Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение

25.04.2019 15:11 0

Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение

«Телом Христовым мы называем тот хлеб, который Господь претворил в Свое истинное и подлинное Тело. Телом Христовым апостол Павел называет Церковь». Проповедь священника Павла Адельгейма в Великий Четверг. Воспоминание о Тайной Вечере и наше новое рождение

Протоиерей Павел Адельгейм

Сегодня, братие, день, когда Господь впервые на земле совершил Божественную литургию. Литургия с греческого языка означает общее дело, т.е. то дело, которое связывает христиан в единую Церковь. И мы с вами в этот день обращаемся к Богу с молитвой:

«Вечери Твоей тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими…»

Господь совершил первую литургию втайне. Совершил в Сионской горнице, собрав Своих учеников. В чем же смысл этого действия? Действие, которое Господь, совершив, заповедал нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 23, 19).

Т.е. память о Христе и осуществляется посредством Божественной литургии. Что произошло в Сионской горнице? Господь собирался принять страдание за человеческий род. За всех людей, которые жили на земле прежде, которые жили в Его время, и за тех, которые будут жить в будущие века, т.е. и за всех нас. Он приносит Свою жизнь за жизнь мира, как говорит евхаристическая молитва. Христос умирает за спасение всего мира. Для того, чтобы исцелить нас от греха, снять с нас то проклятие, которому подвергся человеческий род, отпавший от Бога. И воскресить нас из мертвых, даровав Свое Вечное Царство. Тот хлеб, который Он предлагает ученикам на Тайной вечере, Он называет Телом Своим. И, взяв хлеб, Он помолился над ним, воздев глаза к небу, и, благословив, преломил, и, подавая ученикам, сказал: «Примите и ешьте – это Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» (см. Мф. 26, 26).

И затем, взяв чашу и подняв глаза к небу, Он помолился над ней и, давая каждому из учеников, сказал: «Пейте от нее все, это – кровь Моя, за вас изливаемая во оставление грехов» (см. Мф. 26, 27-28).

И затем дал заповедь: «Делайте это в память обо Мне».

И с тех пор в течение двух тысяч лет ежедневно совершается эта Божественная литургия, связывая нас всех в Единое тело Христово. Телом Христовым мы называем тот хлеб, который Господь претворил в Свое истинное и подлинное Тело. Телом Христовым апостол Павел называет Церковь.

Церковь – это человеческое тело, и как человеческое тело состоит из множества отдельных клеточек, связанных между собой единством жизни, так и Церковь состоит из нас, из множества и множества человеческих личностей, и связаны мы все воедино, потому что имеем в себе эту общую жизнь Христову.

Организм потому и един, что он живет единой жизнью тела, и Церковь потому едина, что в ней есть Единая Евхаристия. Евхаристия – это и есть единство Христовой жизни.

И это то самое Тело, которое было из Пречистых кровей Девы образовано в Ее утробе Святым Духом. Это – то самое Тело, в котором Христос жил на земле, которое было и предано, и поругано, это Его бичевали и распяли на кресте. Это Тело было положено во гробе и воскресло силой Божией из мертвых. Это – то самое Тело, которое здесь, на Престоле, пресуществляется из хлеба молитвами всей Церкви, силой Духа Святого в подлинно Тело Христа. И мы причащаемся уже не просто хлеба и вина, а мы причащаемся действительного Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина. Т.е. меняется не химический состав, а хлеб меняется мистически, т.е. меняется в Божественной тайне сама Сущность этого вещества.

Под видом хлеба и под видом вина мы принимаем Тело и Кровь Христа. И никак иначе мы не можем воспринять Тело и Кровь Христовы, как только под видом хлеба и вина. Это – Таинство Церкви, которое лежит в основе всех Таинств. Ни одно Таинство не совершается отдельно от Таинства Евхаристии. Евхаристия – это и есть Таинство Церкви, или сама Церковь. И мы с вами сегодня причащаемся самого главного Дара, который нам предлагает Бог, – Тела и Крови Христовых. Причащаемся во оставление грехов, причащаемся для того, чтобы соединиться всем воедино в Церкви в Теле Христовом.

Как это происходит? Вот представьте себе. Есть человеческое естественное рождение, мы все рождаемся от своих родителей. А кроме того, есть в природе иное Рождение. Мы рождаемся от своих родителей, воспринимая ветхую природу Адама, а затем мы принимаем Святое Крещение, рождаясь новым Творением водой и Духом.

Каким же образом происходит это новое рождение? Вот есть, братие, рождение, растение от одного корня, но это рождение не единственная возможность расти. Кроме происхождения от одного корня, от одного зерна, есть еще вегетация, т.е. привитие иной почки к дереву. Если садовник бросает семечко яблони в землю, то из него всегда вырастает яблоня, которую мы называем «дичком». Т.е. это яблоня, плоды которой непригодны для употребления в пищу. Они горькие, кислые и мелкие.

И для того, чтобы это дерево стало плодоносным, садовник обсекает все дикие побеги и прививает почку от плодоносной яблони. Привитая почка начинает расти, и растет она от того же корня, питаемая теми же соками земли, но из этой почки вырастает ветка, которая принесет плоды крупные и сладкие, пригодные в пищу. И если садовник будет заботиться об этой ветке, будет обсекать дикие побеги яблони, то эта ветка разрастется и станет деревом, хотя привита она к дичку. А если садовник не будет обсекать дикие побеги, то они разрастутся и эту ветку заглушат, и она умрет, не сумев принести плодов.

Вот здесь сочетается, с одной стороны, таинство Крещения, когда мы прививаемся ко Христу, принимаем эту почку, и эта почка начинает жить новой жизнью. Но новая ветка прививается не взамен новой жизни, прежняя жизнь остается. Остаются дикие побеги, которые всегда могут заглушить благородную почку. Нам приходится постоянно, как усердному садовнику, обсекать эти дикие побеги, т.е. укрощать и уничтожать наши страсти и похоти.

И если мы будем заботиться о том, чтобы преодолеть, укротить в себе наши страсти, то привитая в крещении почка, т.е. Жизнь Христова, разрастется и станет в нас плодоносной силой, приносящей добрые плоды.

Если мы не будем этого делать, то жизнь, привитая нам в крещении, может быть заглушена нашими страстями и умрет, не принеся плода.

И вот мы с вами, братие, причащаемся Тела и Крови Христовых, той живительной и плодотворной силы, которая дает нам возможность жить с Богом и по-Божьи.

Мы приступаем к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, входя в Божественную жизнь. Преподобный Симеон Новый Богослов, причастившись Тела и Крови Христовых, входит в свою келью, и смотрит на свое тело, и пишет в своем дневнике: «Я вижу свои руки и поражаюсь, что это руки, приобретшие Божественную славу. Я вижу, как эта Божественная слава наполняет все мое тело, немощное человеческое тело наполняет Божественная слава, источник жизни» (Прп. Симеон Новый Богослов, Гимн 58).

Вот этого источника жизни мы собираемся с вами, братие, причаститься сейчас. В течение Божественной литургии мы все молились о том, чтобы предлагаемые на престоле хлеб и вино стали действительными Телом и Кровью Иисуса Христа.

А теперь мы с вами собираемся приблизиться к Святой Чаше, чтобы приобщиться Тела и Крови Христовых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

(Осип Мандельштам)

Аминь.

21.04.2011

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Instagram по требованию пользователей заблокировал страницу девушки, которой устроили травлю из-за видео с танцами в хиджабе Какие онлайн азартные игры наиболее популярны в Рунете? Прекрасный полет на воздушном шаре Играть на деньги в онлайн казино "Дьявол покушается на традиции православия": в Магаданской области казаки и священники против строительства крематория

Православная лента