«Сначала просто приходят с куличами». Мучительное осмысление и три причины ухода из Церкви

19.04.2019 8:04 0

«Сначала просто приходят с куличами». Мучительное осмысление и три причины ухода из Церкви

Кто виноват, что люди уходят из Церкви, в чем разочаровываются прихожане, почему священника до сих пор считают оракулом, подменяющим психолога, как меняется миссионерство в условиях интернета и интересно ли христианство людям? Говорим с настоятелем храма священномученика Владимира г. Королева священником Глебом Козловым.

Психолог напутает, а священник правильно скажет

– Нередко людей в храм приводит беда. В последние несколько лет интернет наводнен психологическими текстами, теперь с бедой бегут к психологу. Значит ли, что к священникам наконец стали приходить именно с духовными проблемами?

– К сожалению, у меня обратное впечатление и предвзятый взгляд, как у одного из участников процесса. Сейчас, как никогда ранее, люди путают священника с психологом. К священнику приходят не с духовными, не с мировоззренческими, не с религиоведческими вопросами, а с чисто психологическими, то есть теми, которые не всегда должны и могут быть ему адресованы. Таких людей в храме, по моим ощущениям, становится только больше.

– Это происходит, несмотря на море публикаций о разнице между психологом и священником?

– Путаница возникает именно из-за таких публикаций. Человек слышит, что психологические проблемы может решать кто-то со стороны. Но психолог – это почти психиатр, а с советских времен на этой профессии клеймо, она сопряжена со страхами. Коуч – непонятное и пугающее иностранное слово. «Пойду-ка к батюшке, он почти то же самое, – рассуждает обыватель. – Наверняка что-то сможет придумать. Плюс это бесплатно. Плюс это рядом. Плюс это привычная форма взаимодействия».

У многих есть надежда, ложная, впрочем, что священник – не просто предстоятель на богослужении, человек с минимальным богословским образованием, а такой оракул, проводник Божьей воли.

Психолог, поди, что-то напутает, а вот священник всегда точно и правильно скажет.

– Если люди идут в церковь решать психологические проблемы, значит ли это, что миссия себя исчерпала и не работает?

– Нет, конечно. Как раз это поле для миссии. Люди не идут в храм, пока не случилось скорбей и трудностей. Как только происходит неладное, несутся сломя голову: «Я пришел к Богу с проблемой. Хочу помолиться и изменить жизнь, делаю это осознанно». Это один вариант.

Есть другой, когда в храм человека приводят даже не ложные, а ошибочные представления. Например, он идет за пресловутой психологической консультацией, в своем внутреннем неустройстве ищет коуча, а находит в церкви нечто иное. Часто это «иное» позволяет ему остаться, переозвучив и переформулировав свой вопрос. Одним словом, не всегда человек уходит из церкви разочарованным.

Пространство для миссии изменилось в этой психологизированной и ориентированной на психологическое консультирование среде. Это факт. Но это не значит, что места для христианской миссии вообще больше нет.

– В 80-е годы имена заметных священников и пастырей были у всех на устах: митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Мень… В середине девяностых невероятной популярностью пользовались диакон Андрей Кураев и протоиерей Артемий Владимиров, чуть позже – протоиерей Димитрий Смирнов. Нет ли ощущения, что градус миссионерства вообще снизился?

– Всякое предыдущее поколение говорит про последующее: «Ну, конечно, мельчает люд, нынче не того масштаба, чем давеча». С такими формулировками буду осторожен. Когда речь заходит о современной миссионерской деятельности, надо учитывать два значимых фактора.

Интернета во времена протоиерея Александра Меня не было. Источником были книги. Достать их было почти невозможно. В конце 80-х даже Евангелие нужно было доставать. Например, я впервые услышал Евангелие по радио. Ехал на машине из Москвы в Сыктывкар. Никаких радиостанций, кроме длинноволновых, поймать было невозможно, поэтому почти сутки слушал, как Евангелие без всяких комментариев читают какие-то протестанты. Понятно, что для сегодняшних реалий это экзотический опыт. Люди теснее контактировали, чтобы поделиться, обменяться и самими книгами, и мнением о них.

Сейчас значительная часть информации черпается в интернете. Там находят ответы, в том числе на мировоззренческие вопросы. Двадцать лет назад миссия укладывалась в пять значимых имен, сегодня их в разы больше и они, действительно, стали менее выпуклы. Интернет размыл концентрированную актуализацию на авторах и проблематике. Хочешь – читай митрополита Антония, хочешь – отца Александра Меня, хочешь – Паисия Святогорца, кого-то из современных соотечественников. Это расширяет кругозор, но одновременно менее заметной становится роль миссионера.

«Сначала просто приходят с куличами». Мучительное осмысление и три причины ухода из Церкви

Фото: tatmitropolia.ru

С другой стороны, за минувшие десятилетия люди в большинстве своем нашли ответы. Приходящий сегодня в храм человек уже не чистый лист, у него есть некоторый базис. Что-то прочел, если не Евангелие, то, как минимум, о нем, что-то совершенно точно знает о христианстве. Не всегда при этом люди имеют верное представление, но имеют же. Удовлетворяют любопытство в интернете, идут в ближайший храм, благо их много, общаются лицом к лицу со священником.

Сначала куличи, а потом – мучительный период осмысления

– В какой степени христианство интересно сегодня людям, что-то изменилось?

– Боюсь, в своем ответе я не буду глубок и оригинален. Я сам пришел в Церковь в 1992 году, то есть уже 27 лет назад. Такого потока, когда люди приходили в храм «пачками» и в составе делегаций, конечно, нет. Число впервые пришедших в церковь снизилось. Каждый новый человек – штучный продукт и всегда индивидуальное посещение. Не думаю, что проблематика и вопросы, с которыми люди приходят, как-то поменялись. Запросы остались теми же.

Всякий из нас ищет в церкви дополнительного измерения своей жизни, объяснения некоторым событиям в ней. Есть те, кто спрашивает: «Как понять Евангелие?», но большинство приходят с вопросами: «Почему Бог это попустил? Почему это случилось в моей жизни?» Другое дело, что не всегда теперь человек готов и хочет поговорить об этом со священником. Многие приходят в храм, чтобы просто обратиться к Богу, и мыслят священника как фигуру побочную.

– Наблюдаете, что в храме Великим постом людей больше? Те, кто хочет открыть для себя православие, как-то стекаются в это время?

– Постом людей больше, конечно, и на будних службах, и на воскресных, но это все-таки другой контингент. Я бы назвал период поста временем активизации тех, кто уже является прихожанином (то есть не миссионерская аудитория). Люди чаще начинают ходить в церковь, интенсивнее позиционировать себя в качестве прихожан, но признаюсь, увеличения мировоззренческих вопросов постом я точно не наблюдаю.

– Прийти на Пасху куличи святить – весело, радостно и драйвово. Пост и длинные службы, мудреные правила – сложно и скучно. Не кажется ли вам, что часто людей пугают правила?

– Думаю, это просто три разные стадии воцерковления. Сначала человек приходит с куличами, просто потому, что все так делают и это почти ничего не требует взамен. Потом он начинает узнавать “мудреные правила” и, чуть узнав, уже считает себя знатоком, правила его не пугают, а наоборот, воодушевляют.

А потом начинается медленный и очень непростой период осмысления. Иногда мучительный и почти бесконечный. Но остается шанс, что за самими правилами мы увидим, наконец, зачем они существуют и к чему нас ведут. Что мы попытаемся соотнести их с Евангелием и применить к своей собственной жизни как на богослужении в храме, так и вне его.

– Сталкиваетесь с тем, что люди расцерковляются, уходят? Есть ли объяснения, почему так происходит?

– Сталкиваюсь, конечно. Но надо понимать, что информации здесь много быть не может. Никто не рассылает декларацию: «Все, ухожу из Церкви, потому что…» Так только Лев Николаевич мог в своей «Исповеди» заявить. Обычно человек выпадает из общения, пропадает с глаз, о нем удается узнать от третьих лиц, часто по косвенным признакам. Статистика не очевидна, но основных причин расцерковления всего три.

«Сначала просто приходят с куличами». Мучительное осмысление и три причины ухода из Церкви

Фото: VK / Симбирская митрополия

Первая: подростковый бунт. Ребенок ходил в храм с родителями, был послушным, потому что мама с папой держали его в ежовых рукавицах и церковных рамках. Как только начинается бунт против родителей, тут же это касается и навязанных ценностей, в том числе церковной практики. Вырос и из храма тут же ушел. По моим наблюдениям, взрослея, такие дети все-таки возвращаются.

Вторая причина: разочарование собой в Церкви. Придя в храм, некоторые уверены, что за короткий период времени им удастся достигнуть высокой духовности и совершенства. Но так точно не бывает. Тогда человек делает вывод: «О, да это не работает!» Такая ситуация напоминает мне притчи о зернах. Это и есть та самая неглубокая почва, где росток проклюнулся, но, не имея должного питания, засох.

Третья причина: неспособность людей носить тяготы друг друга. Апостол Павел говорит в Послании галатам: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». В храме мы особенно к этому призваны, должны быть терпеливы к тому, кто рядом. Но не всегда получается. Тогда-то и начинаются рассказы о грозных церковных бабках, которые набрасываются на женщин, пришедших в храм в брюках или с плачущими детьми…

«Церковная бабка» – это почти мифическая фигура. Если принять ее за метафору неспособности терпеть друг друга, другой темп религиозности, эмоциональности, другой тип борьбы с собственным грехом, то это лучшая иллюстрация.

Как только люди перестают или разучаются друг друга терпеть, тут же начинают раздражаться на соседа-прихожанина, потом на священника, потом на настоятеля, начитавшись в интернете о пороках православных, ополчаются уже на всю Церковь. Неспособность нести тяготы другого, принимать другого, наверное, одна из самых распространенных причин ухода из Церкви.

В основе разочарования Церковью и разочарования собой всегда лежат ложные ожидания и надежды. Я утрирую, но наверняка вы слышали людей, которые с разной степенью откровенности заявляют: «Я думал, что вы тут все безгрешные…» То есть он ожидал безгрешности от всех остальных, столкнулся с тем, что безгрешных нет, то есть мы все его разочаровали, потому-то он решил уйти. Его надежды не сбылись. Но это лишь значит, что человек ждет от Церкви то, что она не может ему предложить.

Вторая сторона медали – бессилие. Целеполагание было верным, но человек не справился, устал, не захотел прилагать дополнительных усилий…

– Так что делать, чтобы из Церкви не уйти?

– У апостола Павла есть слова: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Способность находить свет и радость в жизни вообще и в частности – очень ценная способность. Если человек не будет радоваться ближнему и Богу, то ему будет грустно и уныло и вообще в жизни, и в Церкви в частности.

Великий пост – не время диеты, не время духовного маскарада, когда себе и окружающим предстаешь мрачно постящимся. Пост – время вопросов к самому себе, возможность расти и укрепляться. Это время еще раз задуматься о целеполагании, о том, зачем, для чего, как живу, что делать в этой жизни. Это время радости.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В магнитогорском храме молодежь устроила фотосессию с танцами и прикуриванием от свечи В Австралии комиссия, пять лет изучавшая педофилов и их жертв, потребовала от католиков отменить тайну исповеди и сделать целибат добровольным Папа Римский лишил сана девятерых украинских монахов, "изгонявших бесов" Милонов нашел оскорбление чувств верующих на сайте "СПИД.Центр" Муфтий Египта запретил торговлю биткоинами, последовав примеру светских властей

Православная лента