«Я уже могу не поститься – это не цель, а средство». Но достигнем ли мы цели?

14.03.2019 13:40 2

«Я уже могу не поститься – это не цель, а средство». Но достигнем ли мы цели?

«Когда человек наводит в комнате порядок, и вот, казалось бы, уже все убрано, становится видно каждую пылинку. А когда она забита всяким хламом, то, кажется, и убираться не нужно, и так сойдет». Почему странно считать, что через 10 лет осмысленной церковной жизни пост не нужен, и как поймать подходящий ритм, чтобы услышать пост как биение собственного сердца – рассказывает протоиерей Виктор Григоренко, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Семхозе.

– Отец Виктор, в чем вам видится главная задача поста?

– Главное во время поста – попытаться еще глубже и прочнее выстроить личную связь с Богом, стараться проживать каждый день так ответственно, как будто это последний день твоей жизни.

Традиции поста в жизни Церкви бывали разными, но то, что мы сейчас имеем, мне кажется, оптимальный вариант, который основывается на накопленном в Церкви опыте.

Другое дело, что под постом люди подразумевают. Ведь, сколько мы бы ни обсуждали это, для многих пост – все равно лишь воздержание от той пищи, от которой предписывается воздерживаться, необходимость следить, что в какой день можно или нельзя. Человек, который воспринимает пост как кулинарные предписания, превращается в постника-гурмана, который раздумывает, что надо особенную пищу себе приготовить. Это, конечно, очень примитивное понимание поста.

– Но вот человек в Церкви лет двадцать, десять лет назад уже понял, что пост – это не диета, стал внимательно следить за богослужениями. А перед очередным постом вдруг понял, что в нем самом никаких изменений не происходит. Возникает вопрос – зачем тогда все это надо?

– Не надо ждать быстрых изменений, не надо ставить себе оценок. Пусть нам оценки ставит Господь и, возможно, наши духовные наставники.

Поэтому пусть наш герой не задает себе лишних вопросов. Если человек по-настоящему живет церковной жизнью, то он все больше видит то, с чем нужно в себе бороться. Когда человек наводит в комнате порядок, и вот, казалось бы, уже все убрано, становится видно каждую пылинку. А когда она забита всяким хламом, то, кажется, и убираться не нужно, и так сойдет.

«Я уже могу не поститься – это не цель, а средство». Но достигнем ли мы цели?

Протоиерей Виктор Григоренко. Фото Анны Гальпериной

Странно думать: «Я уже всё прошел, мне уже ничего не нужно, я уже могу не поститься, потому что теперь понимаю, что это не цель, а средство. А цели я могу и без этого достичь».

У отца Александра Меня есть прекрасные рекомендации в брошюре «О проведении Великого поста», изданной по благословению митрополита Ювеналия. Он как раз там советует сосредотачиваться на неделях Великого поста, так как в каждую из них вложен свой смысл. Так например, в неделю воспоминания святителя Григория Паламы (святого-молчальника) хорошо ограничить себя в излишнем общении с людьми, меньше говорить, пустословить, отказаться от ненужных встреч и дел…

Включиться в пост, как в ритм собственного сердца

– Что означает Великий пост лично для вас?

– В последнее время я стараюсь быть последовательным. Я понимаю, время бежит быстро, в том числе время Великого поста, которое воспринимается как предпасхальное, ведь оно нас ведет к самому главному празднику. К Светлому Христову Воскресению хотелось бы подойти как можно более собранными, освобожденными, по возможности, от страстей, переживаний, иногда совсем ненужных. Поэтому так важно находиться в богослужебном ритме поста. Это помогает, поскольку вся наша жизнь – ритм: солнце встает и заходит, наступает весна, листья распускаются, а потом – осень и они опадают. Всему свое время.

Для меня важен ритм церковной жизни в целом, Великого поста в частности, это – очень важное движение. Когда ты включен в этот ритм, ты чувствуешь его, как биение своего собственного сердца.

– Как этот ритм не заглушить ритмом современной жизни, повседневных забот?

– Устройство церковной жизни помогает этому. Важно бывать в храме во все воскресные дни и причащаться Святых Христовых Таин. В ранние времена частое причащение было нормой. Об этом свидетельствует Литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая в будние дни.

В настоящее время мирянам трудно бывать в храме в рабочие дни, поэтому для них ежевоскресное участие в Литургии необходимо. Суета рабочей недели и пустое вечернее времяпрепровождение должны уйти, поэтому важно отказаться от просмотра телевизионных программ, особенно политического и развлекательного характера.

– Если человек не смотрит шоу, а книжки в свободное время читает…

– Тогда пусть читает Священное Писание, сейчас доступно много полезных толкований и комментариев. За время поста нужно прочитать все четыре Евангелия. Не может быть, чтобы человек добился всех вершин совершенства. Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» нам постом в помощь. Ее нужно читать регулярно. Кроме того, к утреннему и вечернему правилу хорошо добавить чтение Псалтири на русском языке.

Вообще, чтение – это тоже работа. Ритм городской жизни, ритм повседневных забот может сильно захлестывать, но мы этому должны противостоять, настраивая себя так, как кому необходимо. У кого-то ритм жизни сбивчивый, неустоявшийся, и в дни поста, возможно, стоит придерживаться более строгого режима – раньше ложиться спать и раньше вставать, для того, чтобы, опять же, помолиться и прочитать что-то полезное. Каждый случай индивидуален.

Мы заговорили про работу. Наверное, у многих есть много несделанного, дел, которые нужно доделать, и это тянется из года в год. Может быть, стоит в пост это доделать, совершить личное усилие? Может быть, стоит исполнить обещания, когда-то данные разным людям и невыполненные?

Пост – это сочетание молитвы с делами человека.

Конечно, стоит контролировать свою речь, свои слова, стараться быть максимально спокойным, выдержанным, не срываться на эмоции.

И важно не забывать благодарить Бога – в том числе и за то, что ты имеешь возможность еще раз в своей жизни войти в эти светлые дни Великого поста.

– Вот вы сказали, что не надо ставить себе оценок. Но ведь человеку все равно важно понимать, растет он духовно или нет.

– Мы должны знать, что все время идем против ветра суеты и рассеянности, и если расслабимся – нас начинает сносить в обратную сторону.

«Дорога дается идущему», не сидящему, не лежащему, а именно идущему – все время должно быть целенаправленное движение.

Настрой себя таким образом, чтобы у тебя было мирное сердце, ведь мы так часто воюем, в первую очередь в своей голове, у нас так много сил уходит на какое-то противостояние. Надо приподняться над собой, посмотреть с высоты на то, что вызывает раздражение, и оно с этой перспективы оказывается очень мелким. Это еще одна грань Великого поста, еще одно задание себе – попробовать подняться над собой, посмотреть с высоты на свою жизнь, чтобы не погрязнуть в житейских мелочах.

Получается, мы не верим в милосердие Божие

– Вы говорите, движение, а человеку кажется, что он топчется на месте. Каждый раз на исповеди говорит одно и то же…

– Исповедь – это другая проблема. У нас есть хорошие церковные решения, согласно которым вопросы исповеди решаются персонально священником с конкретным прихожанином – исповедоваться ему перед каждым причастием или нет. Исповедь – не пропуск к Святой Чаше, а отдельное Таинство, к которому требуется подготовка – испытание совести, особенно в дни поста. Я считаю, что такие генеральные исповеди нужно проходить каждым постом.

Если у человека есть грехи, которые действительно заставляют его серьезно задуматься о том, может ли он подойти к Святой Чаше – это уже серьезный разговор. Если же человек придерживается обычного ритма, каждое воскресенье приходит в церковь, соблюдает пост в среду и пятницу, то он может просто подходить к священнику под благословение и, получив его – причащаться. В нашем приходе все обстоит именно так. Есть только одно обстоятельство, о котором нужно помнить: каждый христианин окормляется на одном своем приходе.

Генеральная исповедь может потребовать много времени, поэтому нужно приходить в храм накануне воскресной службы в субботу вечером, когда после всенощной священник спокойно, без спешки сможет быть свидетелем вашего покаяния и, возможно, даст полезные рекомендации, в том числе о частоте исповеди и причастия.

– Но во многих храмах исповедь воспринимается именно как пропуск.

– Да, во многих храмах и Евхаристический канон читается так, что его не слышно, и прихожане (верные) становятся не участниками богослужения, а его зрителями. И это серьезнейшая проблема – проблема полноценного участия прихожан в богослужении. Но все больше и больше священников вдумчивых, которые понимают, что благодарить и славить Бога «едиными устами и единым сердцем» – правильно.

– Даже если не частая исповедь – исповедался человек в Рождественский пост, потом приходит на исповедь Великим и видит, что не меняется, что грехи, пусть «бытовые», те же…

– Здесь все-таки задача священников – говорить с человеком так, чтобы он научился глубже заглядывать внутрь своей души, и тогда, возможно, будет открываться намного больше того, что нуждается в исповедании.

Иногда случается так, что человек только и думает о своих грехах и своей несостоятельности, все время вспоминает о тех грехах, которые уже исповеданы. Такие состояния бывают опасными.

Получается, мы не верим в милосердие Божие. Нужно верить в то, что Господь нас, как в притче о блудном сыне, всегда ждет, радуется и прощает, когда мы возвращаемся в Его дом.

Погружение в размышления о своей несостоятельности – искушение, бесовская работа. Но в то же время важно быть внимательным и правдивым по отношению к себе, если ты ошибся и согрешил, сразу принести Богу свое покаяние.

Наша задача, прежде всего, – не только все время думать о своих грехах, а попробовать вырастить в себе нового человека – новое творение во Христе.

Это уже совершенно другое отношение к жизни, другое мироощущение – ощущение радости. Радости жизни, сотворчества и понимание того, что Господь тебя всегда любит, Он привел тебя из небытия, ты дорог Ему и дорогой ценой искуплен. Когда приходит такое вот ощущение жизни, болячки начинают отваливаться, а мы этого можем даже не замечать.

Есть очень хорошее сравнение: вот доброе растение, которое обвивает сорняк, мешая его росту, но нужно постараться, чтобы корни растения укрепились так, что оно все равно будет расти, зеленеть, цвести и давать хорошие плоды.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Как выигрывать на casino Vulkan Онлайн-казино Вулкан Делюкс: разница игры между женщинами и мужчинами Дробеструйное оборудование для вашего производства Православные следопыты создадут "Братство трезвости" в Екатеринбурге У ФАС возникли вопросы к передаче Сампсониевского собора РПЦ

Православная лента