(UfoSpace) Христианский монастырь Гегард в Армении, расположенный в 40 километрах от Еревана, считается национальной святыней. Это действительно удивительный пещерный комплекс, состоящий из множества вырубленных внутри скал церквей, часовен и монашеских келий. Расположенный в горах, над бурной речкой Гохт, он имеет долгую и трудную историю.
Монастырь Гегард расположен совсем рядом с единственным уцелевшим в Армении языческим храмом в Гарни. Да и сам он, как уверяют историки, тоже построен на месте языческого святилища, посвящённого богине вод и плодородия. Рядом с монастырём протекает ручей, бьющий из скалы, который после возведения храма стал, разумеется, христианской святыней. Говорят, он исцеляет даже безнадёжных больных.
Гегард и Гарни находятся друг от друга на очень небольшом расстоянии — между ними около девяти километров, и чтобы попасть в Гегард, сначала нужно миновать Гарни. В веке, когда был возведён античный храм армянского бога Солнца Михра, вероятно, уже существовала пещера со святилищем, Посвящённым богине вод, плодородия и исцеления. Но потом Армения стала христианской страной, и Григорий Просветитель, первый католикос всех армян, снёс все, что только можно, из языческого наследства — и сверкающие золотом храмы, посвящённые богине Анаит, матери всего сущего, в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате, и менее значительные святилища местного значения, где поклонялись богине любви и красоты Астхик. Всё — под корень. До наших дней из всего языческого великолепия сохранился только храм в Гарни. Некогда он входил в дворцовый комплекс, где была летняя резиденция армянских царей. Вероятно, только это его и спасло.
Григорий Просветитель уничтожал языческие храмы и основывал на их месте христианские. Так, культ богини-матери Анаит, который был очень популярен среди местных жителей, он трансформировал в почитание Богородицы, а её святилища — в церкви Богоматери.
Правда, имел ли к этому монастырю отношение Григорий Просветитель, учёные доподлинно не знают. От основанного им монастыря, который назывался вовсе не Гегардом, а Айриванком, то есть «пещерным монастырём», не осталось ни единой постройки. Часовня Григория Просветителя, которая находится в 100 метрах от входа в Гегард и вырезана в скале, построена, скорее всего, в XII веке. Это самое раннее сооружение во всём Гегарде, но отстоит от легендарной даты строительства на восемь веков.
Однако то, что монастырь появился ещё в ранние века христианства, сомнений не вызывает. Он упоминается в армянских текстах того времени. Учёные считают, что тогда в Гегарде существовал комплекс монастырских зданий, но они были возведены из обычного камня, а не вырублены внутри скалы. Впрочем, монахи использовали и естественные пещеры, которых много вокруг монастыря. Там они жили. Условия были, конечно, очень тяжёлые. Монахи утепляли каменные полы вязанками хвороста, клали на них шкуры животных, теми же вязанками и шкурами прикрывали узкие входы. Пищу готовили на очагах, пещеры освещали лампадами с маслом. Вот и все удобства. Практика использования естественных пещер вместо келий сохранялась и в последующие эпохи.
Такой аскетизм тем не менее не мешал им устроить в Гегарде настоящий центр по переписке книг. Сюда, как говорят, отправлялись для уединения или в изгнание тогдашние католикосы — Нерсес Великий и Саак Партев. Первый рассорился с армянским царём Папом и вынужден был бежать подальше от властителя, второй, армянский просветитель, друг создателя армянской письменности Месропа Маштоца, пережидал здесь гонения персидского царя Врама. Возможно, именно здесь он разработал армянский церковный распев — октаву.
Но процветание тогдашнего Айриванка длилось, по историческим меркам, недолго. С VIII века на Кавказе начался процесс исламизации, в X веке монастырь был разрушен арабами, когда в нём пытался укрыться католикос Ованес Драсхана-кертци. Монахи были убиты, постройки разрушены, и только-только новые насельники его возродили, явились турки-сельджуки. Армения практически перестала существовать.
Новый этап христианского возрождения на Кавказе связан уже с историей Грузии. Именно эта страна смогла сплотить разрозненные кавказские княжества и остановить исламизацию их жителей. Хотя армяне и грузины расходились в церковной догматике, их объединяла одна вера. И у них, конечно, был один враг и гонитель — исламские соседи. Северная часть Армении в те годы входила в состав Грузинского царства. В начале XIII века Грузинское царство вело войны с хорезмийскими шахами.
Особенно сложные отношения сложились у Грузии с Джелалом ад-Дином, превосходным полководцем и ортодоксальным мусульманином. В 1225 году он начал завоёвывать Кавказ.
Грузины, которые только-только избавились от арабов и сельджуков, выставили против шаха войско под командованием Иване Мхаргрдзели (армяне знают его под другим именем — Иване Закарян). С армией шаха Иване встретился у Гарни, здесь и произошла роковая битва.
Шах буквально растерзал грузинское войско, люди в ужасе бежали и скрылись среди развалин Айриванка, которые уже 10 лет восстанавливал Мхаргрдзели. Последующие битвы с шахом были столь же удручающими, пострадали многие грузинские города, Тбилиси был практически весь вырезан, недолгий расцвет государственности прервался, а потом пришли монголы и обложили Грузию данью. Тогда монголы ещё терпимо относились к христианству и местные святыни не трогали.
Именно этим и можно объяснить, почему возрождение монастыря пришлось на время монгольского вторжения. Особую роль в этом возрождении сыграли Иване и Закар Мхаргрдзели, которые проводили в Гегарде широкомасштабные строительные работы.
Первым был построен многоярусный наземный храм Святой Богородицы Катогике с куполом, покрытым рельефами. В одном из его залов можно увидеть герб Мхаргрдзели-Закарянов лев, нападающий на быка, символ княжеской мощи. При них же был вырезаны в скальной породе гавит — ризница для собраний и трапезы, на четырёх столбах, с потолком, украшенным сталактитами, — и ещё три пещерных храма.
В 40-е годы XIII века монастырский комплекс выкупил у сына Иване Авага князь Прош Хахбакян, который решил обустроить тут фамильную усыпальницу. Именно Хахбакяны возвели в монастыре почти все скальные сооружения — пещерную церковь над источником Авазан, церковный придел с гробницей, на которой изображён их родовой герб — орёл, несущий барана, и два льва. Они же построили залу для обучения, ещё один церковный придел с внешней лестницей, а также множество монашеских келий с двумя и тремя помещениями. Все это высечено из камня и внутри камня.
Айриванк сразу же получил новое имя — «монастырь семи церквей» или «монастырь сорока алтарей». Но Гегардом он стал именоваться позже, и вот почему. Рассказывают, что во время монгольского владычества из Эчмиадзина в Айриванк привезли священное копьё сотника Лонгина, прервавшего мучения распятого на кресте Иисуса Христа. И Айриванк превратился в «монастырь копья», по-армянски — Гегард.
По одной из легенд, на эту христианскую реликвию посягал великий полководец Тамерлан. Однажды он подошёл с огромным войском и двинулся в ущелье, к монастырю. Но тут случилось чудо: едва солдаты Тамерлана увидали копьё, от него стал исходить такой свет, что солдаты падали на землю и слепли. Тимур поспешил отвести войско в лагерь, а на следующий день прислал в Гегард дары. По другой легенде, предприимчивые монахи, увидев приближение монголов, накинули плащи на многочисленные каменные кресты, и Тамерлан просто не стал связываться с монашеским войском.
Гегард Тимура пережил. Но к XVII веку всё равно запустел. в нём обитали лишь дикие звери да останавливались пастухи во время перегона овец. Копьё Судьбы вернулось в Эчмиадзин и заняло там достойное место. Новая страница биографии Гегарда началась лишь после присоединения Армении к России. Именно тогда там снова появились монахи и начались восстановительные работы.
Журнал: Загадки истории №9, март 2021 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Николай Котомкин
Источник: ufospace.net