают на камеру всю интимную жизнь своих детей, включая ссоры и даже естественные отправления. Почти 58 тысяч ретвитов собрала фотография трехлетнего плачущего малыша, сидящего рядом с тумбочкой, куда он написал. Видна лужица мочи. Удивительно, что законодательство по охране изображения детей предписывает скрывать лицо детей при публикациях в СМИ, при этом сами родители не желают быть «охранниками» чести и достоинства своих детей. Их к этому никто не обязывает.
Вот, например, одно из последних нашумевших видео из жанра «плачущий школьник». Первоклассник плачет: «Сижу, башкой своей ломаю эти знания! Сижу, пишу руками… Хватит меня снимать!!!» – на этом месте он закрывает камеру рукой. Но его прямой запрет на съемку игнорируется. В конце ноября запись оказалась на Youtube и набирает все большую популярность. Может ли ребенок отказаться от публикации видео или фото о себе? Ответ: нет!
«Такие видеоролики – это агрессивное поведение по отношению к лицу, которое беззащитно в этой ситуации. Если мы представим ситуацию в контексте интернета, то бесконечно просмотренный ролик можно отнести к кибербуллингу – сетевой травле. Это достаточно жесткая агрессия по отношению к ребенку, – говорит «Правмиру» психолог, доктор психологических наук Галина Солдатова. – Создатели подобных роликов – незрелые родители, у которых отсутствует само понятие нормы родительско-детских отношений. Они не стремятся создать и сохранить базовое доверие. Здесь демонстрируется родительское бессердечие.
– А зачем они это делают?
– Люди прибегают к разным способам, чтобы получить свою порцию внимания в сети. Это называется «цифровая экономика внимания». Мы все в нее попадаем как пользователи сети. Кто-то зарабатывает на этом деньги, а кто-то зарабатывает на этом внимание.
Галина Солдатова призывает родителей задуматься над тем, что они публикуют в сети о своих детях. «С одной стороны, не исключено, что подрастающее поколение, которое сейчас ходит в школу, будет по-другому относиться к приватности. Грани личности и публичности у них становятся все тоньше. Вполне вероятно, что большинство детей будут реагировать спокойно на эти миленькие дурацкие фотки, над которыми можно посмеяться.
Но с другой стороны, у ребенка есть право на неприкосновенность частной жизни, и мы должны с ребенком считаться. Важно не выставлять фотографии и видео, которые провоцируют нехорошие мысли, важно не выставлять фотографии, которые приведут к тому, что над ребенком будут смеяться. Многие фотографии и видео, которые родители выложили в интернет, могут быть впоследствии восприняты детьми как унизительные».
Формально унизительный контент видеохостинг тоже запретил в конце ноября. Однако, я нахожу его снова и снова. Обозвать на миллионную аудиторию дочь-школьницу дебилкой? Легко! 11 миллионов просмотров набрало издевательское видео, где мать голосом инквизитора доводит девочку до слез, заставляя ее не меньше десятка раз прочитать условие задачи, где спрашивается, сколько соленых грибов в третьем бочонке.
Девочка правильно (!) решила задачу, но от усталости забыла, что речь шла о грибах и написала в ответе «соленых огурцов». Мать, вместо того чтобы указать на ошибку, естественную для усталости, вновь железным голосом требует снова и снова перечитывать условие задачи. На камеру. На вид девочке лет 11. Она с плачем, стиснув зубы, снова читает условие задачи, а мать смеется.
Когда до усталой девочки дошло, в чем ее ошибка (огурцы вместо грибов), она выдавливает из себя смешок. «И кто из нас дебил?!» – спрашивает мать. – Сорок минут мы с тобой боремся!». Комментарии под этим видео Youtube уже отключил. Но под таким же видео, где над задачей рыдает рыжая девочка лет 10, набравшем 6 миллионов просмотров, где мать так же смеется над плачущей дочкой, ничего не отключено. Комментариев 23 тысячи, оскорблений вал.
Ну, а в самом деле, почему о правах русских детей должна заботиться компания, находящаяся за океаном? Однако, российское законодательство детей в сети пока что не защищает никак.
«Право на уважение частной жизни есть с рождения у каждого. Но защищают это право законные представители, то есть родители. Получается коллизия: если сами законные представители нарушают это право, то законодательство не отвечает на этот запрос. Ребенка защитить в таком случае некому», – говорит «Правмиру» медиаюрист Маргарита Ледовских.
Остается только ожидать «еще один пранк над Евой». Ведь всегда найдется тот, кто поставит лайк.