Сборную России отстранили от зимних Олимпийских игр в Южной Корее из-за допингового скандала. Впрочем, россияне не лишены права принять участие в играх, которые пройдут южнокорейском Пхенчхане с 9 по 25 февраля 2018 года, под нейтральным флагом. Комментирует протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.
Проблема острая, и с ней в такой форме мы встречаемся впервые. Прежде всего, мне бы хотелось обратить внимание на то, что формальной причиной, по которой спортсменов отлучают от Олимпиады, является то, что спортсмены принимали допинг. Мне кажется, никто не опровергает данного утверждения.
Но встает вопрос: только ли наши спортсмены принимают допинг? ВАДА – всемирная организация, почему только одну страну выбрали для этого расследования, другие страны, значит, допинг не принимают, и ВАДА может это гарантировать?
Второе – можно ли назвать процедуру справедливой с точки зрения основных принципов правосудия. Людей лишают наград и участия постфактум. Если когда-то человек принял допинг, почему считается, что он и сегодня его принимает? Если человек что-то сделал и потом исправился, мы же должны исходить из норм правосудия. Мне кажется, что общепринятые нормы правосудия здесь просто не применяются, и назвать это решение правосудным я не могу, мне кажется, оно несправедливо.
Очень болезненный вопрос для спортсменов – принимать ли участие в Олимпиаде под нейтральным флагом. Это белый флаг, флаг капитуляции – то есть, некое унижение сюда уже заложено. И мне кажется, что, поскольку весь этот процесс направлен на то, чтобы унизить нашу Родину, я бы одобрил спортсмена, который отказался бы ехать на таких условиях. Я бы посчитал это актом гражданского мужества.
Потому что ради чести Родины он отказался бы от возможных наград, от того огромного труда, который он вложил в подготовку к Олимпиаде, вполне возможно, у него уже не будет возможности выступать на Олимпиаде еще через 4 года. Я считаю, что наше государство и общество таких спортсменов должно вознаградить достойным образом.
Если же какие-то спортсмены примут решение участвовать в Олимпиаде, то их я могу понять – потому что, действительно, это огромный труд, огромные надежды, связанные с многолетними усилиями, и пожелать им успехов и медалей. Но если меня спросят, кому я отдал бы предпочтение – то, конечно же, первым.
С другой стороны, почему мы воспринимаем это как драму – действительно ли это так важно? Что нас больше унижает – положение наших детских домов, домов престарелых, здравоохранения, образования и тех, кто трудится в этих сферах, или положение спортсменов.
В социальных сетях вышел замечательный мотиватор, в котором сказано: давайте, операции детям будет оплачивать государство, а на футбол мы будем собирать с миру по нитке благотворительными фондами – это гениально. Я бы также порекомендовал всем прочитать очень сильный рассказ Хемигуэя “Пятьдесят тысяч” – он рассказывает о том, что такое большой спорт. Там, где крутятся большие деньги – там страшные нравственные и физические преступления происходят.
И если рассуждать исходя из критериев здравого смысла, нравственных критериев, то, конечно, весь большой спорт – спорт больших достижений, амбиций и больших денег, придуман для того, чтобы отвлекать общественное внимание от острых вопросов и снимать напряжение. Хотя эта ситуация напряжение только усиливает.
И если бы от меня что-то бы реально зависело, я бы подумал о том, нужен ли вообще нам спорт высоких достижений, профессиональный спорт (о просто массовом спорте речи не идет – он нужен однозначно). Спорт по своей задумке призван людей объединять, а здесь происходит разделение. Разве, разделяя, можно что-то улучшить?