Fox 26 Ноября 2021
Незадолго до того, как Ури Геллер стал фактическим синонимом слова "экстрасенс", мастерски сгиная ложки, в США был известен еще один человек с очень необычными суперспособностями.
Звали его Тэд Сериос (Ted Serios) и он прославился тем, что якобы мог переносить на фотопленку образы, создаваемые в его собственной голове.
Сериос называл эти снимки мыслеграфиями (Thoughtographer) и обычно делал их с помощью моментальных фотоаппаратов Polaroid.
Сериос работал посыльным, но в какой-то момент его эксперименты с мыслеграфиями стали занимать все его рабочее время и он уволился. Непонятно, на какие деньги он жил и как он вообще додумался до идеи мыслеграфий, но известно, что однажды о нем услышал психиатр Жюль Эйзенбуд из Денвера.
Как правило, сеанс начинался с того, что Тэд Сериос приходил в необычное состояние (он также употреблял алкоголь). Потом он брал небольшую трубку, прикладывал ее к фотокамере, потом направлял себе на лоб и делал снимок.
Чаще всего из фотоаппарата выползала полностью черная или серая карточка, на которой ничего не было, но иногда на ней можно было рассмотреть какие-то образы или предметы. В редких случаях достаточно хорошо идентифицируемые.
За те три года, что Эйзенбуд изучал странный дар Сериоса, тот провел очень много сеансов мыслеграфии и получал немало карточек с четким изображением. Это полностью убедило Эйзенбуда, что перед ним настоящий экстрасенс, а не мошенник.
В 1967 году Эйзенбуд выпустил книгу под названием "Мир Теда Сериоса: Мыслеграфические исследования необычного разума".
"Когда он собирался сделать снимок, он, казалось, быстро входил в состояние интенсивной концентрации, с открытыми глазами, сжатыми губами и весьма заметным напряжением его мускульной системы.
Его конечности обычно слегка дрожали, как при легком параличе, а ступня его скрещенной ноги иногда начинала конвульсивно подергиваться вверх и вниз. Его лицо покрывалось пятнами и кровью, на лбу выступали вены, глаза наливались кровью", — так там описывалось состояние Сериоса.
Одновременно Сериос выпивал банку пива или куда более крепкие напитки.
Эйзенбуд провел с Сериосом немало тестов, а чтобы исключить попытки обмана, приглашал на них различных экспертов, в том числе профессоров в области математики, химии и психологии.
На одном из своих сеансов мыслеграфии Сериос попросил участников самим предложить ему тему для нового фото. Дочь доктора, в доме которой они в тот день находились, предложила ему "заснять" здание церкви, находящейся на территории Римского университета, где она планировала дальше учиться. У нее была с собой папка с фотографией этого здания и она показала ее Сериосу со своего места.
Через пару минут после этого Сериос создал мутноватое фото, на котором можно было с большим трудом, но все-таки разобрать что-то, похожее на купол римской церкви.
Его изображения практически всегда были очень размытыми, так что критики легко обвиняли его в дешевых подделках и использовании свойства людей видеть что-то определенное в наборе пятен и линий (парейдолия).
Несмотря на книгу и веру Эйзенбуда в сверхъестественные силы Сериоса, критики было так много, что вскоре почти все стали игнорировать Сериоса, обзывая его шарлатаном.
В статье октябрьского выпуска журнала Popular Photography за 1967 год утверждалось, что Сериос обманывал публику, вставляя некий объект, возможно, небольшой кусок обычной фотографии в свою трубку, чтобы потом заснять его Полароидом. Про существование подобного трюка журналистам рассказали два фокусника.
Эйзенбуд не одобрил это заявление и в качестве ответа он быстро предложил вызов:
"Настоящим я заявляю, что если перед любым компетентным жюри научных исследователей, фотографов и фокусников любой выбранный ими человек может любым обычным способом или комбинацией способов воспроизвести в аналогичных условиях спектр явлений, созданных Тэдом, я должен буду (1) отказаться от всей дальнейшей работы с Тэдом, (2) скупить и публично сжечь все доступные копии "Мира Тэда Сериоса", (3) разместить мое фото в "Колпаке Дурака" на всю страницу в Popular Photography, и ( 4) всю оставшуюся жизнь проводить свое свободное время, продавая людям подписку на этот удивительный журнал. Никаких временных ограничений не предусмотрено".
На этот вызов быстро откликнулся Джеймс Рэнди, также известный как Удивительный Рэнди, который прославилсятем, что много лет разоблачал всевозможных шарлатанов. Однако ему сообщили, что "аналогичные условия" означают, что он будет "внутри клетки, голый, на значительном расстоянии от фотокамеры, к которому ему никогда не позволят дотронуться, и ему также придется напиться, как делал Сериос. После этого Рэнди отказался.
Журналисты New York Times также не поверили Сериосу. В своей рецензии на книгу от 14 мая 1967 года они высмеивали эксперименты Эйзенбуда, говоря, что доктор "похоже, мало понимает, что такое эксперименты, и меньше любит строгость и методологические тонкости реальных научных исследований".
Один наблюдатель по имени Нил Рут, присутствовавший на тесте Сериоса в 1966 году, согласился с выводами журнала Popular Photography и подробно рассказал, что именно он видел:
"На вечер, в котором участвовал я, собралось семь гостей, по словам доктора Эйзенбуда, типичное число для группы наблюдения за демонстрацией. Каждого гостя попросили принести не менее пяти упаковок с пленкой для Polaroid.
Далее десятки снимков были сделаны двумя камерами, принесенными доктором Эйзенбудом. Сериос подносил к объективу камеры то, что он называл "вещицей" (черную бумажную трубку диаметром около 3 см и длиной 4 см). Он кричал непристойности, корчил лицо и иногда кричал: "Сейчас!" — сигнал для того, кто держал камеру, нажимать на кнопку.
Он быстро стал довольно пьяным и неприятным. Доктор Эйзенбуд часто его ругал, но все равно продолжал подавать пиво Сериосу. Безумие продолжалось. Вечер продолжался. Но до сих пор из множества проявленных изображений не возникло никаких мыслеграфий.
Затем, что удивительно, после пяти долгих часов сеанса появились три странных изображения (после одной минуты на обработку каждой карточки). Вместе с двумя камерами он произвел шесть размытых изображений, не связанных с окружающей обстановкой в комнате. Я был озадачен.
Он часто демонстрировал нам свою трубку, чтобы мы могли видеть, что она пустая, но в пьяном виде он однажды дал промашку и когда он размахивал руками и кричал, я увидел, что в его трубке отражался какой-то блестящий объект".
Естественно, что сам Сериос всегда считал свои способности подлинными. В статье журнала Life от сентября 1967 года писатель Пол Уэлч так рассказывал о нем:
"Он был человеком целеустремленным. У него было то, что он мог сделать хорошо, и он хотел, чтобы кто-нибудь объяснил ему как у него это получается. Он хотел контролировать это, чтобы постоянно получать картинки (они выходили у него очень редко), чтобы сделать свои способности полезными.
Он думал, например, что сможет шпионить за советскими ракетными объектами для армии США. Но прежде всего он хотел перестать доказывать всем, что он не шарлатан и что все это по-настоящему.
"Если это неправда, — возражал он, — почему я не могу делать это все время? Если бы это был трюк, я бы мог легко на этом заработать много денег. Я мог бы пойти в ночные клубы или выступать по телевизору".
В конце концов Сериос в самом деле пошел на ТВ, правда было это уже в 1985 году. Он выступил в эпизоде шоу "Мир странных способностей" Артура Кларка . Однако в этом шоу он не смог повторить свой "трюк".
Если его способности и в самом деле были реальными и для получения мыслеграфий ему просто требовалось очень много подходящих условий, то наше общее представление о природе вселенной, безусловно, потребует кардинального пересмотра.
The post Загадочные мыслеграфии Тэда Сериоса first appeared on X-Digest.