"Мы вас постоянно призываем совершать утренние и вечерние молитвы. Но сможете ли вы прочесть все эти молитвы от начала и до конца без книги, на память? А если нам придется попасть в тюрьму и не будет книг? <...> В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах. Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали". Проповедь священника Константина Кобелева в день Собора новомучеников и исповедников Российских в 2002 году.
Возлюбленные братья и сестры! Сегодня Святая Церковь светло празднует собор Новомучеников и Исповедников российских, пострадавших от безбожного гонения в XX веке. В этот день мы должны прислушаться, к чему они призывают, посмотреть, какой они дают пример.
Священник Константин Кобелев
Каждый святой имеет особую благодать помогать в тех наших жизненных обстоятельствах, с которыми он сам сталкивался в своем житии, а время Новомучеников так близко к нам! Посмотрим на историю России. В течение последних 300 лет это сплошные испытания, постоянные искушения. Начиная со времени царствования Петра I до начала Первой Мировой Войны население России выросло более, чем в 10 раз, но в то же время число православных храмов увеличилось лишь в 4 раза, причем на царствование двух последних российских Царей приходится половина этого прироста. Если же мы посмотрим на положение монашества, этой души Церкви, то увидим ошеломляющие цифры.
В 1701 году было 1200 монастырей, ко 2 половине XVIII в. – только 380, и лишь к концу царствования Царя-Мученика это число почти восстановилось (1025). Число монахов с 25 тыс. снизилось до 6 тыс., но при последнем Императоре в России было уже 95 тыс. монашествующих. Обратите внимание: это похоже на то, что мы видим сейчас – та же картина большого роста числа храмов и монастырей после гонений. Но это внешний рост, который еще не вполне достигает необходимой внутренней глубины. Мы еще далеки от той духовной высоты, на которой стояли наши предки.
Но, к сожалению, время возрождения России в начале XX века и в наши дни имеет еще одно сходство: сейчас, как и тогда, наряду с отрадным явлением возрождения духовности, развивается так называемая «свобода», но это свобода для греха. Сейчас мы столкнулись с массированной пропагандой насилия и разврата. То же было и в начале того века, когда даже открывались такие заведения, дома, “о которых срамно есть и глаголати”. И тогда средства массовой информации шли в наступление против Церкви, против законной власти, используя деньги врагов России, в том числе воюющих с Россией Германии и Японии. Сейчас мы не знаем, на чьи деньги, но приемы у СМИ те же. Клевета на Церковь, священство и власть. Эти аналогии подводят нас к страшным прогнозам, как бы не повторились такие же гонения.
И тогда распространялось пьянство, курение, карточные и другие азартные игры, различный оккультизм, спиритизм, теософия. И тогда деньги повсюду начинали становиться во главе всех ценностей. Эти страшные явления духовной деградации затрагивали в том числе и Церковь. Например, когда весь день и всю ночь шло прощание с находившимся в храме телом Пушкина, тогда после похорон весь пол в храме был усеян окурками. В этих условиях борьбы возрождения и разложения, борьбы святости и соблазна наши новомученики явили пример личной победы над этими грехами.
Если бы не так, если бы они сами были подвержены этим грехам, тогда Господь не сподобил бы их пролить за Себя кровь и не венчал бы их мученическим венцом. Изучая жития каждого из Новомучеников, а так же биографии тех людей, которые враждовали с ними, снова и снова убеждаешься в этом. В ком была слабинка, тот предал Церковь, Царя, Отечество, стал сотрудничать с большевиками, ушел в обновленческий и другие расколы.
Новомученики явили нам пример великой любви, любви к Богу и к людям.
Как они любили Господа? Это выражалось в первую очередь в молитве, в церковных службах. Мы вас постоянно призываем совершать утренние и вечерние молитвы. Но сможете ли вы прочесть все эти молитвы от начала и до конца без книги, на память? А если нам придется попасть в тюрьму и не будет книг? Вы отвечаете мне, что будем читать Иисусову молитву. Это, конечно, выход. Но наши Новомученики знали наизусть не только ежедневное правило, но совершали по памяти все церковные службы: вечерню, утреню и даже Божественную Литургию. Вы видите, что мы совершаем Литургию на Престоле. В условиях же лагеря бывало: один из страдальцев ложился, и Литургия совершалась на его груди, как на живых мученических мощах. Сможете ли вы молиться, зная, что завтра расстрел? Они же молились и в самое время, когда их расстреливали. И отец с сыновьями говорил: “Расстреляйте сыновей на моих глазах, что бы я помолился о них, а потом меня” (прот. Философ Орнатский). Мы должны взять с них пример, и так напитать молитвословиями свою душу, чтобы уметь молиться в любых условиях.
Новомученики явили нам и великий пример любви к людям. Возлюби ближнего, как самого себя, глаголет Господь, а мы привычно вопрошаем: `и кто есть ближний мой`. Ближними для Новомучеников оказались уголовники, и среди них самые отъявленные. Лагерное начальство умышленно помещало верующих среди самых отбросов воровского мира. К пыткам охраны прибавлялись изощренные побои и издевательства этих, казалось бы, совсем потерявших образ Божий людей. Но именно в этих условиях они молились и совершали эти службы Богу по памяти. И происходило самое великое чудо, которое только возможно на этой земле – чудо преображения человеческих душ. Когда эти вчерашние мучители начинали любить заключенных батюшек или епископов, заботиться о них, подкармливать. Особенно страшной была жизнь матушек-монахинь, попавших в такие условия. Но когда они выходили на свободу, оставшиеся там люди тосковали и плакали.
А мы с вами не то, что врагов, и друзей то любить не можем малой частью той любви.
Лик Новомучеников – это многие тысячи. Причислены к лику святых около полутора тысяч, и это число постоянно растет. Чтобы их страдания не остались тщетными, чтобы их подвиг не пропал даром, мы с вами, малое стадо верных христиан, хотя и грешных, но старающихся посещать церковные службы, исповедываться, причащаться, должны обязательно воспользоваться этим примером любви. Еще раз призываю вас выучить наизусть утренние и вечерние молитвы.
Конечно, мы надеемся, что Господь избавит нас от гонений за веру, как слабосильных, надеемся, что не будем заключены в тюрьму без молитвенника. Но каждому из нас предстоит смертный час. Сего никто не избежит. И в момент, когда уже и «глазки не видят, и ножки не ходят», сможем ли мы молиться или будем думать только о своих болях? Сможем ли мы не капризничать и с благодарностью принимать заботы о нас наших ближних? Сможем ли мы непрестанно возносить Богу – не упреки и сетования – но повторять лишь слова: “Слава Богу за все!” – и на самом смертном одре???
Будем же усерднее молиться нашим Новомученикам – и да помогут они нам в самый ответственный момент – при переходе в вечность! И да сподобит нас Господь – как и их!!! – мирной кончины. Да, это поразительный факт – у мучеников кончина была мирной! На мир – вокруг нас – надеяться нечего: мирность эту мы должны иметь внутри нас – как ее имели наши святые и в самый час мученической смерти!