Как будут жить люди в эпоху искусственного интеллекта и какой рынок труда ждет наших детей? Об этом размышляет профессор Массачусетского технологического института Макс Тегмарк. Его книга «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта» вышла в издательстве Corpus.
Макс Тегмарк
Так какой же совет относительно карьеры мы можем дать нашим детям? Своих я, как правило, уговариваю заняться тем делом, с которым машины пока справляются плохо, поэтому перспективы автоматизации в ближайшем будущем там не просматривается.
Последние прогнозы относительно перспектив захвата машинами рабочих мест позволяют сформулировать несколько полезных вопросов, которыми стоит задаться, прежде чем принимать решение о получении образования. Список может быть, например, таким:
Требует ли профессия взаимодействия с людьми и использования социальных навыков?
Нужен ли в ней творческий подход и принятие нестандартных решений?
Предполагается ли работа в непредсказуемой обстановке?
Чем больше утвердительных ответов на подобные вопросы вы можете дать, тем лучше будет ваш выбор будущей карьеры. Это означает, что относительно безопасно вкладываться в профессии учителя, медсестры, врача, ученого, предпринимателя, программиста, инженера, юриста, соцработника, священника, художника, парикмахера или массажиста.
Напротив, профессии, подразумевающие выполнение одних и тех же повторяющихся или очень структурированных действий в предсказуемой обстановке, с большой вероятностью скоро будут полностью автоматизированы.
Наиболее простые варианты такой работы компьютеры и промышленные роботы захватили уже давно, и совершенствование технологии скоро приведет к ликвидации еще большего их количества — операторов интернет-магазинов, складских рабочих, кассиров, машинистов на железной дороге, пекарей и линейных поваров.
Вероятно, за ними в самом ближайшем будущем последуют водители грузовиков и автобусов и таксисты. Еще больше профессий (включая параюристов, кредитных аналитиков, банковских служащих, бухгалтеров и налоговых инспекторов), которым не грозит полное исчезновение, но им суждено пережить автоматизацию большей части своих функций, и оттого в них будет занято значительно меньше людей.
Но держаться подальше от опасностей автоматизации — не единственный критерий в выборе карьеры. В эпоху глобальной информатизации стремление стать профессиональным писателем, режиссером, артистом, спортсменом или модельером рискованно по другой причине: хотя представителям этих профессий в ближайшее время не грозит серьезная конкуренция со стороны машин, у них будет быстро расти и ужесточаться конкуренция с другими людьми, в соответствии с теорией суперзвезд, о которой говорилось выше, и очень немногие смогут преуспеть.
Во многих случаях было бы проявлением близорукости и легкомыслия давать карьерные советы на уровне профессии в целом: многие из них не будут уничтожены полностью, но будут автоматизированы очень многие из тех задач, которые сейчас решаются специалистами.
Например, если вы идете в медицину, не становитесь рентгенологом, задача которого анализировать снимки и который заменен системой IBM Watson, будьте врачом, который говорит рентгенологу, что надо снимать, обсуждает результаты с пациентом и принимает решение о плане лечения.
Если вы идете в финансовую сферу, не становитесь «компьютерщиком», который использует имеющиеся алгоритмы для анализа данных — он легко будет заменен программой, а становитесь управляющим фондом, который использует результаты анализа для стратегических инвестиционных решений. Если вы идете в юристы, избегайте подсобных функций помощника, который должен проверять тысячи документов на этапе сбора данных и легко может быть заменен автоматом, но старайтесь стать адвокатом, который дает клиенту консультации и представляет его дело в суде.
Пока что мы изучили возможности самих людей максимально увеличивать шансы на успех на рынке труда в эпоху искусственного интеллекта. Но что могут сделать правительства, чтобы помочь работоспособной части своего населения добиться успеха? Например, какая система образования лучше готовит людей для рынка труда, меняющегося в условиях быстрого развития искусственного интеллекта?
Годится ли для этого наша уже существующая модель, с одним или двумя десятилетиями на получение образования, за которыми следуют четыре десятилетия работы по специальности? Или лучше от нее перейти к системе, когда несколько лет люди работают, затем на год возвращаются обратно в школу, чтобы потом еще поработать несколько лет? Или непрерывное образование (возможно, онлайн) должно стать необходимой частью любой профессиональной деятельности?
А какая экономическая политика будет наиболее успешной в деле создания новых рабочих мест? Эндрю Макафи утверждает, что есть много стратегий, которые могут быть успешны: и подразумевающие массированные инвестиции в науку и образование, и развитие инфраструктур, содействующих миграции и стимулирующих предпринимательство. Он чувствует, что «сборник легких этюдов для экономики написать можно, но никто не станет играть по написанному», — по крайней мере, не в Соединенных Штатах.