Неизвестные страницы ленинградской блокады

23.07.2021 5:15 0

Неизвестные страницы ленинградской блокады

Блокада составила собой целую эпоху в истории Ленинграда, эпоху героическую и трагическую, многие страницы этой драматической эпопеи широко известны, а некоторые любопытные факты так и остались достоянием узкого круга историков. Сегодня наш рассказ именно об этих малоизвестных эпизодах из блокадной истории…

Как охраняли Дорогу жизни

Всё существование ленинградцев в блокадную зиму 1941-1942 годов зависело от знаменитой Дороги жизни — автомобильной трассы, проложенной по льду Ладожского озера. Естественно, немцы не собирались сидеть сложа руки и наблюдать, как у них под носом происходит доставка продовольствия в осаждённый город. Поначалу они пытались бомбить трассу, но желаемого результата не получилось: бомбы пробивали лёд и разрывались на дне, а взрывная волна взломать лёд не могла. Образовавшиеся от бомб полыньи работники дорожно-комендантской службы тут же отмечали длинными шестами с еловыми ветками на концах. Водители машин их замечали издали и благополучно объезжали.

Тогда немцы решили прибегнуть к помощи диверсионных групп. В одну из январских ночей 1942 года две роты немецких лыжников в белых маскировочных халатах совершили вылазку вглубь Ладожского озера. Под прикрытием снежной пелены им удалось продвинуться вглубь озера на несколько километров и выйти на трассу. Однако здесь они были обнаружены и после короткого боя обращены в бегство. Эта вылазка показала, насколько реальна угроза для Дороги жизни со стороны диверсантов противника. Поэтому советское командование сразу же выделило специальную часть по охране дороги. Вдоль трассы установили пулемётные точки, прикрытые ледяными блоками и снегом.

Условия обороны на открытой ледяной поверхности были исключительно тяжелы: Предстояло провести несколько часов дежурства в практически неподвижном положении, лёжа возле пулемёта. Чтобы помочь солдатам выдержать лютую стужу, им выдавались толстые соломенные маты, которые они подкладывали под себя. А в карманы униформы бойцы клали специальные химические грелки. Все это позволило хоть как-то смягчить воздействие столь суровых климатических условий.

Где в блокадном Ленинграде брали табак?

Осенью 1941 года перед руководителями обороны города встала неожиданная проблема. Дело в том, что, кроме продуктов питания, солдаты Ленинградского фронта ежедневно получали 20 граммов махорки или 10 граммов табака на человека. Курево для бойцов на фронте являлось незаменимым средством коротать время и преодолевать однообразие окопного быта. Солдаты даже перебои в питании переносили легче, чем отсутствие табака хотя бы на самое короткое время. И вот ко всем невзгодам, выпавшим на долю защитников, свалилось ещё одно несчастье — запасы табака подходили к концу. Оставить бойцов без курева — этого допустить было нельзя!

С целью экономии табака интендантству разрешалось по желанию солдат производить замену: 300 граммов табака на 300 граммов сахара или конфет. Однако успеха такой обмен не имел. Конечно, эрзац-табак при курении трещал в «козьей ножке», словно туда подсыпали пороху, и оставлял во рту неприятное ощущение — но всё же желающих сменить табачное довольствие на кондитерские изделия оказалось очень мало.

Поэтому в городе срочно стали искать суррогаты для примешивая к оставшимся запасам табака. На пивоваренных заводах обнаружили 27 тонн хмеля, который полностью использовали как примесь к табакам. Под полами цехов фабрик собрали табачную пыль и тоже использовали её как никотинную «приправу».

Затем в табак стали добавлять опавшие листья осины, берёзы, дуба, клёна и других деревьев. Практика показала, что наиболее приемлемыми для курения являются листья клёна. Сбор листьев производился ленинградскими школьниками. Всего ребятишки собрали около 80 тонн листьев. Смешанные в определённых пропорциях с хмелём и табачной пылью листья деревьев напоминали курильщикам вкус натурального табака. Таким образом, удалось полностью решить проблему с обеспечением солдат куревом…

Американские горки спасают ленинградские сады

Зимой 1941 года не только голод мучил ленинградцев. Острый недостаток продовольствия усугублялся жестокими морозами. Были отключены водопровод, канализация, паровое отопление, электроэнергия — не было топлива! К началу декабря ситуация была близка к критической. Нужно было принимать решительные меры…

10 декабря 1941 года главного архитектора Ленинграда Николая Баранова вызвали в Смольный и поставили неожиданную задачу. Необходимо было срочно подготовить предложения о том, в каких садах и в каком количестве начать вырубку деревьев. Баранов опешил: «Но ведь сады и парки строит время. То, что мы вырубим сегодня, удастся восстановить только через 50-70 лет!». Архитектору не верилось, что нет никакого другого способа решить эту проблему. Он попросил время подумать. И ему пошли навстречу: «Пожалуйста, думайте, ищите варианты. Но через двое суток мы ждём от вас конкретных предложений, где взять 200 тысяч кубометров дров». Выйдя из Смольного, Баранов стал напряжённо размышлять. Неужели все же придётся вырубать знаменитые ленинградские сады и парки?

И тут его внимание привлёк столб дыма, поднимавшийся в небо на окраине города, — горели какие-то деревянные постройки, подожжённые немецким артобстрелом. Архитектора вдруг осенило! Он вспомнил, как ещё в начале блокады горел аттракцион «американские горки» в саду возле зоопарка. Но ведь в парках и садах находятся десятки никому сейчас не нужных деревянных построек — эстрадные площадки, аттракционы, киоски, летние театры, рестораны. Вот откуда можно взять недостающую древесину!

Баранов немедленно отправился в архитектурно-планировочное управление, собрал сотрудников и разъяснил задачу. Был немедленно составлен перечень всех деревянных объектов, находящихся в ленинградских садах и парках — в первую очередь в цпкио, Таврическом саду, Екатерингофском парке. Двое суток в заледеневших комнатах, не снимая пальто и шапок, архитекторы готовили материалы для доклада городскому руководству.

К назначенному сроку Баранов принёс в Смольный всю необходимую документацию. Оказалось, что за счёт разборки пустующих деревянных построек можно получить 400 тысяч кубометров дров — в два раза больше, чем требовалось! Ленинградские парки были спасены.

Уникальный трубопровод

Вопрос с недостающей древесиной для отопления ленинградских домов и учреждений удалось решить с помощью разборки различных деревянных построек. Но танки, самолёты, автомобили дровами не заправишь. Войска Ленинградского фронта настоятельно требовали горючего: бензина, мазута, керосина, дизельного топлива. Как доставить это все в осаждённый Ленинград?

Пока не кончилась осенняя навигация по Ладоге, горючее заливали в железные бочки и отправляли на сухогрузных баржах. Это был весьма трудоёмкий процесс, а главное — таким образом можно было доставить лишь очень незначительное количество горючего. На Ленинградском фронте был введён жёсткий лимит на расходование топлива. Начальник тыла Ленинградского фронта генерал Лагунов сам лично утверждал распределение горючего по боевым частям фронта. Счёт шёл каждому литру бензина.

Зимой, когда наконец-таки стала функционировать ледовая Дорога жизни, положение с горючим несколько улучшилось: бочки с топливом доставляли на грузовых машинах. Но этого топлива хватало, что называется, «впритык». А главное, уже тогда начинала тревожить мысль о будущем: ведь ледовая дорога просуществует самое большее до конца апреля. Как завозить горючее после вскрытия Ладоги?

Поэтому в апреле 1942 года городское руководство приняло смелое решение — проложить по дну Ладожского озера стальной трубопровод для перекачки нефтепродуктов.

Решение это было действительно неординарным. Предстояло проложить трубопровод длиной более 20 километров на глубине до 13 метров. И всё это в непростых климатических условиях весенней оттепели и под непрерывным огнём противника (2 километра от передовой!). И эта фантастическая задача была решена, причём в рекордные сроки — все работы были выполнены за 43 дня!

В июне 1942 года трубопровод вступил в строй. По нему в город попеременно перекачивали различные виды горючего: автомобильный бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Рядом с трубопроводом был проложен и электрический кабель, по которому в город подавалась электроэнергия. Теперь топливная проблема для Ленинграда перестала существовать…

Ленинградский метроном

Иногда приходится слышать недоумённые вопросы молодых петербуржцев: в чём смысл так называемого ленинградского метронома? Почему его стук стал одним из символов блокады? Зачем вообще надо было передавать по радио стук метронома?

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено около 1500 громкоговорителей. С их помощью информировали население о налётах и воздушной тревоге. В перерывах между обстрелами и бомбёжками по постоянно включенному радио раздавался мерный стук метронома. Это означало, что все спокойно. Но как только начинались бомбёжки, этот звук заменяла сирена. Неудивительно, что стук метронома, постоянно раздававшийся на улицах города, стал своеобразным символом тех страшных дней.

Блокадный трамвай

8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. Какое-то время спустя отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам. Однако 3 января 1942 года подача электроэнергии прекратилась полностью. 52 трамвая так и застыли на заснеженных улицах — на том месте, где их застало отключение электричества. Примерно столько же было и обездвиженных троллейбусов.

Очень быстро эти брошенные транспортные средства покрылись толстым слоем снега и льда. Заледеневшие трамваи и троллейбусы на пустынных улицах Ленинграда стали одним из самых узнаваемых образов блокады.

Зато возобновление движения трамваев стал для ленинградцев настоящим праздником. Это был знак того, что все самое страшное уже позади — Ленинград выстоял! Город жив и будет жить — назло врагу!

Вот что рассказывали об этом со — бытии очевидцы:

«Иду по Невскому к Дворцовой площади. И вдруг откуда-то издалека доносится трезвон. Почудилось? Нет! Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога её то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили! Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных…».

А одна из водителей такого блокадного трамвая вспоминала:

«Для измученных блокадой людей это был настоящий праздник. И не передать, как со слезами на глазах встречали они первые ожившие вагоны. Я помню, села на «семёрку», через весь город под обстрелами повела поезд. И с этого дня, несмотря ни на что, возила вместе с людьми какое-то общее особенное торжество жизни, радость обновления».

Источник: salik.biz

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Игорные законы: мировые перспективы и вызовы Ассортимент оборудования для непрерывной подачи электричества Челябинский иерей причиной пенсионной реформы назвал аборты, а его коллега пеняет на стремление россиян к красивой жизни В храмах Московского патриархата приостанавливают молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея СБУ проводит обыск у наместника Киево-Печерской лавры в связи с "разжиганием вражды"

Православная лента