Королева Франции Анна Австрийская известна лучше других иностранных правительниц. Причина кроется в книге Александра Дюма-старшего «Три мушкетёра» и в множестве кинофильмов, поставленных по её мотивам. В них супруга короля Людовика XIII изменяет мужу с английским аристократом Бэкингемом и враждует с кардиналом Ришельё. В реальности все примерно так и было. Но свою настоящую любовь Анна встретила уже после событий, описанных в романе. Ею стал кардинал Мазарини.
28-летний итальянец Джулио Мазарини прибыл во Францию в 1630 году по поручению папы римского. И очень быстро вошёл в контакт со зловещим придворным интриганом кардиналом Ришельё, который обладал большим влиянием при дворе. Хотя человеком он был, по большому счету, несчастным: всю жизнь испытывал неразделённую любовь к голубоглазой красавице-королеве Анне Австрийской. Чувство без взаимности толкало религиозного деятеля на разные козни, с помощью которых он мстил женщине, которая не ответила на его страсть.
Самый близкий человек
Джулио Мазарини, ровесник Анны — главного врага Ришельё, был принят отвергнутым воздыхателем королевы с распростёртыми объятиями. Лёгкое недоверие, испытанное поначалу, сменилось восторгом перед красноречием и изящным умом итальянца. Позже Ришельё писал о Мазарини: «Мой инстинкт подсказал мне, что передо мной гений». А военный министр Абель Сервьен, приближённый Ришельё, заметил: «Этот господин Мазарини — самый достойный и самый умелый слуга из всех, когда-либо бывавших у Его Святейшества».
Но уже в 1632 году чуткий Ришельё поймал взгляд, который Анна бросила на Мазарини, и бестактно заявил: «Вам понравился Мазарини? Неудивительно, он так похож на лорда Бэкингема…».
Мазарини также потерял голову от голубоглазой дочери испанского короля Филиппа III и его жены Маргариты Австрийской. До сих пор идут споры о том, когда же начался их роман. Возможно, уже после 1643 года, когда умер законный супруг Анны король Людовик XIII.
По всей видимости, брак этот был несчастным. Король и королева были одногодками. Их поженили, когда обоим исполнилось по 14 лет. И Людовик оказался совершенно не готов к браку. Жена ему не нравилась. Гораздо больше его привлекала вкусная еда. Детей у пары в течение долгого времени не было. Только в 1638 и 1640 годах королева произвела на свет двух сыновей, будущих Людовика XIV и Филиппа I Орлеанского.
К моменту кончины её супруга место главного человека в жизни и в сердце королевы прочно занял кардинал Мазарини. С 1643 года она стала регентом при малолетнем сыне Людовике XIV, который впоследствии возглавил один из самых роскошных дворов за историю Франции. А пока он был мал, за него должна была править мать. Но в реальности место французского монарха до совершеннолетия Людовика занял кардинал Мазарини. Его Анна сделала первым министром и главой своего Совета. Более того, вручая любовнику такие полномочия, женщина и не думала взять никого в советники. Она заявила, что никоим образом не будет обязана следовать решению, принятому большинством голосов.
От такой наглости парижане просто оторопели. Обитатели столицы грубо шутили, что «каждый раз, когда Мазарини пускает в ход свою «пипку», он потрясает устои государства».
Анна, до которой, конечно, дошли слухи об отношении народа к её связи с Мазарини, отреагировали на такие разговоры трусливо: «Все эти толки не имеют под собой никаких оснований. По той простой причине, что кардинал не выносит женщин. Он родом из страны, где у мужчин совсем другие наклонности».
Они женаты?
Но даже после такого решительного заявления Анну простолюдины продолжали называть «шлюхой кардинала». Королева на эти разговоры не обращала внимания. Она пребывала в счастливом союзе с Мазарини. Анна со своим скучным и глуповатым Людовиком XIII и на десятую долю не была так счастлива, как с этим итальянским обладателем кардинальской шапки. Мазарини готовил к управлению государством юного «короля-солнце» Людовика XIV. О том, сколь успешно кардинал справился с этой
Поначалу отношения Людовика XIII с супругой не сложились, и он предпочитал общество своих друзей, в которых молва видела любовников короля непростой педагогической задачей, судить трудно: страсть будущего короля к роскоши, его неразборчивость в связях и расточительство сыграли не на пользу ни французскому двору, ни казне государства. Хотя следует отдать ему должное: дворянская вольница при нем заметно попритихла. Современники пытались оправдать союз королевы и духовного лица тем, что, мол, они состоят в тайном законном браке: «Почему так бранят королеву за её любовь к кардиналу? Разве она должна поступать по-другому после того, как вышла за него замуж, а отец Венсен одобрил и подписал их брачный контракт?» и «…если они действительно связаны узами брака, а их брачный контракт был освящён главой миссии отцом Венсеном, они вправе делать все, что хотят, и даже то, что следует скрывать от нас».
В своих мемуарах принцесса Пфальцская заявляла прямо: «Королева-мать, вдова Людовика XIII, не только была любовницей кардинала Мазарини, но и вступила с ним в брак; он не был священником и не давал обета безбрачия, а потому ничто не мешало ему жениться. В Пале-Рояле до сих пор можно видеть потайную лестницу, по которой он каждый вечер отправлялся в покои королевы».
На белом коне
А тем временем народное недовольство росло. Французам не нравилось, что страной фактически правит какой-то «итальяшка». Все началось с сатирических поговорок и стихов, которые в народе прозвали мазаринадами. Дальше — больше. За стишками последовало несколько покушений. Но каждый раз умный и изворотливый кардинал оставался цел и невредим.
Потом враги Мазарини стали пытаться подсунуть королеве новых любовников — более молодых и красивых, чем кардинал. Анна отвергала их ухаживания с возмущением.
После всех безуспешных попыток удалить кардинала от трона его враги затеяли настоящую гражданскую войну. Мазарини удалось бежать из Парижа в Германию. Там он приложил весь свой дипломатический талант к тому, чтобы вернуться к своей фактически семье. И не просто вернуться, а въехать в Париж победителем. Из изгнания Джулио писал Анне: «Мне крупно повезёт, если среди всех этих интриг, докладов, предательств я не сойду с ума… Я теряюсь среди бесконечного числа лиц, ведущих переговоры».
Мазарини преуменьшал свои таланты. В 1653 году он вернулся в ставший ему родным Париж победителем. И прямо на белом коне. Своего фактического крёстного отца встречал сам будущий король Людовик XIV. Народ, чьи чувства ещё менее постоянны, чем чувства одного — даже самого ветреного — человека, рукоплескал импозантному итальянцу.
Истинные чувства
В чём, в чём, а в подлинности и взаимности чувств королевы и кардинала сомневаться не приходится. Вот цитата из одного из ранних писем Джулио Анне: «Видит Бог, как я был бы счастлив, если бы Вы могли заглянуть в моё сердце. Вы бы тотчас же убедились в том, что никогда и ни к кому, кроме Вас, я не испытывал такой глубокой привязанности, какую испытываю к Вам. Клянусь, что никогда раньше я не мог себе даже представить, что стану , так горевать, когда дела заставят меня отвлечься от мыслей о Вас. Я заранее прошу прощения, если ошибаюсь, но будь я на Вашем месте, я бы что-нибудь придумал, чтобы дать Другу возможность встречи…
Прошу сообщить мне, увижу ли я Вас когда, ибо так долго продолжаться не может. Для меня разлука хуже смерти…».
Шли годы. Будущий король вырос и не на шутку влюбился в племянницу кардинала Марию Манчини. И даже собрался вступить в брак с ней. Анну такой выбор сына не устроил: она хотела женить сына на особе королевской крови. Тут кардинал совершил поступок, показывающий, насколько умён он был. Он согласился с королевой-матерью, наступив на горло собственной песне: Мазарини спал и видел, как его семья породнится с Бурбонами. Он ещё и взялся сам отговорить молодого короля, которого умолял: «Я Вас умоляю об этом ради Вашей славы, чести, служения Богу и ради благополучия Вашего королевства». И отговорил!
В 1661 году в Лувре случился пожар. И Анна, и Мазарини спаслись. Но простудившийся до этого кардинал наглотался дыма — это сильно усугубило болезнь. Когда врачи сказали, что ему осталось жить месяц-два, Джулио принял эту новость кротко и стоически. И вскоре скончался.
Узнав о кончине любовника, Анна лишилась чувств.
Она умерла в 1666 году от рака в монастыре, куда удалилась после смерти любимого человека.
Источник: ufospace.net