Концертный хор Санкт-Петербурга спел в Исаакиевском соборе песню о ядерном ударе авторства Андрея Козловского. Так хор под руководством заслуженного артиста России Владимира Беглецова поздравил военнослужащих в День защитников отечества. Песня была исполнена после основной программы. Появившиеся в социальных сетях видео выступления “На подводной лодочке” вызвали неоднозначную реакцию. Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов.
Протоиерей Георгий Митрофанов
То, что произошло, могло поначалу показаться фейком и даже провокацией. Но на самом деле, насколько мне известно, как у исполнителей, так и слушателей, произошедшее не вызвало никаких особенных эмоций. И именно это обстоятельство свидетельствует о духовном одичании наших современников, в том числе тех, кто считает себя приобщенным к культуре.
Конечно, эта ерническая песня, написанная в начале 80-ых годов и пародирующая советскую внешнюю политику с её оголтелой агрессивностью, тогда, возможно, и могла вызывать улыбку. Впрочем, исполнялась она во время кухонных застолий или диссидентских посиделок. Потом она потеряла свою актуальность. Но сейчас она звучит в высшей степени кощунственно!
Мы так много говорим о жертвах войны, о том, как страшна война, вообще, теме войны придаем невероятное большое значение…
С художественной точки зрения стихотворение, переложенное на простенькую музыку, само по себе выглядит убого. Но в стенах храма, да еще Исаакиевского собора, олицетворяющего собой лучшие традиции русской культуры вообще и церковной культуры в частности – этому произведению не место. В этой песне нет ничего, кроме примитивного идиотизма.
С этой точки зрения возникает вопрос: а государство, отстаивающее право владеть Исаакиевским собором, а интеллигентные культурные круги – как на это отреагируют? Оказывается, можно храм, находящийся в распоряжении у государства, превращать в концертный зал, в котором происходят омерзительные, с моей точки зрения, мероприятия.
Если бы Исаакиевский собор был передан Церкви, возможен ли был подобный концерт? Я не знаю. Надеюсь, что нет, хотя, видя, как деградирует культурный уровень нашего общества в целом, я не удивлюсь, если какой-нибудь священнослужитель решит провести подобное мероприятие в стенах храма.
Кроме чувства глубокой печали, даже не возмущения, а именно печали и тоски, такое мероприятие у меня ничего вызвать не может. Мы действительно духовно деградируем, хотя постоянно говорим о духовности и о нашем духовном возрождении. Деградация происходит на всех уровнях: как на уровне тех, кто считает себя деятелями культуры, так и, увы, и на уровне тех, кто считает себя священнослужителями. Слава Богу, что этот хор теперь никак не связан с епархией. Если честно, то одно это меня радует.
Записала Дарья Рощеня