Родители Силиконовой долины не дают детям планшеты, а просмотр YouTube по мнению большинства родителей - пустая трата времени. Колумнист The Guardian Зое Уильямс рассказывает, почему Интернет - это всего лишь инструмент, а не воплощение зла.
Зое Уильямс
Этим утром, еще лежа в постели, я прослушивала сегодняшние заголовки Today programme, и услышала про новое исследование Ofcom о том, что теперь дети проводят меньше времени перед телевизором и больше на YouTube (хотя, так как YouTube является платформой доставки контента, лучшим заголовком было бы “Дети смотрят меньше телека, предпочитая больше другого телека”).
Мой 11-летний ребенок был внизу, он тоже валялся в постели и смотрел YouTube. Я знала об этом не потому, что у меня есть какая-то система родительского надзораа. Просто если бы он не смотрел YouTube, это означало бы, что в доме нет интернета, а это я уж точно услышала бы.
В своих ностальгических воспоминаниях о прошлом мы разделились на два лагеря: на людей, которые с позитивом вспоминают свою молодость, и тех, кто считает, что интернет – зло, а значит и жизнь последних двух поколений – зло.
Родители – легкая добыча для тех, кому нравится распространять ужасы про экранное время: будто оно замедляет детское развитие, способствует или, по крайней мере, поощряет буллинг, не дает детям почувствовать скуку и убивает все конструктивные мысли, которые рождаются это время, разрушает социальные связи и неумолимо тянет нашу молодежь в состояние хикикомори – по-японски “нахождение в уединении”, то есть, в состояние «острой социальной самоизоляции».
Мы считаем, что детям не нужно экранное время, так как, когда мы были молоды, у нас его не было. Мы знаем, что почти все, что не связано с экранами – запуск бумажного змея, вышивка, лепка – более полезно. Тем не менее, мы – вернее кто-то где-то – нашли способ собрать весь огромный объем человеческих знаний и все виды человеческой деятельности и поместить это в одно портативное устройство.
Как с этим бороться? И знаете ли вы, с чем боретесь?
И прежде, чем вас прибьет к стене гвоздь лицемерия, учтите: трудно быть в белом пальто, когда вы не можете отложить свой смартфон даже на две секунды, чтобы начать вашу проповедь.
Я знаю две семьи с крепким и нерушимым правилом относительно экранного времени. В одной в стиле Силиконовой долины детям не позволяется находиться перед экранами, и в доме даже нет телевизора. В другой есть небольшой лимит экранного времени в день, но его хватает разве что посмотреть один эпизод Gumball (англо-американо-ирландский мультсериал), также дети могут заработать дополнительное экранное время своим хорошим поведением.
Все остальные семьи ведут себя в пост-авторитарном стиле – стонут, уговаривают, смягчаются и время от времени удивляются, что Fortnite (компьютерная игра в жанре симулятора выживания) на самом деле вполне нормальная игра. Как сказал один мой друг: “в нашей семье отличная дисциплина. Мы делаем в точности то, что нам говорят родители. Проблема возникает только тогда, когда мы делаем это не сразу.”
Не могу сказать, что я такой уж оптимист: видео-блоггеры просто ужасают меня. Я негодую направо и налево. Есть целая компания молодых парней-блоггеров в традициях сериала «Чудаки», которые бродят повсюду, чиня себе и другим проблемы. Но это по крайней мере можно понять: вечный нелепый мазохизм. Но есть люди, которые вскрывают нарывы, говорят ни о чем и страдают фигней.
Моя дочь наблюдает за молодой женщиной, транслирующей фантазии о том, как она дала выдуманному бездомному половину своего гамбургера, а он отказался. О Боже, чего хотят эти люди?
И хотя на YouTube можно найти много всего, верного зрителя это приведет в пустоту. Но могу ли я с уверенностью сказать, что в этом меньше смысла, чем в шоу по радио во время завтрака или болтовне детей со своими друзьями? Или, если уж на то пошло, в болтовне, которую я веду со своими друзьями? Мне просто хочется осмысленности или я просто ненавижу современность? Я не знаю, честно говоря.
Воспитание детей — это и общественный, и социальный акт, но в последнее время в парадоксальной коллективной фантазии мы стали представлять это как индивидуальный и частный акт. Когда миру нужна была покорность и пушечное мясо, даже самые богатые воспитывали своих отпрысков холодными и голодными, доходя до того, что создавали учебные заведения, в которых холод и голод был гарантирован. Когда мы кричали о свободе и нонконформизме, модным стало “благотворное невмешательство”. Пророчеством Кассандры было бы, что теперь миру нужны потребители и именно их мы и производим: мягкая пассивность, преданные зрители.
Но я знаю, что это неправильно: мы воспринимаем экран анахронистически, как будто бы речь о дихотомии между тем чтобы смотреть (плохо) и делать (хорошо), но это не имеет смысла уже с 1990-х годов.
Силиконовая долина запугала нас частными школами без экранов и родительскими правилами XX века. Это очень нервирует, как будто они подсадили нас на опиум, а их дети вырастут безупречной супер-породой.
На самом деле то, что они создали – инструмент, который может быть как активным, так и пассивным, как образовательным, так и бессмысленным, как вдохновляющим, так и очерствляющим дух. Вы можете контролировать использование этого инструмента, но, если при этом вы будете считать, что экранное время – зло, ваши дети посмеются над вами. Если вы все еще беспокоитесь, лучший способ оторвать детей от экранов – позволить им валять дурака в реале.
Источник
Перевод Марии Строгановой