Жители Самарской области не только в прежние, но и в нынешние времена не раз сталкивались с таинственными и непонятными явлениями, природа которых для ученых до сих пор остается неясной. Некоторые из них остались в памяти народа в виде сказаний и быличек.
«Человек-филин» над рекой Усой
Одним из мест Самарского края, очень привлекательным для исследователей аномальных явлений, по сей день остается урочище Гремячее – горный массив в Сызранском районе, который находится близ села того же названия.
Человек-филин – рисунок очевидца.
Здесь, на самой окраине Жигулевского горного вала, находится исток реки Усы, которая довершает Самарскую Луку до почти полного водного кольца. Здешние горы по высоте уступают только самым высоким вершинам Жигулей, а на их склонах между причудливыми скалами-останцами еще в незапамятные времена образовалось множество пещер, карстовых воронок и провалов, из которых бьют родники. Вот с этими-то местами и связано множество легенд и мифов, выводящих исследователей на еще одну таинственную подземную расу.
Согласно местным преданиям, в здешних пещерах вот уже много тысяч лет живет карликовый народ, который здешние чуваши называют «уйбеде-тюале». Это словосочетание можно перевести как «человек – мохнатая обезьяна», а также как «человек-филин». Говорят, что даже в наше время эти странные существа хоть и редко, но все же встречаются людям в здешних горах. Представьте себе карлика ростом не выше пупка среднего человека, но с огромными глазами и с лицом, покрытым не то шерстью, не то перьями. Понятно, что кто-то из числа встретивших такого «ужастика» называл его обезьяной, другие – филином. Вот так у чувашей и появилось имя этого загадочного подземного народа.
«Чудь подземная»
Еще одно не менее загадочное явление Рачейского бора (который расположен в Сызранском районе Самарской области) выглядит следующим образом. По рассказам местных жителей, над урочищем Гремячее по сей день иногда можно видеть странные огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком. Говорят, что те из сельчан, которые прожили здесь два-три десятка лет, хотя бы раз в своей жизни видел это загадочное явление. По-чувашски их именуют «патавка-бусь», что как раз и означает «огненный шар».
Как рассказывал собирателям фольклора один из очевидцев этого явления, «патавка-бусь» обычно летает медленно и недалеко от поверхности земли. Но самая невероятная часть этой легенды гласит, что эти огненные шары могут… превращаться в человека! Якобы сельчанам известны конкретные случаи, когда такие воплощенные в людей мужского пола пришельцы приходили в деревню, где они… сожительствовали с местными женщинами! А дети, родившиеся от этого странного брака, либо умирали, либо быстро превращались в легендарных подземных человечков «уйбеде-тюале».
Очень интересны былины о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и так же внезапно исчезающих. О них говорится, что эти белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья».
Другая группа мифов и легенд касается подземелий Жигулевских и Рачейских гор, которые для ученых и по сей день остаются настоящей «терра инкогнита». В частности, очень интересны былины о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и так же внезапно исчезающих. О них говорится, что эти белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья».
По рассказам местных жителей, над урочищем Гремячее по сей день иногда можно видеть странные огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком, которые могут превращаться в людей.
А в легенде о бессмертном Иване Горном (чей образ переплетается с образом Степана Разина), записанной в середине XIX века известным самарским собирателем фольклора Дмитрием Садовниковым, эти существа именуются «чудью подземной». Местные жители описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.
«Фата-моргана» и исчезающее озеро
А еще почти во всех местных легендах говорится о призрачных дворцах или башнях, рассказы о которых «красной нитью» проходят через многие народные предания. Наиболее известный из них – мираж «Мирного города», который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий, посетивший Поволжье в семнадцатом веке. Другие название из того же ряда – «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее. По свидетельствам очевидцев, такие явления до сих пор изредка наблюдаются в ряде точек Самарской Луки.
Жигулевские горы.
О мираже «Мирного города» чаще всего рассказывают туристы, отдыхающие близ Молодецкого и Усинского курганов. Эти каменные исполины буквально нависают над Волгой в западной части Жигулевской гряды. Такие же аномалии по сей день наблюдаются и среди обширных озерных лабиринтов, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны, на самом юге Самарской Луки. По сведениям наблюдателей, здесь на рассвете перед изумленным путником может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова. Те, кто видел этот мираж, рассказывают, что он напоминает сказочный замок с белой крепостной стеной и с башенками, на которых развеваются белые флаги.
Впрочем, согласно собранным данным, иногда на волжской излучине можно увидеть и другие подобные явления, которые во многом сходны с «Мирным городом». Среди них – мираж под названием «Храм Зеленой луны» в виде удивительной переливающейся башни, который вроде бы не раз наблюдали неподалеку от поселков Зольное и Солнечная Поляна, а также в районе Стрельной горы.
Еще стоит упомянуть о мираже под названием «Водопад слез», который народная молва привязывает к известному роднику Каменная чаша, а также к исчезающему озеру, что находится в урочище Елгуши. К слову сказать, этот водоем по сей день остается одной из самых интересных загадок Самарской Луки, так как он может исчезнуть буквально за одни сутки, чтобы через несколько дней на том же месте появиться вновь. Специалисты-геологи считают, что объяснение этому явлению – карстовые провалы, отверстия в которые периодически из-за смещения подземных слоев то открываются, то вдруг закрываются вновь.
Рачейские горы.
Народные предания гласят, что путник, увидевший мираж, может за ним найти потайную дверь в подземные палаты Хозяйки Жигулевских гор. Однако входить сюда не рекомендуется, потому что такой путник рискует навсегда остаться в недрах гор в качестве вечного жениха подземной властительницы.
«Хрономираж» в небе
Специалисты из самарской неправительственной исследовательской группы «Авеста» относят описанные выше аномалии к группе так называемых «хрономиражей». Предполагается, что они являются отражением реальностей далекого прошлого, проецируемых в современность. В архиве организации есть несколько описаний таких явлений, которые исследователи однажды видели своими глазами. Вот запись наблюдений от 3 ноября 1991 года, сделанная президентом «Авесты» Игорем Павловичем:
Почти во всех местных легендах говорится о призрачных дворцах или башнях, Наиболее известный из них – мираж «Мирного города», который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий, посетивший Поволжье в XVII веке. Специалисты из самарской неправительственной исследовательской группы «Авеста» относят подобные аномалии к группе так называемых «хрономиражей».
«Около 21 часа 15 минут по местному времени над Волгой в районе Красной Глинки в грозовых тучах вдруг появилось аккуратное квадратное отверстие. По его периметру словно бы бежал красный луч, который развернулся веером, вспыхнул – и погас. Сразу вслед за этим в небесном «окне» появилось видение – берег морского залива, ограниченный грядой невысоких холмов, поросших лесом. От холмов к воде сбегала цепочка песчаных дюн. В том далеком мире был яркий солнечный день, и по его небу лениво ползли маленькие белые облачка. Вдруг над «потусторонними» холмами появилось множество черных точек. Они словно бы двинулись из глубины изображения в сторону наблюдателя. Сразу же вслед за этим окружающие «окно» тучи пришли в движение, начали сходиться и в одну секунду закрыли квадратное «отверстие» в небе».
Так или иначе, но по причине уникального разнообразия естественных ландшафтов, а также наличия многочисленных аномальных явлений Самарская Лука и Рачейские горы уже давно внесены в каталоги ЮНЕСКО как природно-исторический памятник мирового значения, подлежащий всемерной охране. Эти территории ждут своих новых исследователей.
Источник: salik.biz