Как в пост растопить лед неприязни к ближним, посмотреть на Рождество чистыми глазами детей и с завтрашнего дня начать жить по-другому – рассказывает протоиерей Александр Авдюгин.
Протоиерей Александр Авдюгин
Рождественский пост – установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть, по сути, лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.
Хотя, что грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «…Два раза в год они говели…»
Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.
Можно привести исторические и литургические ссылки, что пост наш зимний – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых Отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».
К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, – это событие государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.
Для верующих людей Рождество Христово имеет, прежде всего (и это главное!), религиозный (сакральный) смысл.
Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.
Тут ведь взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.
Встречать же вторую Пасху, а именно так в нашей среде Рождество именуется, лишь похудевшим, без «паче снега убеленной» (Пс. 50) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.
Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.
Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.
В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.
Спросил я у нее:
– Что случилось?
– Да вот, три ведра песка у меня занял и не отдает.
– Так вы простите его, пост на дворе. Прощать надобно.
Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело:
– Простили соседа-то?
– Простила, батюшка.
– Так почему же не разговариваете?
– Так он песок мне не отдал.
Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.
Старец оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.
Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.
Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный пылью и временем портрет конца 50-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» забыты, и каждый вечер, на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме, суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.
Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них, прежде всего, положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.
Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы…
Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями младенца Христа, со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.
Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.
Фото: pccs.ru / С. Челенков
Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.
Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить, в конце концов, телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами. Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.
Особо хочется сказать об интернете. Года три назад мне мой правящий архиерей на время поста посоветовал поменьше сидеть в социальных сетях или вообще от них отказаться. Неоднозначно я этот совет воспринял, не согласился, что это необходимо, но все же постарался благословение владыки выполнить.
Заходил в сеть только тогда, когда нужно было узнать необходимую информацию, и получил массу времени не для общения эллочкиным «чириканьем» в Твиттере и Фейсбуке, а для полноценных разговоров, рассуждений и мыслей, да и стопка книг «к прочтению» или хотя бы к просмотру существенно похудела. Интернет – дело нужное, но страсти там бушующие, от полноценной жизни и молитвы отвлекают.
Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов:
Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.
Доброго вам Рождественского поста!