Он ни разу не был ранен в бою. Хотя битв у грозного завоевателя, прозванного Бич Божий, случилось великое множество. И ни меч, ни копьё, ни палица так и не коснулись Аттилы. Смерть пришла к нему ночью, после пиршества по случаю его женитьбы на бургундской принцессе Ильдико, не дав жениху даже вкусить любовных утех. Не выдержало сердце царя. Жестокое, оно растаяло от любви к юной деве и остановилось.
«Где стол был яств…»
Царь Аттила умер в своём военном лагере в римской провинции Паннонии (ныне — часть Венгрии). Это был 453 год от Рождества Христова. И 20-й год правления дерзкого гунна, сумевшего пройти из глубин Азии аж до самой Италии, на восемь веков предвосхитив стремительный натиск Батыя на Европу.
Внезапно покинувшего этот мир новобрачного решили похоронить с подобающими почестями. И похороны было на что организовать. Несметные сокровища награбили гунны за время своего долгого боевого пути, особенно в Европе.
Ведь даже после того, как полководец Аэций в 451 году на Каталаунских полях сумел нанести гуннам поражение, византийский император Феодосии II послал Аттиле дань — около 950 килограммов золота. Слишком уж силён был завоеватель, чтобы одна неудача остановила его! Да и сам папа римский Лев I отправил предводителю гуннов несколько гружённых золотом возов, когда за год до его смерти войска Аттилы пришли к Риму и встали на холмах перед городом. А сколько было у гуннов «неофициального» золота, просто добытого ими в боях и при разграблении богатых поселений!
Великого вождя погребли в трёх гробах. Внутренний, с телом Аттилы, был окован золотыми пластинами, следующий — серебряными, а третий, внешний, — железными. И в это вкладывался особый смысл.
Золото символизировало Свет Высший, тот самый разумный луч, или дух, что бессмертно обретается во всякой тленной оболочке. Серебро говорило о том мире, куда попадает душа после смерти и пребывает там до тех пор, пока не настает время её нового воплощения. Ну, а железо представляло наш мир — грубый, кровавый, «воистину железный».
Царь не зря водил дружбу со многими кудесниками и мудрецами, слава о которых шла от реки Итиль (ныне — Волга) — отсюда возникло и само имя Аттилы — до берегов Адриатического моря. В те легендарные времена великий завоеватель считался ещё и главным жрецом, духовным предводителем народов, коих рядом с гуннами пребывало великое множество. Даже германцы явились в ряды азиатского кочевника.
Пропавшее погребение
Со смертью вождя конгломерат племён и народов потерял свою внутреннюю крепость. Год спустя погиб в бою и старший сын Аттилы, наследник гуннского престола Эллак. Гунны стремительно откатывались на восток, теряя по пути скот, оружие, золото и даже целые племена, некогда примкнувшие к ним.
Однако главная царская сокровищница была спрятана от людей в надёжном месте. Но в каком же? Этим вопросом задались ещё первые кладоискатели, которые бросились на место захоронения Аттилы, как только войска оттуда ушли. Самая первая версия искателей сокровищ гласила: клад погребён вместе с его владельцем.
Казалось бы, найти могилу не составит труда. Ведь там не прогоняли несколько раз табун в 10 тысяч коней, как впоследствии это сделали на месте погребения Чингисхана.
Однако ничего не получилось. Будто сами боги гуннов напустили какой-то дурман на алчущих царского золота.
Хроника, написанная 100 годами позже, утверждает, что Аттила был похоронен в стремнине реки Тисы, там, дескать, и надо искать его могилу. Ныне не так далеко от этого места стоит красивый город Будапешт, столица венгров, ведущих свою родословную как раз от гуннов — основной части войска Аттилы.
Знаете ли вы что…
При реставрации синагоги в Брянске были найдены старинные молитвенники. Написанные на трёх языках: древнееврейском, идиш и арамейском, они пролежали в земле полторы сотни лет, но при этом хорошо сохранились.
На берегах Итиля?
Венгры вернулись к Тисе 500 лет спустя после смерти Бича Божьего. И привёл их Арпад — тоже великий вождь. По преданию, он возил с собой саблю Аттилы. Выходит, её не положили, как это следовало сделать по обычаю, в могилу усопшего царя? Следовательно, если только сокровища не были поделены и растрачены, их надо искать где-то на берегах Волги и Камы?
Теперь эта сабля, украшенная золотым тиснением и рельефом, хранится в Вене, в Государственной сокровищнице Австрии. Но дело в том, что «саблей Аттилы» она стала называться лишь в XI веке, в хрониках уже вполне европеизировавшихся венгров-христиан. Так что она не может служить той стрелкой, которая указывает в сторону Поволжья, где, вероятно, скрыт клад.
«Среди долины ровныя…»
В конце XVIII века близ села Надь-сентмиклош (сейчас — Сан-Николау-Маре), расположенного вблизи румыно-венгерской границы, был обнаружен очень древний клад, состоящий из украшенной золотой посуды — 23 предметов. И, согласно новейшим исследованиям, надписи, вплетённые в орнаменты посуды, представляют собой рунические тексты на венгерском языке, возраст которых насчитывает тысячу лет.
Так что клад, несмотря на почтенный возраст и на то, что в народе его называют «кладом Аттилы», всё-таки на несколько веков моложе разыскиваемых сокровищ, да к тому же и существенно беднее.
Современные венгерские учёные утверждают, что захоронение гуннского вождя находится к юго-востоку от нынешнего Будапешта, на высоком холме посреди большой равнины. Неизвестно, правда, какой. Но есть версия…
Аттила-Этцель и Ильдико-Кримхильда
В огромной армии Аттилы было немало воинов из разных германских племён. Ведь и последней невестой Бича Божьего была бургундка.
Это обстоятельство нашло своё отражение и в эпосе германцев — «Песни о Нибелунгах». Композитор Рихард Вагнер в своё время написал оперу, основанную на сюжете эпоса, и назвал её «Золото Рейна».
Одна из центральных фигур «Песни о Нибелунгах» — король Этцель, самый могучий властитель тогдашнего мира. А значит, Этцель был и богаче всех, потому что нажил богатство по праву самого сильного — это неоспоримый закон жизни древних германцев. К тому же ономастика — наука об именах собственных — утверждает, что Этцель — германская интерпретация имени Аттила.
И вот, овдовевший Этцель посылает вестников к Кримхильде, вдове Зигфрида, с предложением стать его женой.
Имя героини эпоса перекликается с именем реальной невесты Аттилы: Кримхильда — Хильда — Ильдико. Возможно, Ильдико — это просто уменьшительная форма от Кримхильды.
В дело вступают нибелунги
Однако надо учесть, что «Песнь о Нибелунгах» была написана через семь веков после смерти Аттилы, когда в народной памяти действительные события претерпели большие изменения. К тому же и то, что ещё помнилось, автор преобразует согласно законам жанра, требующим от сюжета сказочности и романтичности. Но там, где выигрывает поэзия, зачастую теряет история. Текст эпоса нельзя понимать буквально, а надо, подобно археологу, из обильной и щедрой почвы вымысла попытаться извлечь осколки и черепки реальных событий.
В «Нибелунгах» рассказывается о том, как Зигфрид, муж Кримхильды, похитил клад у нибелунгов, чудесных и могучих карликов. И это не должно смущать исследователя: конечно же, за 700 лет клад должен был стать волшебным в народном воображении.
Но, продолжает автор, славному герою-похитителю не пришлось долго владеть сокровищами. Он погиб, и тогда короли — братья Кримхильды — перенесли клад на корабль и повезли вверх по Рейну. И «как бы щедро ни тратили его, он не становился от этого меньше ни на одну монету…».
Но пришла нужда братьям на время покинуть родную землю, и они взяли с собою всех своих самых преданных и лучших соратников. И лишь коварный Хаген отказался с ними ехать: было у него своё на уме. Воспользовавшись отсутствием королей, он тайно опустил клад на дно Рейна. Но что же случилось в действительности?
Отшелушив красивый вымысел, можно получить такие «зерна» реальности: возможно, и в самом деле в войске Аттилы был некий хитрый германец, сумевший с приятелями, такими же отважными авантюристами, завладеть сокровищем царя, как только тот отправился на небеса (а уж сделать этого похитителя мужем Ильдико в эпосе сам Бог велел.) Но потом кто-то один из всей честной компании украл клад у своих товарищей и увёз на берега Рейна.
Так что «золото Рейна» вполне может и не иметь кавычек, а в самом прямом смысле слова лежать на дне великой реки.
Могила-то царя наверняка находится где-то в Венгрии, а вот его клад… Где он? На дне Тисы? На дне Дуная? Или Рейна? А может, все же там, на берегах Итиля-Волги? Пока на этот вопрос нет ответа.
И всё-таки, одно сокровище, и, быть может, главное, давно найдено — это удивительное переплетение культур, начало которому положено в эпоху великого переселения народов. Сей клад оказался невероятно богатым и большим, потому что продемонстрировал всю мощь объединения разных верований и культурных пластов: от древнего Итиля до Рейна и Дуная. Один из плодов этого объединения — «Песнь о Нибелунгах», которая, в свою очередь, породила могучую музыку Вагнера и целое направление в западноевропейской культуре.
И все мы, живущие в разных концах Европы, черпаем из этой сокровищницы. Она же, несмотря ни на что, «не становится ни на монетку меньше».
Источник: salik.biz