Не часто бывает, что кино, снятое в далеком сибирском городе, так задело за живое, что дошло до Каннского фестиваля. Фильм «Сломанная кукла» показывали во Дворце фестивалей и конгрессов Salle Estrel на X Молодежном фестивале искусств России и Франции. И героиня фильма, 11-летняя Вера Кращук тоже прошла по красной дорожке Канн. Всю свою жизнь девочка провела в инвалидном кресле.
Это было в 2013 году. На фестивале во Франции в кругу участников и друзей форума показывали лучшие фильмы, знакомили с выдающимися людьми и обсуждали социальные проблемы, в том числе адаптации детей с особенностями развития. В европейское путешествие семья ехала со своей картиной мира.
Вера Кращук еще ребенок
– Удивляться начали уже в аэропорту, – рассказывает мама Веры – Любовь, – коляску с дочкой буквально вырывали из рук работники аэропорта. Там нормы обязывают помогать в транспортировке инвалидов. И в самолет не впускали никого, пока Вера не заняла свое место. На улицах тротуары по высоте совпадают с выдвигающимися из автобусов подъемниками; в магазинах, даже самых маленьких, есть специальные лифты для таких покупателей. В Испании, в обычной туристической компании, нам специально выделили автобус с подъемником. Мы путешествовали на двухэтажном автобусе. Коляску с Верой закатили на платформу и подняли наверх – что-то вроде лифта. Здесь было специальное место без сиденья. Водитель на каждой остановке сам спускал и поднимал лифт, а остальные пассажиры вели себя спокойно, естественно, никакого нетерпения не выказывали. Это было удивительно. Однажды дома при посадке в автобус нетерпеливые пассажиры едва не довели ситуацию до драки. Нам было непривычно такое обхождение, а иностранцам, смотревшим «Сломанную куклу», непонятно, почему в фильме мать спускается по лестнице, закинув дочь на плечо.
В свое европейское путешествие Верочка побывала в Париже, на побережье Коста-Даурды в Испании. Везде ее встречали заботливые руки и добрые улыбки. А еще каждый норовил что-нибудь подарить.
– В Испании уличный торговец преподнес Вере стильную летнюю шляпку. Специально дорогу перешел, чтобы подарить. В жарком испанском климате она нам очень пригодилась, – вспоминает Люба.
А самой Вере очень понравилось море – «место большой воды» и «наша земля с высоты, города такие маленькие»… Вера до сих пор все свои европейские приключения с радостью и благодарностью вспоминает.
Фильм иркутских авторов «Сломанная кукла» получил два гран-при на международных конкурсах, переведен на английский, французский, испанский языки.
– Давай поиграем. Представь, у меня на руке сидит бабочка. Она у меня красная, а у тебя какая?
– Голубая.
– Посмотри на нее, она крыльями машет. Давай поменяемся бабочками, подуй на нее: моя красная прилетела к тебе, а твоя – ко мне. А теперь давай их отпустим и посмотрим на их полет. Бабочки машут крыльями, садятся, видишь? И мы будем с тобой как бабочки летать…
Этот разговор между Верой Кращук и хореографом Владимиром Лопаевым произошел несколько лет назад. Вере тогда было 12 лет. За все эти годы она сама не сделала ни одного шага и даже не встала самостоятельно, но очень мечтала увидеть сцену, закружиться со своим партнером в красивом, медленном танце… Вера родилась с ДЦП.
Молодая здоровая пара очень хотела ребенка.
– Мы возвращались из поездки на Байкал, когда я поняла, что беременна, – рассказывает мама Веры Любовь Кращук. – Рассказала мужу. Он очень обрадовался. Говорит, родится девочка, и мы назовем ее Вера. Так ему хотелось.
Роды были непростые, несколько суток Вера провела в реанимации, но потом будто бы все наладилось. О ДЦП заговорили, когда малышка стала отставать в развитии, почти в семь месяцев. Отводя глаза, врачи произнесли диагноз:
– Первый шейный позвонок буквально вдавлен внутрь. Сделать ничего нельзя.
– Принять такое было невозможно. Если честно, я до сих пор не пережила эту ситуацию, – рассказывает Любовь. Но… родители верили: их дочь все равно будет счастливой. Верил отец, который, несмотря на прогнозы соседей, остался в семье.
– Счастье – это здоровье. Счастье – это движение. Счастье – это сама жизнь, – рассуждает Любовь.
Так все просто.
– Мы всегда старались, чтобы Вера принимала участие в жизни. Праздник, день рождения – обязательно обсуждаем меню. Верочка радуется, что может дать совет. Если на даче – полем грядки. Не расстраиваюсь, если морковка «уходит» вместе с сорняками. Зато помогала, старалась.
Пока была маленькая, ходили в детский сад для детей с ограниченными возможностями. Потом пришло время пойти в школу. А еще в нашей жизни были «Дети-ангелы».
Это общественная организация в Ангарске. Уникальное место, где могут общаться друг с другом особенные дети. Заниматься и просто играть приходят со своими мамами малыши с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом. Здесь бывают настоящие праздники.
На одном из таких праздников Вера получила свою первую роль.
– Я интуитивно почувствовала, что девочка мечтает танцевать, и придумала для нее танец: будто Вера – большая кукла, появляется на сцене, а я помогаю ей двигаться, сгибаю ручки, ножки – рассказывает председатель общественной организации «Дети-ангелы» Ольга Андреева.
– Но потом решили, что на колясках будет правильнее, интереснее. Загорелись этой идеей. Долго искали подходящие коляски, потому что наши были не маневренные, и нашли. Они были с большими колесами, их можно было легко поворачивать и крутить. А еще пригласили кавалеров… Музыку выбрала Вера. Медленная, красивая…
Праздник наступил. Коляски и девочек (в танце участвовало две пары) украсили цветами.
Первый выход на сцену, первый танец, первый букет цветов…
После концерта Вера плакала в закулисье. Плакала, увидев танец дочери, Верина мама. Тогда еще никто не знал, что это выступление определит жизнь девочки на многие годы.
Все вокруг, родные и близкие, почувствовали, что Вера живет мечтой о танцах, о сцене.
Наверное, поэтому, когда иркутянка Марисоль Галыш задумала снять фильм об особом ребенке, который мечтает танцевать, все сразу вспомнили про Веру. Девочку пригласили на съемки.
На этот раз все было очень серьезно. Режиссер организовала постановку танца с профессиональными хореографами. Так Вера познакомилась с Владимиром Лопаевым. Они сразу нашли общий язык. Их бабочки, красная и голубая, отныне летали вместе.
– Нельзя человека мерить по способностям: сел на шпагат и ты – танцор. Движение глазами – тоже танец. Танцор – это состояние души, – убежден Владимир.
Съемки шли два месяца. Три раза в неделю Вера вместе с мамой приезжали из Ангарска в Иркутск.
– Учились танцевать, учились чувствовать, а заодно и снимали фильм. Для девочки это были абсолютно неизведанные ощущения… В Ангарске ее просто возили на инвалидном кресле, а тут я попросил отставить его в сторону, – вспоминает Владимир. – Отставить и узнать себя.
– Она готова заниматься часами. Все взрослые вокруг устали, а она нет. Говорю, дай посидеть, передохнуть пять минут. Разрешает: «Пять минут – не больше!» И только когда домой возвращаемся, становится понятно, как она устала – падает без сил.
По сюжету девочка, жизнь которой проходит в инвалидном кресле, мечтает танцевать. Мама – на свой страх и риск – приводит дочку к хореографу. Начинаются долгие, упорные, кропотливые занятия. И вот финал, в котором когда-то «сломанная кукла» блистает на сцене.
Это фильм о том, как сбываются самые сокровенные детские мечты, как взрослые, преодолев свой страх и стереотипы, могут сделать для ребенка невозможное…
Фильм про девочку с ограниченными возможностями, которая, несмотря на трудности, идет к своей цели, был признан лучшим на всероссийском конкурсе «Дитя Вселенной», а ее создатель и главные герои получили путевки во Францию – в Канны, на международный кинофестиваль.
Благодаря спонсорской помощи Вера с родителями смогла поехать в Канны. Фильм там не стал победителем, но… Для иркутской актрисы был утвержден особенный приз-номинация – «Герой фестиваля».
А еще на аллее звезд рядом с дворцом кинофестивалей остались отпечатки ладошек нашей героини. Рядом с отпечатками Анджелины Джоли, Брэда Питта и других звезд…
Но самая главная награда ждала девочку и ее родителей дома…
Случилось настоящее чудо – Вера вдруг самостоятельно встала. Потом стала вставать все чаще и чаще, научилась переворачиваться, улучшилась подвижность правой руки, понятнее стала речь. Сюжет фильма повторился в жизни.
А еще одно чудо произошло в жизни города. В Иркутске появился театр танца и пластики «PROдвижение» Владимира Лопаева, в котором заработала инклюзивная студия для детей-инвалидов. Первая в стране. В ней занимаются ребята с аналогичными диагнозами и, конечно же, Верочка, самая известная здесь актриса.
– Танец помогает таким детям связаться с внешним миром. Почувствовать и понять его через движение. Каждую субботу основная труппа театра выступает со спектаклем, и каждую субботу приходят наши «иноходцы», наблюдают за своими наставниками и понимают, к чему нужно стремиться. Когда они смотрят, тоже начинают придумывать образы и движения; танцуя, они становятся более открытыми, – рассуждает Владимир.
На счету театра уже несколько «детских» постановок, в которых главные роли играют особенные артисты. Один из них – «Иноходец». Спектакль о природной красоте тела, естественном движении, о том, что, когда нас не сковывают внутренние ограничения, любое наше движение красиво, гармонично и подобно самой природе.
Прошло шесть лет, как Вера стала звездой. Сейчас ей 17. Занятия танцами продолжаются, к ним девушка относится очень серьезно. Все репетиции обязательно просит маму снимать на видео. Потом изучает его: вспоминает движения, пересматривает места, где не все удалось.
– Вера поняла, что ее старания, прежде всего, нужны ей самой. Она видит результат своих усилий, перспективу. Это очень важно для всех особенных детей. Вот в театре через месяц спектакль и к этому дню она готовится. Глядя в глаза Веры, понимаешь: она счастлива и знает, для чего живет.