Доктора Фридриха Йозефа Гааза, посвятившего свою жизнь служению беднякам и арестантам в православной России, причислили к лику блаженных. Процесс беатификации длился 20 лет, и 6 мая в кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве прошла церемония закрытия епархиальной стадии этого процесса. В России Гааза давно почитают как "святого доктора", на его могиле на Введенском кладбище даже в советские годы можно было увидеть свежие цветы.
Мессу провел католический митрополит архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци, сообщает DW.
Фридрих Йозеф Гааз родился в 1780 году в городе Бад-Мюнстерайфель под Кельном, на территории Пруссии, в семье аптекаря. Гааз получил степень доктора медицины в Венском университете и в 1806 году приехал в Россию по приглашению князя Репнина для лечения его супруги. Вскоре доктор Гааз стал самым популярным врачом Москвы, посещавшим и дворцы, и самые бедные жилища. Уже через пять лет доктор Гааз смог купить дом на Кузнецком мосту, разъезжал в собственном экипаже, запряженном шестеркой лошадей, и купил суконную фабрику.
Однако вскоре Гаазу предложили стать вице-президентом созданного комитета попечительства о тюрьмах, затем главврачом московских тюрем, и его жизнь с тех пор полностью изменилась. Его целью стала борьба за улучшение содержания арестантов, благодаря его усилиям в 1832 году открылась первая в России тюремная больница, в 1836-м - школа для детей арестантов.
Кроме того, Гааз добился освобождения от кандалов стариков и больных, упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 10 ссыльных, следовавших в Сибирь, а также отмены бритья половины головы у женщин-арестанток.
В России Фридрих Гааз сменил имя и стал Федором Петровичем, в народе его прозвали "святым доктором": он потратил все свое состояние на благотворительность и умер в бедности в 1853 году в Москве.
Отметим, что митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин), в 2007 году занимавший должность председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата, рассказывал, что "для православного русского человека Федор Петрович Гааз - это святой человек. Свидетельство тому - то, что его почитают".
"Студентами московских духовных школ мы приезжали на Введенское кладбище, потому что слышали от профессоров призывы посетить его могилу и поклониться его делам, воплотившим учение Евангелия", - вспоминал православный иерарх. По его словам, Русская православная церковь не может причислить Гааза к лику святых в силу того, что он был католиком, а "у нас нет евхаристического общения с Римско-католической церковью".
В мае 2013 году российский писатель Александр Нежный, отдавший много лет собиранию документальных свидетельств о докторе Гаазе, высказывал надежду, что процесс беатификации доктора Фридриха Йозефа Гааза будет завершен во время понтификата Папы Франциска, что и произошло.