С незапамятных времён ночью с 30 апреля на 1 мая ведьмы всех рангов и мастей собираются на самый грандиозный ежегодный шабаш — Вальпургиеву ночь. На этом мероприятии — с обязательным присутствием сатаны и прочих демонов — они веселятся и творят всяческие безобразия. Удивительно, но «профессиональный праздник» представительниц колдовских специальностей назван в честь одной из самых смиренных и благочестивых святых — Вальпурги (или Вальбурги) Хайденхаймской, одинаково почитающейся и католиками, и православными. Сей факту многих вызывает недоумение: как же так получилось?!
Сестра-миссионерка
Действительно, при жизни будущую святую нельзя было упрекнуть ни в чём предосудительном. Родилась Вальпурга в 710 году в семье короля Уэссекса (сегодня — графство на юге Англии). С одиннадцати лет девочка воспитывалась в христианском монастыре, где приняла постриг по достижении совершеннолетия. Спустя 26 лет благородная монахиня вместе с двумя своими братьями отправилась с миссионерскими целями в германские земли, где тогда царило язычество. Здесь она по прошествии некоторого времени возглавила монастырь в небольшом городке Хайденхайме (современная Бавария). Под мудрым руководством новой аббатисы обитель процветала на протяжении десятилетий, а когда в 777 году Вальпурга скончалась, её похоронили рядом с монастырским храмом.
И монахиням, и местным жителям сестра-миссионерка запомнилась как добрая и кроткая инокиня-чудотворница. Она никогда не отказывала в просьбах обратившимся к ней людям. Причём Вальпурга нередко поддерживала страждущих при помощи своего необыкновенного дара, ниспосланного ей Господом. Так, молитва благочестивой аббатисы могла усмирить шторм, утихомирить стаю бешеных псов, осветить ночь ярким светом, спасти от голода ребёнка, избавить от горячки роженицу и даже заставить отступить смертельные недуги.
Волшебное «масло»
Но спустя сто лет после кончины доброй монахини люди забыли о её благодеяниях, да и чудеса позабылись. А вспомнили в 879 году. Тогда епископ города Айштадта решил отремонтировать храм и монастырь в Хайденхайме. Присланные владыкой рабочие споро взялись за дело и во время строительства случайно разрушили захоронение Вальпурги. В ту же ночь призрак разгневанной аббатисы предстал перед перепуганным епископом Айштадта. Монахиня потребовала, чтобы люди не тревожили больше её покой и привели в порядок развороченную могилу.
Утром владыка распорядился перенести останки благочестивой инокини в Айштадт, где они были помещены в специальную усыпальницу, вырубленную в скале. И буквально на следующий день Вальпурга явила людям новое чудо. Из её захоронения стало вытекать благовонное миро, обладающее целебными свойствами. Причём это необыкновенное явление в Айштадте происходит каждый год начиная с 1042-го. Чудесная жидкость, прозванная в народе «масло Вальпурги», истекает из останков святой с февраля по октябрь. Служители монастыря, где сегодня покоятся её мощи, разливают этот волшебный дар благочестивой монахини по бутылочкам, которые затем раздают приезжающим в Айштадт паломникам.
Спустя год после перезахоронения останков аббатисы Хайденхайма Вальпурга была причислена к лику святых, и произошло это событие 1 мая 880 года.
Ночь светлого Белтейна
То обстоятельство, что день памяти благочестивой монахини выпал на начало мая, и стало первым шагом к её последующей громкой славе. Ведь в те годы в полуязыческой Европе, где христианство только-только набирало силу, в ночь с 30 апреля на 1 мая люди отмечали один из главных кельтских праздников Белтейн — начало лета. Причём на протяжении столетий справляли его с особым размахом.
Мужчины и женщины выходили в полночь в поля, где разжигали большие костры, возле которых веселились и танцевали до утра, славя богов плодородия, и просили у них щедрого урожая. Важной традицией Белтейна были ритуальные жертвоприношения, во время которых языческим небожителям отдавали в дар новорождённых телят и ягнят, а также специально испечённый для этого события хлеб. Поговаривали, что зачастую веселье заканчивалось не совсем целомудренно, однако разгоравшиеся вакханалии никого не смущали, так как, были одним из ритуалов праздника.
Также считалось, что на Белтейн все лекарственные растения получают особую силу от языческих богинь, а потому многие женщины заветной ночью спешили пополнить свои запасы целебных трав и кореньев. Некоторые знахарки на рассвете даже умудрялись собирать утреннюю росу, так как верили, что этой влаге под силу одолеть самые тяжёлые недуги.
Как на Лысой горе…
В XV веке, когда христианство одержало окончательную победу над язычеством, немецкие исторические документы стали называть праздник Белтейн ночью великого колдовского шабаша. Причём об этом действе рассказывали самые невероятные вещи. Ровно в полночь в определённые места, чаще всего на лысые — лишённые растительности — вершины гор, слетались на мётлах или на козлах ведьмы со всей округи, чтобы предаться там веселью и разврату с демонами ада. Вот как описывал эту колдовскую «вечеринку» известный собиратель русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев: «Каждая ведьма является на празднество вместе со своим любовником-чёртом. Сам владыка демонских сил — Сатана, в образе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. После отчёта перед Сатаной начинается пир, сопровождающийся плясками под громкую музыку. Вместо волынки или скрипки музыкант играет на лошадиной голове, а в качестве смычка использует кошачий хвост».
Конечно же, такой ежегодный разгул нечистой силы приводил в трепет обывателей. Ведь люди верили, что ведьмы, желая как следует выслужиться перед князем тьмы, во время веселья насылают порчу на добропорядочных христиан, а потому искали всевозможные способы защиты от их козней.
Так, в деревушках Германии и Франции в ночь на 1 мая на улицах загорались большие костры, вокруг которых бегали дети и громко кричали. Считалось, что яркий огонь и крики способны отпугнуть от селения нечистую силу. А в Чехии люди щедро посыпали пороги своих домов песком, так как верили, что ведьма не войдёт в жилище до тех пор, пока не сосчитает все песчинки.
И всё же эти «меры безопасности» не давали стопроцентной гарантии. Вот тогда-то верующие и вспомнили о кроткой Вальпурге, день памяти которой как раз выпадал на колдовской праздник. Кроме того, считалось, что главный ведьмин шабаш в Европе проходит на немецкой горе Брокен, что также имело некое отношение к аббатисе из Хайденхайма. Предание гласит, что у подножия этой заповедной возвышенности, на том месте, где сегодня расположился городок Клаусталь-Целлерфельд, стояла когда-то небольшая часовня, построенная проповедником Бонифацием — родным дядей святой. При жизни Вальпурга не раз молилась здесь о новообращённых христианах этих земель, а потому может защитить и их потомков от происков нечистой силы.
Смешение традиций
Как бы там ни было, но уже с XVI века ночь с 30 апреля на 1 мая в Европе повсеместно стали называть Вальпургиевой. Сегодня многие привыкли считать её праздником, но только вот чьим?…
Промелькнувшие века причудливо смешали в нём и традиции Белтейна, и христианские молитвы, и даже колдовское веселье. А вот в странах Скандинавии, Ирландии и в некоторых графствах Британских островов Вальпургиева ночь была и остаётся светлым весенним праздником. Поклонники этого чудесного времени до сих пор чтут его обычаи, так как верят, что благодаря им можно заручиться счастьем и процветанием. Так, немало людей вечером 30 апреля отправляются в лес, где на ветках деревьев развешивают разноцветные ленты и оставляют записки с желаниями. Считается, что древние боги, получившие в подарок пусть и незамысловатое подношение, непременно отблагодарят смертного и исполнят его просьбу. Во многих домах старой доброй Англии, украшенных в честь праздника веточками рябины, на ужин подаётся солёный лосось, традиционное для этого вечера лакомство.
Верующие перед сном молятся святой Вальпурге, чтобы защититься от колдовства и разгулявшейся нечисти. Давно известно — светлая сила этой доброй праведницы наполняет душу покоем и умиротворением.
Источник: salik.biz