В одном из выпусков программы «Жить здорово» Елена Малышева объявила, что остеопаты — шарлатаны и за помощью лучше обращаться к мануальным терапевтам. Этим возмутился президент Российской ассоциации остеопатов Дмитрий Мохов, в ближайшее время он намерен встретиться с телеведущей и обсудить свои претензии. «Правмир» поинтересовался у практикующих врачей, что они думают об остеопатии, на что нужно обратить внимание при выборе этого метода лечения и как отличить специалиста с подготовкой от шарлатана.
Остеопатия — система альтернативной медицины, которая считает первопричиной болезни нарушение структурно-анатомических отношений между различными органами и частями тела — «остеопатическую дисфункцию». Как лечебный метод остеопатия появилась в XIX веке. В Россию направление пришло в начале 1990-х годов — тогда первые остеопаты ездили учиться в Великобританию и Францию. В 2012 году Минздрав утвердил должность врача-остеопата, а в 2015 году включил остеопатию в официальную номенклатуру медицинских специальностей. Сейчас профильные кафедры работают в некоторых медицинских вузах, например, в петербургском СЗГМУ им.Мечникова и московском Первом МГМУ им.Сеченова. Но в самом медицинском сообществе отношение к остеопатии весьма неоднозначное.
Павел Бранд, невролог, медицинский директор сети клиник «Семейная»
Павел Бранд
Что такое остеопатия, никто не знает. Это в большей степени вариант воздействия на психосферу, чем на физическую составляющую. Научных данных, подтверждающих, что она что-либо делает, нет. Это, по своей сути, гомеопатия, только без сахарных шариков. Какое-либо позитивное воздействие может быть благодаря эффекту плацебо или комплексному эффекту от лечения, когда пациенту становится лучше от самого факта, что его лечат.
В том, что остеопатию включили в перечень медицинских специальностей — больше политики, чем медицины и науки. И не такие чудеса случаются у нас в стране. В США остеопатию включили в медицинскую практику, чтобы защитить таким образом пациентов. Остеопатия стала набирать популярность, люди — страдать от недоказанной медицинской помощи, поэтому остеопатов вынудили получать медицинское образование. Это снизило число остеопатов, а кроме того они стали заниматься вполне реальной медициной. У нас же выдумывается масса псевдонаучных терминов.
В чем проблема с подходом «мне помогает/не помогает» — для науки личное мнение не имеет значения. Важно сравнение метода с плацебо. И мне неизвестно о плацебо-контролируемом масштабном исследовании, доказавшем эффективность остеопатии. Эта практика может оказывать психотерапевтическое воздействие, учитывая недоверие людей к психиатрам — снимать тревогу, возможно. Или возьмем боль в спине — с чем к остеопатам обращаются чуть ли не чаще всего — она в наибольшей степени поддается плацебо-терапии.
Да, есть остеопаты, которые используют современные техники мануальной терапии, для применения которой действительно есть ряд научных обоснований. Например, подвывих сустава – убрали его, боль прошла. Понятная история. А вот краниосакральный ритм — это понятие физике и биологии неизвестно.
Из плюсов: остеопатия, по всей видимости, не может навредить. Запрещать ее не нужно. Но и медициной называть не надо.
В моем понимании это элементы целительства, если это помогает кому-то чувствовать себя спокойнее – почему нет.
В случае с детьми плацебо-эффект, в том числе и от остеопатии, во многом реализуется через родителей — чем больше они верят, что это помогает. Особенно в тех случаях, когда современная медицина все еще не может помочь. Тогда появляются акупунктура, уринотерапия, эпилептолог, предлагающий лечить аутизм верблюжьим молоком. Сутевая нагрузка та же — в поисках выхода родители бросаются в альтернативные методики. Остеопатия вдобавок подгружает философской составляющей: тогда доктор начинает верить во все эти методы и перестает быть врачом в современном понимании этого слова.
Ярослав Ашихмин, кардиолог и терапевт
Ярослав Ашихмин
Вопрос сложный. Остеопатия базируется на магических представлениях о наших телах, противоречащих знанию и науке. Идеи о тонких «астральных» телах и меридианах иначе как бредом назвать нельзя.
«Классические» врачи не рекомендуют остеопатию. При этом остеопаты могут использовать довольно эффективные техники мануальной терапии, вне зависимости от их концептуального фундамента. И пациент в этом случае может подумать, что положительные изменения произошли из-за воплощения какой-то магической «остеопатической» силы, а не благодаря простым манипуляциям. Дело в том, что продвинутая мануальная терапия решает проблемы в ряде случаев, например, при синдромах дистонии или мышечно-тоническом синдроме, способна купировать болевой синдром.
Кроме этого остеопаты могут использовать упражнения и техники из арсенала инструкторов ЛФК.
На Западе таких специалистов называют физиотерапевтами — это такая «ЛФК 3.0». И вот эта методика существенно более эффективна, чем остеопатия. У нас просто не любят этот термин — ЛФК, а на вывеску «остеопат» идут.
Остеопаты очень разные: есть те, кто обучен правильно и использует мануальные практики, а есть те, кто относится к магам и к медицине отношения не имеет. И «правильный» остеопат всегда будет слушать консультации невролога перед каким-либо вмешательством, невролог — всегда руководитель остеопата.
В случае с детьми есть еще следующий момент: часто их проблемы проходят сами собой. Мы сталкиваемся с валом необоснованных диагнозов типа “энцефалопатия” и “гипоксия”, с которыми здоровые дети выписываются из роддомов. И ужасающая практика, когда в роддоме матери заявляют, что с ее ребенком что-то не то. Дома, логично, с ребенком все отлично, день ото дня он набирает массу тела, а мама думает, что это эффект от остеопатии.
Дмитрий Мохов, главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Российской Федерации по остеопатии
Дмитрий Мохов
Официальное признание остеопатии было бы невозможным, если бы не ее доказанная эффективность и огромная востребованность у пациентов. Существующая нормативная база по остеопатии полностью регулирует деятельность в этой области, как в плане подготовки специалистов, так и в плане оказания остеопатической помощи. На сегодняшний день остеопат – это такой же врач, как невролог, терапевт, офтальмолог или хирург.
К остеопату можно обращаться как по направлению врача, так и самостоятельно. Остеопатия наиболее эффективна при наличии функциональных (обратимых) нарушений в организме, в том числе и в ситуациях, когда диагноза еще нет, но есть какой-то дискомфорт. Также остеопатия эффективна в системе реабилитации инвалидов, а также после перенесенных заболеваний, травм и операций.
Остеопатическое лечение безопасно, обеспечивает индивидуальный подход к пациентам, позволяет снизить лекарственную нагрузку, хорошо сочетается с другими методами лечения.
Некоторые жалобы могут быть следствием серьезного заболевания (инсульта, артрита, перелома, органических изменений); остеопатия в этих случаях не излечит основную проблему, но уменьшит болезненные симптомы, поможет в реабилитации и сделает жизнь более комфортной. Врач-остеопат работает во взаимодействии с врачами других специальностей и достаточно часто направляет к ним своих пациентов для уточнения диагноза и исключения противопоказаний.
Тем не менее «специалистов», называющих себя остеопатами без необходимого образования и документов, все еще очень много. Они нарушают закон, дискредитируют специальность и подвергают опасности здоровье пациентов.
Чтобы обезопасить себя от встречи с ними, важно знать, что остеопатия – это специальность высшего медицинского образования, так же как неврология, хирургия, терапия и т.д., и такие методики, как «остеопрактика», «остеонетика», «остеопатический массаж», «новая остеопатия» и т.д., не имеют к остеопатии никакого отношения!
За время существования остеопатии – а это почти 150 лет – накоплено большое количество сведений, доказывающих ее эффективность при различных заболеваниях и состояниях. С обзором можно ознакомиться на информационном портале «Остеопатия России», здесь же можно найти перечень научных работ, проведенных российскими специалистами. К настоящему моменту в стране защищено 27 диссертаций по этой специальности.
Людмила Бутенко, главный врач клиники «Остеон», врач-остеопат и реабилитолог
Людмила Бутенко
В основе остеопатии лежит принцип неразрывного единства организма человека. Всё в нем – все системы и органы – должно работать в едином ритме, двигаться в такт друг другу. Все они тесно связаны между собой, их взаимное влияние так велико, что нарушение в работе одного из них неизбежно вызывает сбой по всей «цепочке». Например, воспаление придатков у женщин приводит к тому, что матка теряет свою подвижность, и следом эта проблема затронет позвоночник, ведь матка связана с некоторыми его сегментами, а также с крестцом. Еще один важнейший постулат остеопатии – организм человека имеет естественную способность к саморегуляции, по сути – к самолечению. Врач-остеопат возвращает ее прежде рассогласованному из-за разных нарушений телу.
Для того, чтобы выполнить эти задачи, ему необходимы знания о тончайшей биомеханике тела, физиологии движений, всех вариантах ее нарушений и способах коррекции. Благодаря такому глубокому подходу остеопатия позволяет работать на уровне систем, которые регулируют организм — центральной нервной, пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой. Это очень высокий уровень лечения, ведь врачу нужно еще хорошо понимать, как все эти системы работают в сочетании друг с другом.
Врачи-остеопаты – не обособленная когорта, мы не противопоставляем себя другим врачам. И не считаем, что остеопатия – панацея. Да, возможно, пациенту нужна, например, помощь невролога и он предлагает терапию препаратами. Но если врач-остеопат видит, что кровоток в голову не приходит, как быть? Сосудистые, метаболические препараты активизируют обменный процесс между кровью и головным мозгом, но как они будут «работать», если кровоток страдает? Наша задача – понять, в чем дело: кровь не приходит или не уходит? Или кости черепа пациента так зажаты, что начался венозный застой?
У нас – клинический центр, мы работаем с врачами других специальностей, делаем электрокардиографию, ЭХО – смотрим сердце, внешнюю функцию дыхания. Все показатели до и после процедуры очевидны. Пациент приходит с болью в пояснице, сердечно-сосудистой аритмией – мы смотрим весь организм, и я понимаю, что у него – задержка венозной порции крови в ногах и поясничном отделе. Восстанавливаем кровоток, день-два-три – боль уходит. И после процедуры по результатам дополнительных исследований мы видим, что кровоток меняется – есть разница до и после. Мы стремимся вывести остеопатию на уровень доказательной медицины.
Остеопатия – «наука» мягких прикосновений, внимательных и продуманных.
Врач-остеопат работает с пациентами только с помощью рук. Все органы и ткани человеческого организма имеют свою температуру, форму, плотность и подвижность. С появлением нарушения и началом болезни эти их свойства меняются.
Мягкими прикосновениями, которые называются пальпацией, врач-остеопат тщательно «осматривает» пациента. Он изучает положение разных частей тела относительно друг друга, осанку, положение тела стоя, во время ходьбы, сидя и лежа, и определяет круг нарушений, которые появились в организме: ограничения в подвижности позвоночника и суставов, напряжение мышц и связок, нарушение положения и степень подвижности органов.
Определив нарушенную зону, поставив диагноз, врач использует необходимые остеопатические техники, которые помогут снять спазм мышц, устранить блокировку в суставе, наладить кровоснабжение и так далее. В сравнении с мануальной терапией, остеопатия – более глобальный подход, основанный на целостном взгляде на человека. Мануальные терапевты используют трастовые техники: повернули – хрустнуло.
Врачи-остеопаты работают с помощью множества мягких методик – на скелетно-мышечной системе, на внутренних органах, на сосудах, а еще – с использованием техник балансировки внутренних органов относительно опорной системы.
Что нам мешает понять остеопатию? Мы живем в современной культуре, которая прочно связывает лечение человека с фармакологией и прогрессом медицинских технологий. Этот подход стал для нас привычным. Остеопатия делает нашим главным врачом – сам организм. И доказывает, что лишь достигнутый им эффект будет стойким и сохранным.
Алексей Волошин, анестезиолог-реаниматолог, руководитель Клиники боли Центра эндохирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ)
Алексей Волошин
Я – представитель классической университетской медицины, но, тем не менее, признаю остеопатию и остеопатов. Все дело в правильном формировании запроса: для серьезной прогрессирующей болезни остеопат — явно не оптимальный выбор, вероятно, он не только не сможет помочь, а скорее — навредит. А вот людям, тревожным по складу характера, не имеющим серьезных проблем со здоровьем, а испытывающим скорее внутренние проблемы — психотерапевтическая составляющая остеопатии, а это единственная составляющая, которая действительно работает, может быть очень полезна.
Например, у ребенка вполне может быть нормальное развитие, он просто говорить начал в два года. То есть фактически он здоров, и мы главным образом говорим о психотерапии родителей, делаем их спокойнее и таким образом – через климат в семье — воздействуем на ребенка. В таком случае остеопат может быть и полезнее детского невролога, который может начать пичкать ребенка всякими «фуфломицинами», актовегинами, другими белками сомнительного происхождения, которые не только не полезны, но зачастую и небезопасны – например, могут вызвать аллергию.
Так же обстоят дела с головной болью, возникающей от недосыпа, стресса и напряжения, болью в спине, вызванной стрессом — посещение остеопата может приносить облегчение. И не в последнюю очередь за счет хорошо поставленной, срежиссированной психотерапии. Когда же мы говорим, например, о деформирующих артрозах, онкологической боли, сдавлениях нервов и других состояниях, где боль имеет серьезное основание и не пройдет сама — здесь нужна помощь врача.
Поэтому я остеопатов не считаю конкурентами, это просто другой уровень проблемы.
Мы не так уж редко рекомендуем своим пациентам психотерапию, которая зачастую может быть единственным необходимым лечением. В свою очередь остеопат тоже это понимает и отправляет к врачу, если речь идет о серьезной болезни.
Вы собрались к остеопату. Что нужно знать
1. Остеопатом в России может быть только врач. Массажист, медицинская сестра, тем более – человек без медицинского образования не имеют права называть себя остеопатом.
2. Обращайте внимание на образование врача. Остеопат должен иметь диплом о высшем медицинском образовании и сертификат по специальности «остеопатия» государственного образца, или диплом об окончании института остеопатии, в котором он прослушал не менее трех тысяч академических часов, или диплом о профессиональной переподготовке.
3. У центра, в котором работает выбранный вами специалист, должна быть медицинская лицензия — обычно она размещается на информационной доске. В открытом доступе должна быть и информация об образовании практикующих специалистов. Это требования регулирующих органов, поэтому подобные вопросы в действительно медицинском учреждении никого не смутят и будут восприняты адекватно. Кроме того, в конце 2017 года вступило в силу постановление Правительства, включившее остеопатию в перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. И до конца текущего года все медучреждения, в которых ведут прием врачи-остеопаты, обязаны получить лицензию по остеопатии или прекратить оказание этих услуг. Реестр клиник, уже имеющих лицензию по профилю «остеопатия», можно посмотреть здесь.
4. Проверьте, входит ли доктор в реестр сертифицированных врачей. Крупнейший реестр ведет Российская остеопатическая ассоциация (РОсА). Это подтвердит, что специалист действительно прошел обучение, защитил диплом и имеет право вести прием как остеопат.
5. Обратите внимание на взаимодействие с другими врачами. Хороший врач работает в связке с врачами других специальностей и не возьмется лечить пациента, которому не в состоянии помочь.
6. Врачи советуют искать отзывы реальных людей о докторе. Если у вас есть конкретный диагноз, обратите внимание, что пишут о результатах лечения пациенты с такими же жалобами.
7. Не поддавайтесь соблазну вызвать специалиста на дом, только клиника несет ответственность за качество медуслуг и подготовку врача, а также дает возможность коллегиального решения проблемы — в случае трудностей врач сможет посоветоваться с другими докторами.
8. Последний, но очень важный момент — опыт врача. Важно, чтобы практика не прерывалась. Квалифицированным считается специалист со стажем от 5 лет и более.