О христианстве на подмостках

14.11.2017 19:08 2

О христианстве на подмостках

Станиславский и православие. «Верю» как режиссерский прием и как credo артиста. Всё это можно и нужно совмещать учащимся театральной школы Санкт-Петербургской епархии.

О христианстве на подмостках

Учиться вместе

— А сейчас вам дается две минуты на то, чтобы всем вместе подготовить театральное приветствие. Вы будете делать это каждое занятие на протяжении двух лет. Готовы? Тогда на сцену! — Любовь Серебрякова, руководитель и режиссер театральной школы Санкт-Петербургской епархии, начинает урок.

Студенты всходят на подмостки. Среди них есть и уже «тертые калачи», театралы-любители со стажем из проекта «С миру по нитке», пришедшие сюда шлифовать мастерство у профессионалов. Есть и совсем новички в театральном искусстве, решившие попробовать себя на сцене. Сегодня они собрались здесь, в православном драматическом театре «Странник» чтобы учиться вместе.

Шесть человек встали в круг, ломая голову над тем, как же должно выглядеть их приветствие.

— Точно! — бьет себя по лбу молодой человек. — Сегодня же день учителя! Давайте это и обыграем!

— Делимся на две команды, — говорит девушка, — мы остаемся здесь, а вы идите на тот край сцены.

— Да, а потом мы бежим навстречу друг другу, оборачиваемся к залу и выкрикиваем «С днем учителя»!

— Лучше парами: двое кричат «Поздравляем», еще двое — «с днем», и последняя пара «учителя»!

— Отличная идея!

О христианстве на подмостках

Справка

Любовь Серебрякова — сотрудник миссионерского отдела епархии, руководитель направления «Театральная миссионерская деятельность» и «Экскурсионное дело». Театральный педагог-режиссер с 1988 года. Автор книги «От образа к Образу (театрально-педагогическая деятельность и система Станиславского через православное мировоззрение)», документальных фильмов о православии. Долгое время руководила театром «Лики» в Сосновом Бору, вела православную рубрику «Благовест» на региональном радио «Балтийский берег».

Переворот в Аргентине

Путь Любови Серебряковой в театр был непростым. Родители настаивали на том, что связывать свою жизнь со сценой — глупо, да и не было еще у них в роду никого, кто примерил бы на себя театральную маску. «Иди в педагоги», — говорили они.

— Раньше я жалела, мол, послушалась, упустила время, а сейчас нет, не жалею, ведь когда начинаешь жить с Богом — каждое лыко в строку. Всё равно я потом поступила в Санкт-Петербургский институт культуры.

Выпустившись, Любовь Юрьевна вращалась в богемной актерской среде. А в 1997 году на волне господствующего в настроениях интеллигенции космополитизма — уехала в Аргентину, где преподавала в школе при российском посольстве.

— Кто тогда не уезжал? Я чувствовала себя свободной, сама ковала свое счастье. Казалось, уехала из «страны дураков» в новую жизнь. К христианству тогда у меня было однозначное отношение — «инквизиция и костры». Но по молитвам мамы, Царствие ей Небесное, Господь уловил меня на невероятном, как мне думалось, моменте: я стала сильно ностальгировать по Родине, чего никак от себя не ожидала. Я пошла в храм Русской Православной Церкви Заграницей, правда, я тогда в юрисдикционных тонкостях не разбиралась — главное, что храм был русским.

Справка

Курс театральной педагогики в Санкт-Петербургской епархии открылся впервые в 2007 году при отделе образования. Занятия проходили раз в неделю. С октября 2015 года при миссионерском отделе действует Школа театральной педагогики. Главная задача школы — повысить теоретический и практический уровень тех, кто занимается театральными постановками в воскресных школах, но школа дает возможность стать и актером, и режиссером. Образование строится на основе системы К. С. Станиславского в свете христианских ценностей. Первый выпуск школы состоялся 4 октября 2017 года. С этого же дня начались занятия следующего набора учащихся.

В Аргентине Любовь Серебрякова познакомилась с представителями второй волны русской эмиграции, с внучатой племянницей Константина Станиславского Светланой Ивановной Четвериковой-Беликовой. В их доме — невиданное доселе собрание книг, что Любови Серебряковой, как человеку читающему, не могло не понравиться.

— Стеллажи до потолка, — вспоминает она. — Мне говорят: выбирайте. Я: «А сами что посоветуете?». И дают мне книгу Ивана Солоневича «Народная монархия». Я политикой тогда брезговала, но, чтобы не расстраивать хозяев, взяла. Думала: прочитаю, верну и выберу что-нибудь уже самостоятельно. Зря я так считала — оторваться не могла до того самого момента, как перелистнула последнюю страницу. Так начался переворот в моем мировоззрении и уже осознанный путь в православие.

О христианстве на подмостках

Завещание Пушкина

В этот день на сцене театра «Странник» показывают классику — спектакль по «Капитанской дочке». Два года учащиеся театральной школы Санкт-Петербургской епархии шли к этой постановке (но не только к ней), два года трудились, жертвуя драгоценными вечерами после работы (иногда по пять дней в неделю). Они учились и актерскому мастерству, и режиссерскому искусству. Постановка — полностью их творение, с придуманными самими учениками сценарием, приемами и ходами. Перед нами не просто сценический пересказ последнего романа Пушкина, а выпускной спектакль-размышление. Постановка так и называется, «Завещание Пушкина», а главные персонажи в ней — не только Пётр Гринёв, Маша и Емельян Пугачёв, но и читатели, раздумывающие о смысле произведения:

— Гринёв Пётр Андреевич… Почему именно сюда, а не в Петербург, решил отправить его отец?

— А я считаю, что правильно. Нечего ему голубей гонять, недорослем оставаться.

— Если ты помнишь текст — он единственный выживший сын из девяти детей. А теперь вспомни историю — кто правил, что происходило в эту эпоху?

— Царствовала Екатерина II.

— Правильно, а до нее — Пётр III, за короткое время своего правления успевший издать «Манифест о вольности дворянства». Дворяне свободны — могут служить, могут не служить. А крестьянам? Ничего! Но, думают они, не мог же царь-батюшка дворянам волю дать, а крестьянам — нет. И они его ждут. Через полгода царь скоропостижно скончался при странных обстоятельствах. На престол восходит его супруга, Екатерина II. Дворянам волю оставляет, а крестьянам не дает. Но в народе бродит слух: царь жив…

О христианстве на подмостках

Выпускники

Сергей Сенцов, сыгравший Петра Гринёва, рассказывает, что в театральную школу Санкт-Петербургской епархии он пришел благодаря своей коллеге по работе. До этого он занимался съемкой любительских видеороликов социальной направленности, и ему захотелось выйти на более серьезный уровень. Сама коллега — Мария Серебрякова — в этом выпускном спектакле исполнила сразу три роли: читательницы, императрицы Екатерины II и Василисы Егоровны, супруги коменданта крепости.

Вместе с Марией в Школу пришла и её подруга Зоя Чернова. По образованию она пиарщик, работает педагогом, но всегда хотела попробовать себя именно в режиссуре:

О христианстве на подмостках

— Однако я не хотела идти учиться в Академию театрального искусства, — рассказывает Зоя. — Начиталась актерских воспоминаний о жестких методах преподавания. Можно было поступить на режиссерский курс в Университет имени Герцена, но мне показалось, что там недостаточно высокий уровень. Здесь же я нашла что искала — и хороших педагогов, и человеческое отношение, и, главное, то, что школа — православная.

— Да-да, это ведь важно, — вступает в разговор Мария. — У меня у самой на театральную деятельность было наложено табу. Еще папа в детстве говорил, что актеров вместе с самоубийцами хоронят за оградой кладбища. А когда увидела объявление о наборе сюда, мне голову и «сорвало»: православие, Станиславский, всё это вместе — надо было идти.

Епископское благословение

Когда Любовь Серебрякова, еще тогда, в Аргентине, стала прихожанкой православной церкви, она решила бросить театр: ведь она считала, что Церковь осуждает этот вид искусства. Однажды к ним на приход приехал епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Александр (Милеант).

— Я как считала: либо со Христом, либо с театром. Стала молиться, чтобы Бог меня вразумил, указал, что мне делать. Мысленно говорила Богу: если надо, чтобы я всё оставила и пошла за Тобой, я пойду. И вот сообщают: вас хочет видеть владыка. Как, что, почему? Подошла к нему под благословение, а он мне сразу и говорит: «Мне сообщили, что вы театральный режиссер». Я смутилась: «Так оставила уже это дело, ведь святые отцы против», — отвечаю. «Правильно, тот театр с Церковью был несовместим, — говорит мне епископ. — Всё дело в том, в чьих руках находится дело, Бога или диавола. Ни в коем случае не бросайте свою профессию. Я печалюсь, что старая и новая эмиграция не может найти языка меж собою. Может, их сплотит общий театр. Я молился, чтобы Бог послал мне театрального режиссера, и вот вы здесь».

А еще епископ предрек Любови Серебряковой, что, когда она вернется в России (хотя ни о каком переезде обратно на Родину она еще даже не думала), именно театр станет тем поприщем, на котором она будет служить Богу. Так и получилось.

О христианстве на подмостках

Педагоги

В театральной школе Санкт-Петербургской епархии помимо актерского мастерства преподают сценическое движение, сценическую речь, риторику и даже историософию культуры — естественно, что одному педагогу справиться с таким объемом невозможно.

Ирина Кучеренко, преподаватель историософии культуры, по образованию — театральный критик:

О христианстве на подмостках

— Я долго жила гуманистическим пониманием культуры, но со временем начала понимать, что гуманизм — это слабая попытка пересказать на свой лад Нагорную проповедь. Вся мировая культура в основе своей — христианская. И осмыслить её можно только именно так, поняв её христианские корни. Чем мы и стараемся заниматься.

На уроках историософии культуры ученики разбирают трагедию Софокла «Царь Эдип», стараясь понять различия между древнегреческим роком и христианским Провидением, «Фауста» Гёте, русскую литературу, пытаются разобраться в подоплеке ключевых исторических событий прошлого.

— Александр I, победитель Наполеона, создал Священный Союз России, Пруссии и Австрии, чтобы вести на европейском континенте политику, основанную на христианских ценностях. Как это похоже на современную политическую повестку дня!

О христианстве на подмостках

Татьяна Разонецкая, регент храма Андрея Критского в поселке Сергиево, преподает в Школе вокал — разве возможна театральная деятельность без постановки голоса? Прежде чем стать преподавателем, она пришла в Школу учеником — приходскому детско-юношескому центру как раз требовался театральный режиссер и педагог.

— Важно, что наша Школа готовит не только и не столько актеров, сколько режиссеров и преподавателей, — рассказывает Любовь Серебрякова. — Каждую субботу в миссионерском отделе епархии мы проводим уроки театральной педагогики. Там каждый ученик пробует себя в роли преподавателя — как теоретического материала, так и практического. Театральных педагогов не готовит сегодня практически никто, в театральных учебных заведениях нет такой специальности. Ими становятся по наитию. А ведь это наука, которой надо учиться.

Справка

В первый учебный год в Школе ставят притчи и небольшие пьески, где каждый пробует себя и в роли актера, и в роли режиссера, и, всегда, в роли педагога. На второй год учащиеся должны выбрать уже серьезное произведение (но не готовую пьесу), по которому они должны поставить к концу обучения выпускной спектакль: здесь ученики пробуют себя и в качестве сценаристов, ищут режиссерские решения для максимального раскрытия идеи произведения. Педагог же становится больше наблюдателем и, если понадобится, помощником.

По методу Станиславского

— Смотрите, как долго взрослые могут рассуждать и обдумывать, прежде чем начать действовать, — говорит Любовь Серебрякова, кивая на подмостки, где ученики эмоционально, размахивая руками, спорят, кто и как будет задействован в решении нового задания: продолжить на свой лад восточную притчу о сыне, отце и их ослике. — Дети же сразу начинают. Задача — чтобы и взрослые поступали так же. Только они об этом еще не знают.

Многие слышали о «застольном периоде» в творчестве Станиславского, когда он вместе с актерами сотни репетиций подряд изучал и анализировал пьесу, чтобы понять мотивы героев. Но игра от этого не стала достовернее. И тогда он предложил другой способ, названный им «методом действенного анализа», когда актер сразу же начинает действовать, и действовать от себя, как если бы происходящее с ним совершалось впервые здесь и сейчас.

Вот ученики на сцене изображают, разыгрывают ситуации с героями притчи: то сын едет на осле, то отец, то оба идут пешком, ведя животное за узду, — и всякий раз прохожие остаются недовольны их поведением: то «животное пожалейте», то «посмотрите, какого сына вырастили нерадивого». На этом, собственно, притча заканчивается, а от актеров требуется импровизация: отец садится на осла, а сын на отца, потом осла берут на руки, потом продают, потом сновапокупают, роли меняются, осел переходит от одного владельца к другому, а прохожие все так же недовольны и ворчат.

— Станиславский двадцать лет старался понять законы вдохновения, — говорит Любовь Серебрякова, — пытался постичь, почему сегодня актер играет свою роль бесподобно, а в другой раз — уже нет. Искал, расспрашивал, и пришелк выводу, что источником вдохновения служит действие. Но какое? По Станиславскому — правдивое. В нашей школе мы считаем, что оно должно быть еще и верным, основанным на христианских заповедях.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Россияне, называющие себя верующими, больше стремятся работать на власть Расширение возможностей игровых автоматов Вулкан Украинская прокуратура возбудила уголовное дело против Запорожской епархии УПЦ МП, поддерживающей Москву Какое зарядное устройство купить для АКБ автомобиля Семья пропавшей 36 лет назад девушки просит вскрыть могилу в Ватикане

Православная лента