Архимандрит Андрей (Конанос) продолжает размышлять о том, что мы являем собой, когда пытаемся передать свою веру детям, и почему бунтарей можно исправить только любовью.
Архимандрит Андрей (Конанос)
После этого разговора я попросил Бога, чтобы Он не позволил мне стать таким священником, потому что увидел, какое сопротивление вызывает подобное поведение и как оно может оттолкнуть.
Святые – другое дело. Эти люди жили, прикасаясь к воле Божией. Они желали узнать Бога. А это не приходит в «готовом» виде – как если, например, можно было бы принять волшебную таблетку и сразу всё узнать. И святым доводилось совершать ошибки на своем пути, но они учились на этих ошибках и исправляли их.
Старец Порфирий, например, в начале своего духовничества был очень строгим и категоричным, но в какой-то момент решил: «Буду снисходительным».
И вместо того, чтобы размахивать Кормчей книгой, пугая и подчиняя себе людей, он использовал ее для того, чтобы наполнить их души благодатью и спасти, удержав рядом с Богом. Потому люди и полюбили его, и стали приходить к нему за советом. Такой человек не вызывает желания сопротивляться.
Одна женщина рассказывала мне, как она ездила к старцу Порфирию в Оропос и у входа в его келью видела множество самых разных людей; некоторые приходили с несомненно тяжкими грехами.
– Однажды я увидела там женщину, которая на самом деле была мужчиной. И подумала: «Зачем этот человек пришел к старцу?» А выяснилось (мне сказали об этом монахини, также ожидавшие батюшку), что этот человек специально приезжает к старцу за духовной помощью, и старец старается помочь ему.
Видите, даже такие люди приходили к старцу Порфирию – и никого он не отталкивал. Поэтому ни о каком противостоянии здесь и речи быть не могло.
А к какому-нибудь другому священнику эти люди не пошли бы ни в коем случае – просто из страха. «Как можно рассказать ему о своих грехах! Страшно подумать, что он на это скажет!» – решили бы они. Вот мы с вами – яркий тому пример.
Antanas Sutkus/cameralabs.org
Даже дети, которые маленькие ангелы, и те нам сопротивляются. Почему? Подумаем-ка об этом и спросим себя: «А какой я человек? Что говорят обо мне люди, ожидающие меня к себе в гости? Они ждут меня с любовью и радостью или, напротив, говорят: «Ох, вот он идет – ну, готовьтесь, сейчас начнется!»?
– Почему ты не женишься, дитя мое? – спрашиваю я иногда какого-нибудь молодого человек, которому уже за тридцать.
– Отче, а для чего мне жениться? Я не видел у своих родителей ничего такого, чтобы самому захотеть создать семью. Своим примером они разочаровали нас, детей, в семейной жизни. Мы не хотим заводить семьи.
Важны не слова, а то, что мы собой являем. Христос проповедовал всего три года, и Его немногих слов хватило на то, чтобы коснуться людских сердец. А мы говорим своим детям тысячи слов, которые «в одно ухо влетают, в другое вылетают».
Почему так происходит? Потому что наши слова идут не от сердца. И диктуются не нашим собственным примером. «Нужно!» «Надо!» Ребенка нужно исправить! Надо сказать ему то-то и то-то! И получается, что отец пытается научить сына спокойствию, сам находясь в постоянном стрессе. А мать, потерявшая разум от постоянных тревог и страхов, пытается научить его вере в Бога – в Которого сама не верит.
Да-да, не верит, потому что если бы верила, то спокойно спала бы по ночам, вместо того чтобы контролировать, где и с кем проводит время ее ребенок. Это как называется? Неверие. Доверь свою жизнь Богу, помолись, поговори с Ним и предоставь Ему решать, как поправить дело.
Отпусти ситуацию, скажи: «Господь, в Которого я верую, поможет моему сыну». Знаете, как подействует такая молитва на вашего ребенка? Внезапно его душа почувствует ласковое прикосновение, а разум услышит: «Не ходи туда, не делай этого! Тебя любят, о тебе молятся». А мы вместо этого передаем своим детям один страх.
Antanas Sutkus/cameralabs.org
Дома – нездоровая, напряженная атмосфера: постоянные крики, ссоры, все чего-то боятся, беспокоятся, нет взаимопонимания. Родители не могут нормально общаться друг с другом, а дети это видят. В их душе нет мира, и они начинают перечить родителям.
А ведь зло на земле можно победить только добром. И нужно стремиться именно к этому. Только любовью можно изменить человека, который противостоит тебе. Только любовью. Да, криком тоже можно добиться своего – причем за один день; заставить мужа, ребенка сделать так, как ты хочешь. Ты кричишь, они слушаются – браво! Но надолго ли хватит такого результата? Нет. Проходит несколько дней – и всё по-прежнему, ты снова в проигрыше.
Мы знаем, что Бог воздает по заслугам. Но это не месть. Он воздает Своим врагам только любовью. Помните, каким ярым борцом с христианами был в свое апостол Павел? Он и слышать не хотел о Церкви и Иисусе Христе! Но Господь всё равно привел его к Себе – привел, ослепив Своим светом, сокрушив любовью.
На пути к тому месту, где Павел собирался учинить гонения на христиан, Бог внезапно открыл ему Свой свет и любовь, и сердце гонителя растаяло. Господь спросил его: «Почему ты гонишь Меня? Почему воюешь со Мной? Я люблю тебя». Любовь Христа смягчила сердце будущего апостола. И в наш мир Господь пришел не с угрозами или оружием, а с любовью.
Знаете, когда старец Паисий впервые за долгое время покинул Афон? Когда вышел фильм Скорсезе об Иисусе Христе. Старцу рассказали, что этот фильм снят не по Евангелию, и тогда он решил выйти к людям. «Потому что их душе это не на пользу», – сказал он. И пошел на акцию протеста.
Старец Паисий Святогорец
Там были и те, кто кричал разные оскорбления в адрес Церкви. Знаете, что сделал, услышав это, старец Паисий? Он схватил за руку одного из кричавших. Молодой человек замер от неожиданности, думая, что монах сейчас ударит его, и приготовился дать сдачи.
Но старец, поймав его за руку, внезапно поцеловал ее. Молодой человек застыл на месте. А старец сказал ему:
– Дитя мое, знаешь ли ты, с Кем воюешь? Христос есть любовь. И своими поступками ты оскорбляешь Христа, Который так тебя любит.
Молодой человек так и остался стоять как вкопанный, с поднятой рукой.
Старец, вместо того чтобы ударить его рукой, ударил его бичом своей любви. Вот что такое любовь. Именно так можно спасти душу «бунтовщика».
За двадцать лет работы в школе моей самой большой отрадой были именно дети-«бунтари». Самые лучшие дети. И я ставил им самую высокую оценку – как и остальным. Почему я всем ставил «отлично»? Для собственного спокойствия.
Ведь стоит поставить кому-то «хорошо» вместо «отлично», тут же начинаются обиды, споры… Меня научил этому другой преподаватель. Он сказал, что ни один учитель Закона Божия не пожалел о том, что всем ставил «отлично» по своему предмету.
Antanas Sutkus/cameralabs.org
Но я научился этому только в последние годы, когда на многое изменил свою точку зрения. А в начале пути оцеживал каждого комара, чтобы всё было по справедливости, стыдил учеников, ставил «двойки»… И как-то один человек сказал мне:
– Слушай, ты это серьезно? Что же будут помнить о тебе дети? Как ты ставил им «двойки»?
Сначала я начал возражать: «Но ведь я поступаю справедливо!..» А затем подумал: «А что такое справедливость? Бог справедлив? Отправил в рай какого-то разбойника, и после этого Его можно назвать справедливым?»
Нет, Бог несправедлив. Его справедливость – это любовь. А любовь смотрит на всё совсем иначе – другими глазами, другим сердцем. Справедливость – это когда у нас с тобой есть шесть апельсинов, и три съедаешь ты, а три – я.
А для Бога справедливость – это когда ты берешь себе столько апельсинов, сколько хочешь. Хочешь взять пять апельсинов и сделать из них сок? Возьми. А я возьму себе один. Вот что такое справедливость Бога. Это любовь.