Протоиерей Алексий Иродов. Фото: Павел Лебедев/pravlife.org
Молитва Ефрема Сирина. Казалось бы, так все просто. Ведь молитва – это «все хорошее», значит, все безопасно и полезно.
Человеку всегда кажется, что на молитве должен работать Бог. Как только ты начал говорить молитву, она сама за тебя все изменит, исправит тебя. А тебе нужно только не мешать, расслабиться и ждать чуда. Ведь ты же искренне нерассудительный, а значит – это у тебя вера. Мне кажется, что это попытка манипулировать. Мы как бы специально отключаем мозг, чтобы дать место чуду. И называем это молитвенностью. От этого и бывает бесплодной наша молитва, ведь понять и измениться должны мы, а не Бог.
Людям кажется, что «видеть свои согрешения и не осуждать брата своего» должно быть похоже на тотальное всеобъемлющее забытье, некую лоботомию, после которой о бывших обидах мы забываем так, что даже не можем вспомнить. На самом деле так думать ошибочно. Все, что происходит с нами в жизни, это важный опыт. Как бы мы ни пытались забыть его, это не получится. Человек, который пытается простить усилием воли, все равно потом вспоминает обиду, и обида возвращается, такая же, как была.
Перед нами стоит задача не искоренить в себе память обо всех обидах. Наоборот, Господь говорит (Мф.5:39-41): «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
Это значит, что не нужно противиться обиде, нужно взять на себя труд разобраться в том, что случилось. Беда ввергла нас на одно поприще, а мы прошли два поприща внутри нашего сердца.
Видение своих грехов и при этом неосуждение брата не означает, что мы освобождаемся от обязанности давать нравственную оценку происходящему. Иначе такое, казалось бы, неосуждение становится просто слепотой.
Ничего не видеть – тогда становится добродетелью. Эта слепота превращает в банду преступников любое общество. И это мы можем видеть каждый день. Ослепленные таким безразличием, люди делают зло единодушно, искренне уверенные в своей правоте (Иер.9:5): «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости».
Я уверен, что молитва Ефрема Сирина не должна принести такой плод. Молитва имеет в виду человека, порабощенного унынием, праздностью и любоначалием. Когда душевные силы ослабевают, хочется обидеться на весь мир. Обвинить всех. От этого человек и молится: «Дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего».
Обида – это факт нашей жизни. Обидчивость – это грех. Грех тогда, когда человек, заблуждаясь, увлекается своей обидой. Намеренно обижается. Использует обиду как средство для манипуляции. Чужую вину полезнее понимать доброжелательно, как чужую беду. Вина обижающего человека перед Богом настолько велика, что ее одной уже хватит для его погибели, даже если не брать во внимание твои личные эмоции.
Мы должны отличать само прегрешение против нас от нашей обиды. Если само прегрешение мы должны заметить и опознать, то обида должна служить нам, а не мы ей. Обида – это только эмоция, это сигнал, который не надо считать самостоятельным явлением. Она показывает, что произошло нечто плохое. Бывает даже так, что мы по легкомыслию нашему или преступному безразличию не замечаем произошедшей неправды, но ощущение, какая-то тень обиды, само напоминает нам, что нечто произошло.
Остается только разобраться, не показалось ли это нам и что это на самом деле, что произошло, в какой мере это тебя касается? Что должен предпринять ты, чтобы не прозевать, ведь тебя обязательно спросит Господь, почему ты не помог или хотя бы не скорбел о чужой неправоте. Может быть, виновен ты сам. Почему не разобрался, где правда, ведь такое знание должен любить каждый христианин. Чтобы выйти самому из тьмы неведения.
Обида на ближнего – это очень плохое имущество, опасная сеть для того, кто думает ею воспользоваться.
Обращать чужую вину для своей корысти всегда проигрыш. Привычка выстраивать собственную правоту на том, как тебя обидели, делает нас жалкими.
Человеку кажется, что Бог увидит, как вы обижены, и придет извиняться, и всех обидчиков жестоко покарает. А сам человек тогда собирается заступаться за наказанных Богом и говорить, что всех жалко. Такой хитрец всегда становится жертвой сам. Легко попадает под свое же осуждение перед Богом и людьми.
Если мы навыком научим себя, что обида – это только эмоция, не будем зациклены на ней, объясним своей обиде, что она может уже отступить, доброжелательно простить человеку его грех перед тобой, тогда становится видна сама проблема, в чем она. Против самой этой проблемы можно пытаться вести борьбу. Такая борьба обычно не имеет успеха. Человек ошибается системно и не будет вас слушать. Но в этом и есть правота. Обиду простить и остаться доброжелательным. Знать и свидетельствовать правду. Собственная правота – это богатая добыча, ради нее стоит потрудиться.
Все наши жизненные неправды – это только повод научиться. Это таланты, которые нужно правильно потратить, чтобы найти и преумножить благо для себя и ближних, для Царствия Небесного. Глупо потратить жизнь на обиды. Быть обиженным – это сомнительное счастье.
Для прощения обид человеку нужна причина. Неверующий человек прощает по-разному. От гордости, от слабости, из корысти, но всегда временно, позже он вспоминает то, что когда-то простил.
Верующий должен прощать от любви. Господь простил нас, и мы должны простить. Тем более из Священного Писания мы знаем, что от нашего прощения зависит только наша участь. Прощая обидчиков, мы освобождаем от наказания только себя. Обидчик остается виновен перед Богом (Рим.12:20): «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
Любовь не слепа. Она все видит, всему веру имеет, всего надеется, но при этом она не ищет своего. Поэтому ей можно доверить. Она способна вместить, не повредив, доброжелательно и равнодушно.
Внимательно видеть и искать правильное решение. Любовь не воспользуется своим знанием для зла, она умеет видеть греховную рану ближнего и не употребить это для постыдной корысти осуждения. Ведь осуждение по смыслу – это только попытка заработать на горе ближнего.
Любовь все видит, и не слепая, а, напротив, очень зрячая.
Поэтому мы и молимся: «Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви дай мне». Чтобы обязательно видеть трагедию всего мира и себя в этом мире, и не осуждать. Возлюбить – означает видеть и свой грех, и чужой, всю беду и все зло, и оставаться доброжелательным.