Историки назвали убийство слабых младенцев в Спарте мифом

08.02.2022 2:51 0

Историки назвали убийство слабых младенцев в Спарте мифом

Археологические и исторические данные свидетельствуют, что древние греки не избавлялись от детей, родившихся с нарушениями или просто слишком слабыми, а заботились о них.

Древняя Греция — а особенно Спарта — всегда описывается как крайне суровое общество, ориентированное на развитие физической силы, выносливости и ведение войн. Всем известно, что болезненных и увечных младенцев спартанцы даже не старались выхаживать, просто сбрасывая их со скалы. Однако это представление, по-видимому, всего лишь легенда, не находящая надежных подтверждений. К такому выводу пришла Дебби Снид (Debby Sneed), историк из Университета штата Калифорния в Лонг-Бич, статья которой опубликована в журнале Hesperia.

Сюжеты о детоубийстве среди спартанцев можно проследить как минимум до Плутарха. В жизнеописании Ликурга он писал: «Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Поколения историков принимали это как данность, хотя Плутарх и писал о событиях, происходивших за сотни лет до него. Тем не менее инфантицид строго табуирован в большинстве сообществ, и греки тут вряд были исключением.

Некоторые историки активно доказывают, что утверждение Плутарха было неверным, и в Спарте, как и других государствах Древней Греции, слабых и больных детей все же старались выхаживать, а не уничтожать. Так, в начале 2000-х археологи провели раскопки близ той самой вершины, с которой, по легенде, сбрасывали «неправильных» младенцев, не найдя никаких останков детей, только взрослых. Многочисленные детские останки были найдены в окрестностях Афин, однако детальный анализ показал, что все они, по-видимому, умерли в силу естественных причин, во время родов или вскоре после: младенческая смертность в Древней Греции была высокой и без дополнительного вмешательства.

Более того, среди этих скелетов нашелся и один, сохранивший следы тяжелой гидроцефалии, скопления жидкости в головном мозге. Такое нарушение ведет к деформации черепа и явно заметно с рождения, и тем не менее, младенец прожил шесть-восемь месяцев, прежде чем умер, все это время получая уход и заботу. Дебби Снид приводит и другие аргументы в пользу большей гуманности древнегреческого общества. В частности, она упоминает запись неизвестного медика того времени, который около 400 года до нашей эры описывал уход за людьми «сухорукими с рождения» — то есть такими, инвалидность которых была очевидна еще в младенчестве, но которые тем не менее доживали до взрослого возраста.

Кроме того, бутылочки с горлышком, которые археологи обнаруживают по всей Греции, сохранили следы детских зубов и, по мнению Снид, могли использоваться для выкармливания младенцев с «заячьей губой» — расщепленным небом. Наконец, древнегреческое искусство и хроники время от времени изображают взрослых персонажей с тяжелыми врожденными нарушениями. Так, одна нога Агесилая II была короче другой, приводя к серьезной хромоте, что не помешало ему стать спартанским царем.

Источник: ufospace.net

The post Историки назвали убийство слабых младенцев в Спарте мифом first appeared on X-Digest.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

РПЦ анонсировала образовательную программу по основам нравственных ценностей для детсадовцев Полуголая активистка Femen задержана полицией Ватикана за попытку выкрасть Младенца Христа из вертепа (ВИДЕО) Быстрая накрутка лайков на Ютубе В Бразилии суд разрешил мусульманке сфотографироваться на водительские права в хиджабе В Орловской области запретили служить настоятелю скита, изрезавшему собаку на глазах подростка

Православная лента