Корсунская икона: тайна Христа и Церкви

22.10.2017 8:54 0

Корсунская икона: тайна Христа и Церкви

Что открывается нам в перекрестье рук, в теснейшем соприкосновении ликов Иисуса и Богоматери — размышляет Ольга Шульчева-Джарман.

Церковь словно склоняется над Чашей

Корсунская икона: тайна Христа и Церкви

Ольга Шульчева-Джарман

…Да, страждущий мир побежден тлением, все обречено и обрекается смерти. Но Христос – Иной и одновременно причастившийся до конца этому миру – стоит посреди его, свидетельствуя о Себе. И это дело и место Церкви – свидетельствовать о Христе посреди мира.

И здесь, в перекрестье рук, в теснейшем соприкосновении ликов открывается древняя и вечно новая тайна Христа и Церкви, о которой образами говорил великий апостол Павел (Еф.5:32).

Церковь словно склоняется над Чашей, образованной хитоном Сына Божия, возлюбившего Ее и отдавшего Себя за Нее. Чаша полна Божественного Вина, Божественной Крови – а длань благословляющая, которая является из исполненной «растворения вина» Чаши есть образ Евхаристического Хлеба, есть образ Самого Христа, тайно преподающего Себя Своей Церкви верных в несказанном и теснейшем общении.

И рука Богоматери простерта, чтобы принять Хлеб, сшедший с небес, чтобы вкусить его и не умереть вовек, не увидеть смерти.

И рука Сына Божия открывает мафорий, что сокрывает Лик Невесты, Церкви Его – и подкладка его сияет зарей нового творения. В Евхаристии руками Своими творит Христос Бог все новое.

Воды Чаши не неподвижны – это поток воды живой… Потоки воды живой бьют из чрева и Сына Божия, и Церкви Его – бьют ключом вверх, достигая вершины и открываясь ликом Христа Младенца, прижимающегося в лобзании любви к Матери – лобызающего Возлюбленную Свою Церковь, которая пьет Его воду живую и не жаждет вовек.

Тайная пища, и жизнь – у них как одно на двоих

И руки Невесты-Церкви смыкаются, обнимая Богомладенца – подобно тому, как смыкались они в трагическом изображении Положения Христа во гроб… «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песн.8:3). Здесь в Евхаристии открывается тайна Креста и гроба, которая, по слову преп. Максима Исповедника, является ключом к пониманию всех существующих в мире вещей, и открывается она именно в тайне Воскресения – тайне будущего века, как писал этот великий богослов и исповедник.

В тайне общения, «зрак в зрак» (оборот головы Спасителя напоминает нам слова псалма «и обращься оживотворил мя еси») Церковь и Христос смотрятся друг в друга. В оригинальном тексте Песни песней порой непонятно, какие местоимения обозначают Жениха, а какие – Невесту. Происходит сочетание неслиянное…
Да – воистину! – «Невеста достигла полноты благ имеет Возлюбленного и пребывает в Нем» (свт. Григорий Нисский).

Тайная пища, и жизнь таинственная и новая – теперь у них как одно на двоих.
Глаголет Сын и Возлюбленный: «Не Моисей дал вам хлеб в пустыне, но Отец Мой Небесный. И воду, которую я дам, пиющий не возжаждет вовек. Идите же в город, как самарянка, и благовествуйте о чуде и о воде живой».

Он питает так Церковь, главой которой Сам является. Соприкосновение ликов в лобзании открывает тайну этого главенства – не от мира сего. Совершается великое общение в тайне Евхаристии…

Корсунская икона: тайна Христа и Церкви

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

«И невеста, став от сего еще совершеннее, признает себя достойною явно увидеть лице Вещающаго, и от Него принять слово, не чрез других уже произносимое. …Ибо кто примыслит для блаженства что-либо большее сего — видеть Бога? Но и это, как составляет конец достигнутого прежде, так делается началом надежды высших благ. Ибо невеста снова слышит глас (…) начинается взаимное перехождение одного в другаго, и Бог бывает в душе, и душа также переселяется в Бога.(…) Ибо говорить невеста: Брат мой мне, и аз в Нем(…) Видишь ли, на какую высоту вступила невеста, по пророческому слову, приходя от силы в силу (Пс. 83, 8)? Она достигла, кажется, самого верха в надежде благ; ибо что выше сего — пребывать в Самом Любимом, и в себя восприять Любимаго?» (свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона, беседа 6).

И сия есть тайна – Христос в вас

И от полноты общения Христа и Церкви Его, от избытка сердца глаголят уста – так идите, благовествуйте! Младенец заключен в лоне Церкви, Он навеки с нами, Он – Эммануил, С-нами-Бог.

Посмотрите – уже время пришло! Из чрева вырываются потоки воды живой, оживляющие тварь «кроплением Божия крове» (канон в Неделю Ваий).

И сия есть тайна – Христос в вас (Кол.1:27-28) которой мы вразумляем всякого, и сила Его действует могущественно, привлекая всех, кого избрал и призвал Бог.

Но если в ком живет Христос,
То как же можно говорить,
Что он один и одинок?
Ведь пребывает со Христом
Сам Бог Отец и Дух Святой.
Так как же будет одинок
Тот, кто с Тремя соединен,
Как бы с одним, – ответьте мне?
Кто с Богом, тот не одинок,
Хотя бы он и жил один,
Хотя б в пустыне он сидел
Или в пещере пребывал.

(преп. Симеон Новый Богослов)

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Польский священник извинился за публичное сожжение книг про Гарри Поттера Англиканская церковь Австралии открестилась от результатов народного голосования по легализации однополых браков Константинополь отказывается разрывать общение с Русской православной церковью «Петербургский юристъ»: все виды юридической помощи Новый секс-скандал в Ватикане: 40 священников заказывали себе эскорт-услуги для геев через мессенджер WhatsApp

Православная лента